:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

2. Вопрос об объеме непосредственной .. | 3. Эйдетизм как примитивный феномен .. | Узнавание 1. Узнавание и воспоминани .. | 4. Привычное и знакомое .. | 6. Чувство знакомости .. |


Наблюдение 1. «Ощущенческое восприятие»


До сих пор мы говорили о восприятии так, будто бы существует лишь единственная его форма. На самом деле формы рецепторных взаимоотношений с действительностью многообразны — одни проще, другие сложнее. То, к какой из этих форм обращается живое существо, зависит, с одной стороны, от уровня его актуального развития, а с другой — от формы поведения, при осуществлении которой ему приходится устанавливать перцептивное отношение с действительностью. Таким образом, и в жизни существа, стоящего на высшей ступени развития, — человека бывают случаи, когда он обращается к наиболее простым формам восприятия, поскольку формы отношения с действительностью, то есть практика, могут быть такими, что его удовлетворят и подобные простейшие виды восприятия.

К наиболее примитивным формам восприятия можно отнести те случаи, когда воздействие внешних раздражителей вызывает простой отклик в нашей психике, когда переживается лишь существование внешнего раздражения; что же касается сущности, природы этого раздражения, это остается совершенно неизвестным. Подобные переживания особенно часты тогда, когда сущность внешней действительности не имеет для нас значения, когда она нас не интересует, когда наше воздействие на действительность совершенно не зависит от нас и определяется самим раздражителем. Крайней формой подобного взаимоотношения с действительностью можно считать сон. Во сне прекращена всякая практическая связь с действительностью — мы совершенно не собираемся воздействовать на нее. Но это обстоятельство, конечно, не мешает самим раздражителям продолжать воздействовать на нас. Обыч-

но мы не чувствуем этого воздействия, оно остается в границах физиологии. Однако бывают случаи, когда какой-либо сильный раздражитель, скажем громкий звук, будит нас. Предположим, что в комнате что-то упало, и сильный шум разбудил нас. Случается, что мы даже не знаем, что именно разбудило нас, но в ушах как будто что-то звенит — складывается впечатление, что след шума как бы продолжает действовать, и мы вдруг догадываемся, что нас разбудил шум.

В данном случае одновременно приведены примеры двух ступеней восприятия: первая, простейшая форма, когда «в ушах что-то раздается, шумит», как будто этот «шум» является нашим состоянием, а не чем-то, существующим вне нас. Именно это представляет собой ту простейшую форму переживания внешней действительности, для описания которой мы и обратились к данному примеру.

Аналогичное переживание в свое время было описано нами под названием «ощущения»2, а затем Хайнц Вернер попытался осуществить экспериментальный анализ примерно такого же переживания. Возможно, что и Штерн подразумевает явление этой же категории, отмечая, что «ощущение в этом случае представляет собой целостный резонанс личности в ответ на раздражитель». Целостный резонанс здесь не совсем точно выражает явление, о котором идет речь, поскольку оно представляет собой достаточно четкое переживание, возникающее на фоне целостного состояния и все еще переживаемое как бы состоянием субъекта.

Подобное переживание возникает не только у внезапно проснувшегося человека. В общем можно сказать, что при прекращении практической связи между нами и действительностью всегда создаются условия для возникновения подобных переживаний; например, в случае сильной усталости или заметного снижения внимания.

Надо полагать, что нет ничего невозможного в том, чтобы в некоторых случаях эта простейшая форма восприятия — это, так сказать, ощущенческое восприятие — оказалась совершенно достаточной с точки зрения нужд практического взаимодействия с действительностью. Подразумеваем случаи, когда внешний раздражитель лишь выполняет роль сигнала, за которым следует та или иная реакция. Вероятно, особенно часто подобные случаи встречаются в практике потребления, где связь между раздражителем и реакцией зачастую носит сугубо рефлекторный характер.



Похожие по содержанию материалы:
6. Вопрос нативизма ..
2. Наблюдение ..
3. Структурное развитие восприятия ..
Ревматоидный артрит ..
2. Вопрос об объеме непосредственной памяти ..
3. Эйдетизм как примитивный феномен ..
Узнавание 1. Узнавание и воспоминание ..
4. Привычное и знакомое ..
6. Чувство знакомости ..
Ассоциация представлений 1. Представление ..
4. Законы ассоциации ..
6. Закон реинтеграции ..
8. Ассоциативная память как низшая форма памяти ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


2. Наблюдение

Однако если ответное действие зависит от природы раздражителя, то есть когда до начала реакции возникает необходимость предварительного учета этого раздражителя, ощущенческое восприятие оказывается недостаточным. В данном случае возникает необходимость переживания содержания восприятия, как объективно данного, то есть восприятие должно предоставлять переживание предмета. Это уже другая форма пр .. читать далее




Онтогенетическое развитие восприятия 1. Раннее детство

Простейшая форма восприятия — ощущенческое восприятие зависит от степени зрелости органов чувств. Там, где тот или иной орган чувств достигает степени зрелости, обеспечивающей возникновение и осуществление соответствующего физиологического процесса, мы имеем полное право говорить и об ощущении. Факт наличия целого ряда рефлексов у новорожденного ребенка доказывает, что внешние раздражители имею .. читать далее




2. Последующее развитие восприятия

Тем не менее существует целый ряд исследований, подтверждающих, что сенсорное развитие ребенка продолжается не только в дошкольном возрасте, но и после него. Ребенок школьного возраста лучше видит цвета, лучше различает свет, тона, чем на предыдущей ступени своего развития.

Таким образом, выясняется, что анатомо-физиологическое развитие органов чувств завершается в раннем детстве; впослед .. читать далее




3. Структурное развитие восприятия

С представленной картиной развития восприятия хорошо согласуются существующие данные о структуре восприятия.

Чем младше ребенок, тем диффузнее его восприятие, тем больше оно лишено основных свойств гештальта — внутренней расчлененности и внешней выраженности. Хорошей иллюстрацией данного положения служит следующий опыт.

Дайте ребенку в возрасте поры хватания какой-либо особен .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100