То, что содержание восприятия имеет целостный характер, известно давно. Подмечено было и то, под воздействием каких факторов части объединяются в целостную структуру. Классическая психология отстаивала следующее положение: восприятие представляет собой комплекс элементарных психических процессов, ощущений. Стало быть, ее задача заключалась в выявлении этих элементов. Например, вопрос восприятия пространства по существу мог считаться решенным, если бы было определено, из каких именно ощущений оно складывается.
Большая заслуга гештальттеории заключается в том, что она сделала серьезный шаг в направлении изучения настоящего, живого, конкретного восприятия. Для гештальттеории главным является целое. Поэтому задача психологии заключается в изучении этого целого. А это означает, что, во-первых, должны быть точно описаны формы проявления этих целостностей, а, во-вторых, с учетом того, что целое представляет собой самостоятельную, первичную реальность, следует установить и исследовать пущие ей специфические закономерности.
Факторы и законы гештальтизации Вертхаймера представляют собой одну из серьезных попыток установления данных закономерностей. Эти факторы и законы безусловно основаны на правильных наблюдениях и должны считаться обобщением этих наблюдений. Но поскольку гештальттеория только этим и ограничивается, не выходя за пределы описания феноменов, создается впечатление, будто и объективно вся действительность состоит только из данных феноменов. Например, почему мы воспринимаем лежащую перед нами «тетрадь»? Потому, что некие элементы — в силу близости, сходства, замкнутости или других факторов — соединились между собой: тетрадь как определенный гештальт, как предмет определенного восприятия, является результатом подобного увязывания. Почему мы видим этот определенный предмет вне нас? Потому, что некоторые части чувственного мира, или, как говорят представители гештальтпсихологии, «чувственного поля» объединились в единый целостный геш-тальт. Создается впечатление, будто своеобразие объективной действительности зависит от того, какие феномены находятся в сознании, полностью исчерпываясь ими.
Данная точка зрения гештальттеории, безусловно, неприемлема. Обобщения данных непосредственного наблюдения недостаточно — происходящее несомненно имеет объективную основу. Задачу психологии восприятия составляет выявление этой объективной основы и установление ее психологического значения.
В качестве примера рассмотрим один из «законов» гештальтизации, скажем, следующий: в сенсорном поле объединяются близлежащие части («фактор близости»). Данный факт был известен и классической психологии. Тогда это объяснялось так: то, что находится вблизи друг от друга, всегда переживается вместе, и когда подобные одновременные переживания происходят часто, то в конечном счете между ними устанавливается прочная ассоциативная связь. В основе подобного рассуждения лежит следующее убеждение: раздражитель прямо воздействует на субъекта, непосредственно вызывая у него соответствующую реакцию, ощущение; каково раздражение, таково и ощущение. Если раздражители встречаются вместе, то вместе возникают и соответствующие ощущения. Главная формула классической психологии такова: раздражение —> психическая реакция (ощущение). Гештальттеория данное положение не разделяет. Согласно ее воззрениям, раздражитель действует на субъекта отнюдь не непосредственно; предварительно происходит его организация, гештальтизация, а субъект реагирует уже на продукт этой организации. Применительно к фактору близости это положение выглядит следующим образом: прежде, чем сенсорные раздражители вызовут у субъекта какую-либо реакцию, происходит организация, объединение этих раздражителей, а наше восприятие строится на почве продукта этого объединения.
Ни одна из этих формул не является правомерной. В обоих случаях игнорируется субъект как таковой, как целостность. Более верной была бы такая формула: комплекс раздражителей (объект) —> целостный процесс в субъекте —> восприятие как целостный процесс. В этом случае становится понятным, что именно лежит в основе целостности восприятия, или, вернее, становится понятным факт психической первичности гештальта, установленный гештальттеорией.
Гештальт как переживание несомненно первичен. Однако, в его основе лежит целостное изменение самого субъекта, вызванное воздействием объективной действительности. Следовательно, близлежащие части сенсорного поля объединяются в один гештальт потому, что объективно они принадлежат одному предмету, в результате воздействия которого на субъекта у этого последнего возникает своеобразный целостный эффект, на основе которого затем строится целостное, гештальтное восприятие данного предмета.
Отсюда, пожалуй, становится ясным, что именно составляет главную основу того, что затем переживается как предмет восприятия. Это — целостное изменение
субъекта, вызванное воздействием объективных обстоятельств. Выше мы назвали это изменение установкой. Теперь уже механизм восприятия представляется нам следующим: субъект, движимый той или иной потребностью, начинает взаимодействовать с окружающим миром; результатом этого является целостное изменение самого субъекта, обусловленное воздействием ситуации. Так возникает установка, лежащая в основу переживаний и поведения субъекта.