Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
2. Условия эксперимента .. | Наблюдение 1. «Ощущенческое восприя .. | 2. Последующее развитие восприятия .. | 2. Продолжительность .. | 3 . Виды психологического эксперимен .. |
8. Фигура и фон
В действительности мы никогда не воспринимаем предметы как отдельные, полностью оторванные от окружения, одиночные — любой предмет воспринимается на своем определенном фоне. Настоящее восприятие подразумевает и одно, и второе — как фигуру, то есть сам предмет, так и его фон. Восприятие представляет собой единство фигуры и фона. Следовательно, невозможно предполагать, что они взаимоиндифферентны, то есть для фигуры безразлично, каким будет фон, и наоборот. Нет! Фигура влияет на фон, а фон — на фигуру. Обратимся к примеру. На 9 изображена ваза на черном фоне. Фигура дана четко, ее гештальт совершенно ясен; он изнутри расчленен и выделен от фона четкими контурами. Совершенно иную картину дает фон. Он представляет собой бесформенное, неопределенное пространство, почти полностью лишенное какой-либо гештальтности; он изнутри недифференцирован и и четко не выделен от окружения — он сам является окружением. Теперь попробуем превратить в фигуру то, что на нашем унке было фоном, а в фон — то, что прежде было фигурой. Приглядимся внимательнее к черному фону! Это же профили человеческого лица: один — справа, другой — слева. Они обращены друг к другу. Вполне отчетливо видны лоб, нос, подбородок — одним словом, черный фон теперь превратился в дифференцированную целостность — в человеческое лицо со своими частями. В то же время оно определенными контурами выделилось от окружения. Зато изменилась прежняя «фигура». Белая ваза у ж е не видна. На ее месте находится безликое пространство, недифференцированное изнутри и не выделенное от окружения. Этот пример хорошо иллюстрирует взаимовлияние фигуры и фона: фигура, в отличие от фона, воспринимается как гештальт. При восприятии действительности мы всегда воспринимаем предметы на каком-то фоне. Поскольку фигура и фон воспринимаются по-разному, большое значение имеет то, что воспринимается фигурой, а что — фоном. Последователи геш-тальтпсихологии остаются на уровне описания, утверждая, что в виде фигуры воспринимаются те части чувственной действительности, которые в силу наличия более благоприятных условий для создания целостности имеют лучший гештальт; в качестве же фона выступает часть среды, составляющая худший гештальт. Обычно в фигуру превращаются более маленькие и более расчлененные части действительности, а в фон — имеющие больший размер и х у ж е дифференцированные.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
9. Критика гештальтпсихологии
То, что содержание восприятия имеет целостный характер, известно давно. Подмечено было и то, под воздействием каких факторов части объединяются в целостную структуру. Классическая психология отстаивала следующее положение: восприятие представляет собой комплекс элементарных психических процессов, ощущений. Стало быть, ее задача заключалась в выявлении этих элементов. Например, вопрос восприятия .. читать далее
Восприятие пространства 1. Нативизм и генетизм
Первое важнейшее свойство восприятия заключается в том, что в нем дано переживание предмета, существующего вне нас. Поэтому данное психическое переживание на всех языках называется восприятием (восприниматъ — получать извне). Предмет чувственного восприятия непременно расположен где-то в пространстве и является носителем целого ряда пространственных свойств. Во-первых, он занимает опреде .. читать далее
2. Восприятие величины
Каким образом воспринимается величина предмета? В данном случае особую роль выполняет наше зрение. Но не только зрение — воспринять величину можно и посредством осязания. Следовательно, величина — это интерсенсорное восприятие, как и пространственность вообще. Однако оно интерсенсорно не только в том смысле, что воспринять величину можно как тактильно, так и зрительно, а главным образом потому, .. читать далее
3. Третье измерение
Особый интерес всегда вызывал вопрос телесности восприятия. Почему и каким образом мы воспринимаем предметы трехмерными, тогда как на сетчатке их отображение является двухмерным? Достаточно убедительный ответ на данный вопрос дает следующий простой опыт: переуем с фотографической точностью какой-либо предмет, например башню, сперва так, как ее с одной какой-то точки видит правый гл .. читать далее
|