Содержание восприятия гештальтно; оно таково изначально, а не в результате акта соединения отдельных ощущений. Однако бесспорно и то, что в восприятие того или иного предмета входит многое такое, что само может быть предметом самостоятельного восприятия. Например, хотя бы вот это слово, которое мы сейчас читаем. В качестве слова оно является отдельным гештальтом, предметом отдельного восприятия. Однако очевидно и то, что в то же время мы можем воспринять и отдельные буквы; в этом случае каждая из них также будет представлять собой предмет отдельного восприятия и иметь собственный гештальт. Или же вот то дерево. Как дерево оно является отдельным гештальтом; но предмет моего восприятия составляет и вот то яблоко, что висит на нижней ветке слева, — ведь и оно, как таковое, дано в содержании восприятия в виде гештальта. Одним словом, предметы как целостные гештальты состоят из частей, в свою очередь также представляющих собой отдельные гештальты.
В таких условиях, естественно, встает вопрос: как происходит объединение этих отдельных частей в целостные гештальты? Какие факторы лежат в основе процесса гештальтизации?
Данный вопрос был специально изучен представителями гештальттеории, в частности, главным руководителем этой школы М. Вертхаймером, открывшим, по его мнению, целый ряд факторов гештальта.
1. Скажем, перед нами двадцать точек, расположенных так, как показано на 2.
Как мы воспринимаем эти точки — каждую в отдельности или они составляют целостные группы? Достаточно немного приглядеться к ним, чтобы удостовериться в том, что мы имеем дело с вполне определенными группами, каждая из которых содержит по три точки (слева направо, а не наоборот, в соответствии с «а-в-с»). Это — несомненный факт. Что лежит в его основе? Вертхаймер тут говорит о факторе близости; и в самом деле, в этом случае группирование происходит по принципу наименьшего расстояния. Примечательно, что данный принцип имеет силу не только в сфере зрения и пространства. Слуховые впечатления так же подвержены воздействию этого фактора — соседние звуки объединяются в одну группу, создавая ритм.
2. В случае, показанном на 3, в первую очередь бросаются в глаза вертикаль ные, а не горизонтальные столбцы. Перед нами предстают отдельные столбцы, состо ящие из окружностей и точек. Что лежит в основе такой группировки? В данном случае сослаться на близость невозможно, так как все элементы равноудалены друг от друга; следовательно, близость как фактор исключается. Остается сходство: схожие элементы расположены вертикально. Значит, здесь мы имеем дело со вторым фактором, фак тором сходства — схожие элементы имеют тенденцию объединяться в один гештальт.
3. Допустим, что в ряде точек, сгруппированных по три по принципу близости, каждый третий член нечетной группы и первый и второй члены четной группы расположены над этой строкой; тогда вместо групп, созданных по принципу близости, мы получим две группы точек: отдельно группу точек, находящихся наверху, и отдельно группу точек, расположенных внизу ( 4). Этот третий фактор Вертхай-мер назовет фактором общей судьбы.
4. В зависимости от того, что предшествует констелляции определенных стимулов, различна их организация: ожидание влияет на восприятие. Данный фактор называют принципом установки, или фактором диспозиции, гештальта.
5.Важным фактором является фактор внутренней принадлежности, или фактор хорошего гештальта. Возьмем следующие унки ( 5):
В первом случае мы видим две линии — АС и В; во втором случае мы опять-таки АС и В. Но это противоречит закону близости, поскольку точка С расположена ближе к В, а не А. Но в силу того, что А и С представляют собой продолжение друг друга, они принадлежат друг другу и поэтому создают целостность.
6.Затем идет фактор замкнутости: когда из А, В, С и D линий — AB/CD содержат замкнутые и завершенные процессы, а АС/BD — открытые и незавершенные, при восприятии преимущество отдается первым.
7. Значение имеет также фактор расположения ( 6). На унке и слева (а) и справа (b) изображено по два шестиугольника. Различие между этими шестиугольниками ограничивается их расположением: слева ( 6а) они имеют минимальную область соприкосновения, справа ( 6b) — общее основание. В результате в первом случае мы видим каждую из этих фигур по отдельности; во втором же случае вместо двух фигур мы воспринимаем всего лишь один целостный шестиугольник. Следовательно, расположение может способствовать как созданию, так и разрушению гештальта.
8. Некоторую роль играет также фактор опыта, или привычки. Человек в первую очередь видит то, с чем ему чаще всего приходилось сталкиваться ( 7). Фигура, изображенная на этом унке, для эллиниста будет изображением двух греческих букв — сигмы и гаммы, а для латиниста — латинское V. Однако влияние опыта проявляется только в том случае, когда он не противоречит другим факторам гештальта, поскольку опыт, сколь большим бы он ни был, не сможет преобразовать гештальт, построенный под воздействием других факторов. Например, бесспорно, что современный человек очень часто имеет дело с цифрами. Несмотря на это, на предложенном унке ( 8) никому не бросаются в глаза гештальты цифр 3 или 4 и, тем более, гештальты Е или S.
Таким образом, в основе объединения содержания восприятия в целостность лежат определенные факторы. Однако следует отметить, что какой бы гештальт, какую бы целостность они ни создавали, любой гештальт, согласно наблюдению представителей гештальтпсихологии, стремится к максимальной полноте и завершенности. Это основной закон гештальтизации, известный под названием «прегнантности гештальта» (Вертхаймер).