:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

3. Максимальное настоящее .. | Артрит .. | 7. Сенсорное содержание .. | Онтогенетическое развитие восприятия .. | Глава седьмая Психология мнемических .. |


5. Вопрос категориальности восприятия


Возвратимся опять к нашему примеру восприятия. При восприятии данного карандаша перед нами предстает некий предмет — карандаш в совершенно определенном, конкретном виде. Материал ощущений, представляющий собой содержание данного восприятия, дает конкретное переживание предмета: передо мной находится

красный, короткий карандаш, легкий и узкий... Предмет моего восприятия представлен в сознании в виде этого определенного переживания. Но, вникнув в положение вещей, нетрудно заметить, что в совершенно конкретном, индивидуальном содержании моего восприятия дано и общее, ведь в темной комнате этот же предмет предстанет в сознании уже в виде иного сенсорного содержания. Предмет восприятия имеет общий характер, а содержание — конкретный и индивидуальный. Стало быть, в восприятии, в его сенсорном содержании, переживается общее.

Мы уже пришли к заключению о том, каковым является соотношение между предметом и содержанием — процесс завершения, формирования сенсорного содержания восприятия зависит от предмета. Отсюда легко понять, что настоящее восприятие вне общего невозможно.

Известен случай одного больного, описанный Гельбом и Гольдштейном, который не мог употреблять названия того или иного цвета ни активно, ни пассивно, то есть когда он видел, например, красный цвет, то не мог ответить, что он видит; или если ему предлагалось выбрать из расположенных перед ним цветов красный, он не мог этого сделать. Больной вообще не понимал, что такое красный, желтый или любой другой цвет. Специальное исследование показало, что субъект обладал вполне нормальным зрением: он прекрасно различал нюансы цветов; светло-красный для него был совершенно другим цветом, нежели темно-красный. Словом, «красный цвет» он не видел, хотя прекрасно разбирался даже в малейших различиях между цветами. Следовательно, у субъекта функция ощущения цвета была сохранена, но он неспособен был воспринимать их — для него, в сущности, цвет уже не является определенным предметом, который мог быть воспринят, а потому в каждом отдельном случае он видел различный цвет. Гельб и Гольдштейн заключают, что то, что дано нам в каждом отдельном случае нормального восприятия, представляет собой не просто определенный предмет, а является частным случаем целой группы, целой категории предметов. Они говорят о категориальности восприятия; у данного больного была повреждена именно категориальность восприятия.

Данная особенность восприятия имеет очень большое значение, создавая возможность бесконечного развития восприятия. Ощущение как таковое не развивается и зависит скорее от состояния соответствующих органов. Однако восприятие подразумевает и предмет, что не имеет ничего общего с органами чувств, а потому возможность расширения восприятия в направлении усматривания под его образом все более и более общего предмета бесконечна. Это зависит от уровня умственного развития человека. Следовательно, вместе с интеллектуальным развитием появляется также возможность развития восприятия.



Похожие по содержанию материалы:
5. Вопрос категориальности восприятия ..
Эксперимент. 1 Понятие эксперимента ..
9. Критика гештальтпсихологии ..
3. Третье измерение ..
3. Максимальное настоящее ..
Артрит ..
7. Сенсорное содержание ..
Онтогенетическое развитие восприятия 1. Раннее детство ..
Глава седьмая Психология мнемических процессов. Простейшие формы мнемических процессов 1. Мнеме ..
Непосредственная память 1. Непосредственная память ..
Эйдетический образ 1. Эйдетический образ ..
4. Темпоральная особенность эйдетического образа ..
3. Повторение как фактор узнавания ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


6. Понятие гештальта

А теперь вновь вернемся к содержанию восприятия. Как известно, предмет переживается в виде этого содержания. Он дан нам в виде ощущений, составляющих его содержание. Однако предмет всегда представляет собой единое целое, тогда как ощущения, в виде совокупности которых он нам дается, многочисленны и независимы друг от друга. Встает вопрос: каким образом это многообразие отдельных ощущений дает о .. читать далее




7. Факторы гештальта

Содержание восприятия гештальтно; оно таково изначально, а не в результате акта соединения отдельных ощущений. Однако бесспорно и то, что в восприятие того или иного предмета входит многое такое, что само может быть предметом самостоятельного восприятия. Например, хотя бы вот это слово, которое мы сейчас читаем. В качестве слова оно является отдельным гештальтом, предметом отдельного восприятия .. читать далее




Эксперимент. 1 Понятие эксперимента

1. Понятие эксперимента

Несмотря на значение объективного наблюдения за другими, его ценность все-таки весьма ограничена, поскольку позволяет получить лишь случайный материал. То же самое следует сказать и о самонаблюдении. В обоих случаях мы имеем дело с наблюдением случайно возникающих явлений. Очевидно, что этот недостаток можно преодолеть, имей мы возможность произвольно вызывать псих .. читать далее




8. Фигура и фон

В действительности мы никогда не воспринимаем предметы как отдельные, полностью оторванные от окружения, одиночные — любой предмет воспринимается на своем определенном фоне. Настоящее восприятие подразумевает и одно, и второе — как фигуру, то есть сам предмет, так и его фон. Восприятие представляет собой единство фигуры и фона. Следовательно, невозможно предпо .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100