Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
Восприятие пространства 1. Нативизм .. | Восприятие времени 1. Переживание на .. | 4. Ритм .. | 2. Условия эксперимента .. | Наблюдение 1. «Ощущенческое восприя .. |
5. Основа интермодального единства
Все отмеченные факты указывают на то, что не только ощущения, но и движения и пр. — одним словом, все то, в чем находит свое выражение активность субъекта, имеет в конечном счете единую основу. И в самом деле, ведь субъект един, и отношения устанавливаются между этим единым субъектом и многообразными явлениями действительности! Поскольку в процессе этих взаимоотношений участвует реальность во всем ее многообразии, постольку естественно, что человек, стоящий на относительно высокой ступени развития, отражает это многообразие в своих ощущениях. Но поскольку сам субъект представляет собой единую, неделимую целостность, то невозможно, чтобы он не отвечал на это многообразное и многостороннее воздействие столь же целостным эффектом. Иначе говоря, многообразие действительности находит свое отражение в различии ощущений, а единство субъекта проявляется в том целостном изменении, которым он отвечает на воздействие многообразной действительности. Поэтому вполне возможно, чтобы даже весьма различные стороны действительности вызывали в некотором роде одинаковый целостный эффект; мы видим, что это действительно так. Хорнбостель полагал, что интермодальная родственность ощущений основывается на общем сенсорном содержании, представленном во всех модальностях ощущения. Думается, что в признании существования подобного общего сенсорного содержания нет никакой надобности. Было бы правомернее полагать, что дело тут заключается в том целостном личностном эффекте, который среда вызывает у субъекта. Подобный эффект нам известен под названием установки, и мы знаем, что он возникает не только в сенсорной, но и в моторной областях. Таким образом, в основе интермодальной родственности ощущений и, стало быть, синестезии лежит единство установки. Конкретно положение вещей можно представить следующим образом. Когда, скажем, субъект слышит какой-то звук, то он вызывает в нем такой же целостный личностный эффект — установку, что и, допустим, переживание сладкого вкуса. В этом нет ничего невозможного, поскольку здесь в обоих случаях, помимо разных факторов — звука и вкуса, участвует и один постоянный фактор — сам субъект. И если при прослушивании звука у субъекта возникает установка на сладкий вкус, то легко понять, что на основе данной установки у него либо появится представление сладкого вкуса, и тогда он будет говорить о «сладком голосе», либо же, в случае особенно ярко выраженной установки, у него во рту на самом деле может появиться ощущение сладости. В таком случае мы будем иметь дело с проявлением настоящей синестезии. Данное соображение объясняет и вышеприведенные экспериментальные факты интермодального взаимодействия ощущений. И действительно, почему, например, воздействие цветового раздражителя не уменьшает, а, напротив, увеличивает чувствительность слуха или какой-либо другой модальности? Казалось бы, что все должно происходить совсем наоборот! Разве воздействие второго раздражителя не требует от нас новой энергии? Разве нам не легче делать одно дело, а не два? Все это безусловно так. Тем не менее, явление интермодального взаимодействия ощущений остается фактом. Однако с позиций теории установки понятно, почему это происходит так. Воздействие какого-либо раздражителя, скажем слухового, вызывает у нас определенную установку. Естественным результатом этого будет то, что любой другой раздражитель, действующий в направлении аналогичной установки, становится более ощутимым, и менее ощутимым, когда он действует в направлении совершенно другой установки.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
Восприятие 1. Восприятие
Переживание внешней действительности осуществимо только через ощущение — другого пути у живого существа нет. Тем не менее, реальность никогда не переживается в виде отдельных цветов, отдельных тонов или каких-либо других отдельных ощущений. Посмотрим в окно! Что мы увидим? Никто не скажет, что он видит столько-то зеленого цвета, столько-то красного, столько теней и столько света. Нет, он будет .. читать далее
2. Предмет и содержание восприятия
Однако есть ли в восприятии что-либо еще, кроме ощущений? Попытаемся проанализировать какое-либо восприятие: допустим, мы воспринимаем вот этот карандаш. Во-первых, хотим мы того или нет, восприятие подразумевает, в первую очередь, какой-нибудь предмет, который нами воспринимается, так как оно не может быть беспредметным. Но о восприятии данного предмета мы говорим потому, что переживаем его читать далее
3. Соотношение между предметом и содержанием восприятия
Возникает вопрос: действительно ли между предметом и содержанием восприятия нет никакой связи? Действительно ли они абсолютно индифферентны по отношению друг к другу? Действительно ли возможно коренным образом изменить содержание восприятия так, чтобы его предмет остался неизменным? Одним словом, встает вопрос о соотношении между содержанием и предметом восприятия. Для решения данного воп .. читать далее
4. Проблема константности восприятия
Эти фактические данные позволяют осветить одну проблему, долгое время составляющую предмет оживленной дискуссии. Давно известно, что цвет, величина и форма предмета кажутся нам неизменными, хотя вследствие изменения физических и физиологических условий все эти свойства предмета должны претерпевать существенные изменения. Мы имеем в виду проблему константности восприятия цвета, величины и .. читать далее
|