Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
9. Критика гештальтпсихологии .. | 3. Третье измерение .. | 3. Максимальное настоящее .. | Артрит .. | 7. Сенсорное содержание .. |
4. Экспериментальные доказательства
Однако факт интерсенсорного родства ощущений приобрел истинно научную ценность лишь после его экспериментального обоснования (1922). Первое проведенное нами экспериментальное исследование, не только подтвердившее существование этого факта, но и объяснившее его сущность, касалось вопроса психологических основ акустической и оптической родственности. Оказалось, что преобладающее большинство испытуемых для обозначения совершенно бессмысленных унков в качестве особенно соответствующего выбирают один и тот же звуковой комплекс. Вместе с тем выяснилось также, что это происходит в силу того, что в их переживании связь между звуковым комплексом и унком является существенной, а не случайной.1 Данная проблема стала особенно актуальной после опубликования исследования Хорнбостеля (1925). Его главное положение об единстве ощущений легло в основу целого ряда экспериментальных исследований. Особенно примечательным является факт функционального взаимовлияния различных органов чувств, подтвержденный множеством экспериментальных исследований. Как отмечает Джеймс, еще Урбанчич заметил, что, слушая звук камертона, его пациенты с определенного расстояния хорошо различали нюансы отдельных цветов, которые без камертона совершенно не различимы, или же очень слабый, совершенно неслышный звук становился слышимым при воздействии на глаза различных цветовых раздражителей. Проведенные экспериментальные исследования не только подтвердили эти наблюдения, но выявили новые факты интерсенсорного взаимодействия: 1. Острота зрения человека возрастает при одновременном воздействии на него и звука. То же самое происходит при воздействии на субъекта вкусовых, осязательных или болевых раздражителей. 2. Если испытуемый будет долго созерцать цветное пятно, а затем перенесет взор на нейтральную область, то он увидит на ней пятно противоположного цвета. Как известно, этот феномен называется последовательным образом. Оказалось, что если в процессе переживания последовательного образа испытуемый слышит какой-либо звук с переменной интенсивностью, то и оптический образ начинает мерцать, а при исчезновении звука мгновенно исчезает и образ. При воздействии на испытуемого звука с частотой в 550 герц цвет пятна становится более ярким, а его контуры — более четкими. 3. В освещенной комнате звук кажется более высоким, чем в темной. Таким образом, невзирая на очевидные модальные различия наших сенсорных переживаний, между ними безусловно существует определенное родство; несмотря на далеко идущую дифференциацию, они возникают на единой основе и в конечном счете составляют одну целостность. Еще интереснее то, что данная целостность выходит за пределы сенсорной области, распространяясь и на моторику; например, мы особенно хорошо улавливаем ритм тогда, когда сопровождаем его движением всего нашего тела или одной из конечностей; танцевальная музыка вызывает импульс выполнения определенных движений. По убеждению одного из исследователей, Руца, каждое музыкальное произведение связано с определенной позой тела. Поэтому для адекватного исполнения произведения того или иного композитора следует найти эту позу и принять ее. На этом же соображении построены фонетические исследования Зигварта. Можно предположить, что успешность выполнения движений зависит от одновременного действия различных органов чувств. Опыты Шиллера подтвердили это: оказалась, что, слыша звучание высоких тонов, испытуемый на 16% успешнее переливал воду из одного сосуда во второй, чем тогда, когда данная операция производилась в сопровождении низких тонов.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
5. Основа интермодального единства
Все отмеченные факты указывают на то, что не только ощущения, но и движения и пр. — одним словом, все то, в чем находит свое выражение активность субъекта, имеет в конечном счете единую основу. И в самом деле, ведь субъект един, и отношения устанавливаются между этим единым субъектом и многообразными явлениями действительности! Поскольку в процессе этих взаимоотношений участвует реальност .. читать далее
Восприятие 1. Восприятие
Переживание внешней действительности осуществимо только через ощущение — другого пути у живого существа нет. Тем не менее, реальность никогда не переживается в виде отдельных цветов, отдельных тонов или каких-либо других отдельных ощущений. Посмотрим в окно! Что мы увидим? Никто не скажет, что он видит столько-то зеленого цвета, столько-то красного, столько теней и столько света. Нет, он будет .. читать далее
2. Предмет и содержание восприятия
Однако есть ли в восприятии что-либо еще, кроме ощущений? Попытаемся проанализировать какое-либо восприятие: допустим, мы воспринимаем вот этот карандаш. Во-первых, хотим мы того или нет, восприятие подразумевает, в первую очередь, какой-нибудь предмет, который нами воспринимается, так как оно не может быть беспредметным. Но о восприятии данного предмета мы говорим потому, что переживаем его читать далее
3. Соотношение между предметом и содержанием восприятия
Возникает вопрос: действительно ли между предметом и содержанием восприятия нет никакой связи? Действительно ли они абсолютно индифферентны по отношению друг к другу? Действительно ли возможно коренным образом изменить содержание восприятия так, чтобы его предмет остался неизменным? Одним словом, встает вопрос о соотношении между содержанием и предметом восприятия. Для решения данного воп .. читать далее
|