Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
8. Фигура и фон .. | 2. Восприятие величины .. | 2. Кратчайшее настоящее .. | 5. Оценка длительности .. | 6. Вопрос нативизма .. |
3. Синестезия
Эта родственная связь становится еще более достоверной с учетом факта так называемой «синестезии». Говоря, например, о «сладком голосе», мы обычно отнюдь не подразумеваем, что у нас и в самом деле появляется ощущение сладкого, когда мы слышим этот голос. Нет! В данном случае речь идет о том, что у нас создается впе- чатление, будто бы мы и вправду переживаем ощущение сладости. Однако некоторые люди, слыша соответствующий звук, действительно переживают вкусовые, цветовые или иные ощущения; для них звук может иметь или цвет, или вкус, или запах, или же иную сенсорную сторону какой-то другой модальности. Одним словом, у этих людей ощущение одной модальности сопровождается ощущением другой модальности. Именно поэтому в этих случаях говорят о соощущении (синестезии). Чаще всего встречаются случаи синестезии звука и цвета — так называемые «фотизмы». Скажем, слушая какое-либо музыкальное произведение, субъект слышит не только звуки, а перед ним предстает целый калейдоскоп цветов, света, форм. Он переживает музыку двояко — и акустически, и оптически. Зачастую для него даже звуки обычной речи имеют специфический цвет. Интересно, насколько стойкой является связь этих соощущении? Окрашены ли определенные тона, аккорды, звуки, слова всегда в один и тот же цвет, или же их цвет в каждом отдельном случае различен? Выяснилось, что у одного и того же субъекта эта связь имеет стойкий и неизменный характер. Но, сравнив фотизмы различных субъектов, обнаружим, что между ними нет ничего общего, то есть один и тот же тон для одного субъекта окрашен в один цвет, а для другого — в совершенно иной.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
4. Экспериментальные доказательства
Однако факт интерсенсорного родства ощущений приобрел истинно научную ценность лишь после его экспериментального обоснования (1922). Первое проведенное нами экспериментальное исследование, не только подтвердившее существование этого факта, но и объяснившее его сущность, касалось вопроса психологических основ акустической и оптической родственности. Оказалось, что преобладающее большинство испыт .. читать далее
5. Основа интермодального единства
Все отмеченные факты указывают на то, что не только ощущения, но и движения и пр. — одним словом, все то, в чем находит свое выражение активность субъекта, имеет в конечном счете единую основу. И в самом деле, ведь субъект един, и отношения устанавливаются между этим единым субъектом и многообразными явлениями действительности! Поскольку в процессе этих взаимоотношений участвует реальност .. читать далее
Восприятие 1. Восприятие
Переживание внешней действительности осуществимо только через ощущение — другого пути у живого существа нет. Тем не менее, реальность никогда не переживается в виде отдельных цветов, отдельных тонов или каких-либо других отдельных ощущений. Посмотрим в окно! Что мы увидим? Никто не скажет, что он видит столько-то зеленого цвета, столько-то красного, столько теней и столько света. Нет, он будет .. читать далее
2. Предмет и содержание восприятия
Однако есть ли в восприятии что-либо еще, кроме ощущений? Попытаемся проанализировать какое-либо восприятие: допустим, мы воспринимаем вот этот карандаш. Во-первых, хотим мы того или нет, восприятие подразумевает, в первую очередь, какой-нибудь предмет, который нами воспринимается, так как оно не может быть беспредметным. Но о восприятии данного предмета мы говорим потому, что переживаем его читать далее
|