Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
5. Основа интермодального единства .. | 3. Соотношение между предметом и сод .. | 6. Понятие гештальта .. | Псориатический артрит .. | Восприятие пространства 1. Нативизм .. |
2. Ощущение вкуса
Несколько более определенную картину дают ощущения вкуса. Различия между ощущениями вкуса и запаха ясно видны и из нашей повседневной речи. Дело в том, что в языке почти нет самостоятельных слов для обозначения того или иного запаха, поэтому с этой целью приходится обращаться к названиям тех предметов, о запахе которых идет речь. Это хорошо видно уже из названий, использованных Герингом для обозначения основных запахов (цветочный, гнилостный запахи и т.д.). Отмеченное обстоятельство несомненно объясняется тем, что ощущение запаха настолько индивидуально, что обобщение этих ощущений невозможно. Иное дело ощущения вкуса. Наша речь располагает вполне определенными, самостоятельными словами для обозначения этих ощущений: сладкий, горький, соленый, кислый. Эти понятия имеются во всех языках, причем интересно, что других понятий для обозначения ощущений вкуса не существует. Как видно, в обыденной речи другие ощущения вкуса остаются незамеченными. Современная наука к данным ощущениям вкуса попыталась добавить еще два — алколивный и металлический. Однако большая часть психологов по-прежнему продолжает стоять на позициях обыденной речи; сегодня основными все еще считаются эти четыре основных качества вкуса: сладкий, горький, кислый, соленый. В этом смысле психология ощущения вкусов находится в несколько более преимущественном положении, чем психология запахов, поскольку в многообразие вкусов внесено больше определенности: известно, к какой группе относится тот или иной вкус, и выделены четыре группы. Но преимущества этим и исчерпываются, поскольку одного только факта существования четырех качеств вкусовых ощущений недостаточно для того, чтобы действительно упорядочить хаос вкусовых ощущений и разработать систему этих ощущений. Дело в том, что эти основные качества почти не связаны между собой; один вкус совершенно не влияет на другой, различные вкусы никак не соотносятся друг с другом. Потому-то и невозможно найти схему, дающую графическое изображение всего многообразия вкусов. Ощущения вкуса и запаха вызываются воздействием химических раздражителей. Они непосредственно связаны с потребностью в пище, продолжая и поныне пребывать на уровне сугубо витальных функций. Тем не менее, о запахе можно сказать, что он в какой-то мере все-таки свободен от этой зависимости. Во-первых, он является относительно более (отдаленным) ощущением, ведь запах чувствуется на расстоянии; во-вторых, он служит не только утолению голода, но имеет и самостоятельную ценность. Именно поэтому кулинария, представляющая собой построенное на основе вкусовых ощущений искусство, столь отлична от парфюмерии — культуры ощущений запаха. По сравнению с кулинарией парфюмерия имеет более абсолютный, невитальный характер, а поэтому более близка к искусству.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
Модальности осязания 1. Ощущение прикосновения
Все остальные модальности ощущений наша обыденная речь объединяет в одну группу. Однако это происходит не потому, что ей все они известны, переживаясь в качестве отдельных членов одной группы, а потому, что среди них знакомыми являются лишь те из них, которые так или иначе действительно переживаются как функция одного органа (поверхности тела, кожи). К этой группе прежде всего относится основно .. читать далее
2. Ощущение температуры
Ощущение температуры также связано с осязанием. Мы ощущаем тепло и холод в результате воздействия на кожу соответствующих раздражителей. Разумеется, переживание тепла полностью отличается от переживания холода. Ни в коем случае нельзя утверждать, что переживание холода есть ослабленное переживание тепла, и наоборот. Переживание тепла, сколь слабым бы оно ни было, остается переживанием тепла, со .. читать далее
3. Ощущение вибрации
В последнее время установлено, что с органом осязания связано совершенно своеобразное переживание — так называемая вибрация. Данное переживание как самостоятельное ощущение, как чувственное содержание, отличное от всех других известных модальностей, впервые описано Д. Кацем. Для описания переживания вибрации обратимся к следующим примерам: если сильно поддеть пальцами струну гитары .. читать далее
4. Кинестетические ощущения
Движения нашего тела и его отдельных частей сопровождаются специфическим ощущением — ощущением движения. После Бастиана эту группу ощущений называют кинестетическими. Роль этих специфических ощущений очень велика. По мнению, например, американских психологов на кинестетических ощущениях строятся важнейшие переживания человека. И действительно, вся наша активность с начала до .. читать далее
|