:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

3. Возможность объективной данности .. | 4. Экспериментальные доказательства .. | 2. Предмет и содержание восприятия .. | 5. Вопрос категориальности восприяти .. | Эксперимент. 1 Понятие эксперимента .. |


Слух 1.Шум


Какие качественно различные ощущения дает наш слух? Что замечает наше ухо? Естественно, звук. Однако звук бывает двух видов: шум и тон. Различие между ними переживается настолько очевидно, что никто никогда не путает шум и тон друг с другом. Тем не менее определить словесно, в чем именно заключается это различие, очень сложно, поскольку описать тон и шум как простейшие психические переживания так же невозможно, как и красный или любой другой цвет.

Шумы очень многообразны. Можно даже сказать, что весь мир связан с какими-то шумами. Чего стоит хотя бы уже то, что единственным чувственным материалом нашей речи является шум. Переживание тонов встречается несравненно реже, чем ощущение шумов. Несмотря на это, эти последние изучены значительно меньше, чем первые. Можно сказать, что физиологическая акустика, составляющая одну из центральных частей классической психологии, была скорее психологией тонов, нежели слуха вообще. Это, разумеется, объясняется не только тем, что шумы до сего времени все еще не стали предметом столь же точных исследований, как тона. Причина этого и в том, что любого рода шум — явление с чрезвычайно индивидуальными свойствами, поэтому усмотреть в нем порядок и закономерности весьма затруднительно. Возможно, именно этим и объясняется то, что шумы все еще не стали предметом специального, исчерпывающего изучения.

После Вундта принято различать три разновидности проявления шума: 1. Мгновенные, или моментальные, шумы — такие, например, как треск, хлопанье и др. Для этих шумов характерны внезапность, моментальность, они возникают и прекращаются подобно молнии. 2. Совершенно иначе переживаются, например, свист, шуршание, скрежет, громыхание. Они более продолжительны, непременно занимают более или менее длительный отрезок времени. Вундт такие шумы называл продленными. 3. Особенно интересны тональные, или звуковые, шумы. Это — тот своеобразный шум, который переживается в результате одновременного и беспорядочного воздействия тонов; например, если на клавиатуру рояля упадет нечто достаточно большое, то, конечно, каждая клавиша издаст свой тон, но в совокупности мы получим переживание не тона, а определенного шума.

Гельмгольц настоящим шумом считал именно эту форму шума. Шум, полагал он, по существу всегда представляет собой сложный феномен. Проанализировав его, в конечном счете получим лишь беспорядочную совокупность различных тонов. Следовательно, по его мнению, ухо способно дать только ощущение тона — других элементарных переживаний у него нет. Психологически эта мысль Гельмгольца неприемлема, ведь переживание шума специфично и совершенно не похоже на переживание тона. Тот факт, что одновременное звучание множества тонов переживается в виде шума, ни в коем случае не означает, что тут шум представляет собой сумму этих тонов, а мы будто различаем каждый отдельный тон, и при этом к переживанию одного тона прибавляется переживание второго, затем третьего и т.д., создавая в целом переживание шума. Это можно сказать только в том случае, если предварительно принять положение о том, что всюду, где подтверждается наличие раздражителя, непременно путствует и соответствующее ощущение. Поскольку здесь, в случае тонального шума, на нас воздействует сложный раздражитель, в котором участвуют раздражители, соответствующие каждому отдельному тону (отдельной клавише), то подразумевается, что за каждым раздражителем следует ощущение соответствующего тона, а шум должен представлять собой лишь смешение этих ощущений. Однако мы знаем, что «гипотеза константности», на которой основывается данная предварительная посылка, психологически безусловно несостоятельна. Эта ошибка, допущенная Гельмгольцем, проистекает из того, что в своих психологических взглядах он опирался на гипотезу константности.



Похожие по содержанию материалы:
Вкус и обоняние 1. Ощущение запаха ..
Системная склеродермия ..
3. Ощущение вибрации ..
6. Органические ощущения ..
3. Возможность объективной данности психического ..
4. Экспериментальные доказательства ..
2. Предмет и содержание восприятия ..
5. Вопрос категориальности восприятия ..
Эксперимент. 1 Понятие эксперимента ..
9. Критика гештальтпсихологии ..
3. Третье измерение ..
3. Максимальное настоящее ..
Артрит ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


2. Тон

Психология тонов значительно более продвинута, чем психология шума. После Гельмгольца и Штумпфа тон изучен столь же точно, как и цвет. Однако, как и в случае цвета, исследователи больше интересовались психофизикой и психофизиологией тонов. Поэтому в дальнейшем стало необходимым заострить внимание на феноменологии тонов. Исследования Ревиша и Кёлера в этом направлении значительно обогатили психо .. читать далее




2. Критика теории аналогии

Что можно сказать о данной теории? Объясняет ли она удовлетворительно факт наблюдения за чужой душевной жизнью?

А. Первое, что следует сразу же отметить, — то, что эта теория не только не объясняет факт наблюдения за переживаниями другого, но полностью отрицает возможность этого. И действительно, согласно основному положению этой теории, мы наблюдаем не переживания, не пс .. читать далее




Вкус и обоняние 1. Ощущение запаха

Можно сказать, что каждый запах настолько своеобразен, настолько индивидуален, что удовлетворительная классификация обонятельных ощущений почти невозможна. Прежде была распространена классификация Линнея и Цвадемакера, однако она неудовлетворительна ни с логической, ни с психологической точек зрения. Поэтому особого внимания заслуживает попытка Геринга некоторым образом упорядочить это хаотичес .. читать далее




2. Ощущение вкуса

Несколько более определенную картину дают ощущения вкуса. Различия между ощущениями вкуса и запаха ясно видны и из нашей повседневной речи. Дело в том, что в языке почти нет самостоятельных слов для обозначения того или иного запаха, поэтому с этой целью приходится обращаться к названиям тех предметов, о

запахе которых идет речь. Это хорошо видно уже из названий, использованных Герингом д .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100