:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

2. Данные речи .. | Системные васкулиты .. | Восприятие 1. Восприятие .. | 4. Проблема константности восприятия .. | 7. Факторы гештальта .. |


3. Спектральные цвета


Система тонов хроматических цветов дает совсем иную картину. Одной прямой линии для выражения всех качественных различий тут уже недостаточно — таких линий нужно по крайней мере четыре.

Рассмотрим эти цвета с тем, чтобы увидеть, в каком виде представлена данная система.

Ряд хроматических цветов начинается с красного, постепенно ослабевающего за счет желтого, которого становится все больше и больше — до достижения той точки, где уже нет ничего, кроме желтизны. Таким образом, завершается одна линия, включающая в себя красный, оранжевый и желтый. После этого начинается линия желтого цвета, к которому постепенно добавляется зеленый; последний все больше и больше увеличивается до тех пор, пока и он не достигнет точки чисто зеленого цвета. Это будет вторая линия: желтый—зеленый. Затем начинается третья линия в направлении к синему и, наконец, четвертая — к фиолетовому.

Примечательно, что, хотя эти линии и продолжают одна другую, они, тем не менее, все-таки не создают одну прямую линию. Нет, это скорее ломаная линия. Почему? Дело в том, что, если их объединить на одной прямой линии, тогда начальный цвет, красный, в том или ином виде должен быть представлен на всем протяжении этой прямой. Так оно и есть до достижения точки чистой желтизны. Однако после этого от красного абсолютно ничего не остается, а потому считать последующие цвета прямым продолжением красной линии неправомерно. Мы точнее представим положение вещей, сказав, что в точке чистой желтизны происходит преломление красной линии и начинается новое направление. Тогда это было бы направлением желтого цвета, с которым в точке зеленого цвета произойдет то же, что и с предыдущим, и отсюда уже пойдет линия зеленого цвета, которую, в свою очередь, в точке синего цвета опять-таки ожидает аналогичная судьба, что и другие направления — опять начнется новая линия, в которой заново появятся элементы красного. Это означает, что направление этой последней линии пойдет в сторону красного, завершившись точкой чистого красного цвета.

Таким образом, эти четыре линии составляют одну замкнутую фигуру, в которой представлены все возможные нюансы спектральных цветов.

При расположении хроматических цветов в данном порядке наглядно проявляются две специфические особенности. Первая состоит в том, что своеобразие хроматических цветов таково, что цвет, дальше всего отстоящий от начального цвета (красного), ближе всех стоит к нему по своему тону; в частности, в спектре первое место занимает красный, а последнее — фиолетовый, но ведь ни один цвет по своему тону не близок так к красному, как фиолетовый. Этим и объясняется то обстоятельство, что для выражения всего многообразия цветов мы вынуждены обратиться к замкнутой фигуре.

И еще второе обстоятельство: эта фигура является четырехугольником, поскольку среди хроматических цветов четыре — красный, желтый, зеленый и синий — действительно занимают особое место, тогда как все остальные цвета располагаются вокруг них, в большей или меньшей степени приближаясь к ним, хотя и переживаются как чистые, простые цвета. По наблюдению Геринга, в ряду нейтральных цветов такими же чистыми цветами являются черный и белый. По этой причине упомянутые четыре цвета называются главными, а остальные — переходящими цветами.

Однако все многообразие цветов выражено этой замкнутой фигурой не полностью. Дело в том, что цвета отличаются друг от друга не только тем, что находит свое графическое отображение посредством этой замкнутой фигуры, то есть тоном. Не все цвета одного тона одинаковы; различие подтверждается и в пределах одного тона каждого цвета. Это различие может быть по меньшей мере двояким — тон одного и того же цвета может быть представлен в большей или меньшей степени. Например, существует большое разнообразие красного цвета — более или менее красный. Максимально красный называют насыщенным красным цветом. Таким образом, тона одного и того же цвета различаются по своей насыщенности.

Помимо насыщенности, цвета отличаются друг от друга и по светлоте; при разном освещении красный цвет выглядит по-разному: темно-красный и светло-красный отличаются друг от друга.

Характерную особенность ощущения цветов представляет также то, что из любого цвета путем его постепенного изменения можно получить какой угодно цвет, то есть от каждого цвета можно перейти на все остальные цвета. Данное обстоятельство заставляет задуматься над тем, что в графическом изображении системы цветов следует учесть все возможные моменты различия между цветами, то есть не только тон цвета, но и степень насыщенности и светлоты.

Такое изображение дает так называемый цветовой октаэдр. Как мы уже знаем, графическая картина ощущений света представлена прямой линией. Представим себе цветовой четырехугольник в виде горизонтально расположенной плоскости, середину которой стержнем пронизывает перпендикулярный ей отрезок, выражающий ощущение светлоты, одна половина которого расположена на одной стороне плоскости, а вторая — на другой. Тогда, соединив концы четырехугольника цветов с крайними точками этого отрезка — точками белого и черного, получим замкнутую фигуру — октаэдр, передающий все возможные различия между цветами. На поверхности граней этого октаэдра располагаются все тона всех цветов. Вместе с тем на нем представлены и все возможные ступени светлоты — более светлые цвета располагаются на одной стороне, а более темные — на другой. Поднимаясь вверх в направлении белого, мы получаем все более и более светлый цвет, а опускаясь вниз в направлении черного, встречаем все более и более темные цвета. В то же время на цветовом октаэдре представлен и третий момент, по которому различаются цвета — насыщенность. На плоскости основания октаэдра представлены все тона цветов с максимальной насыщенностью. Все ступени насыщенности представлены в поперечном разрезе — как со стороны белого, так и черного цветов.

Таким образом, цветовой октаэдр позволяет учесть все возможные различия между хроматическими цветами, давая адекватное графическое выражение этих различий.

Однако существует еще один момент, по которому цвета наглядно отличаются друг от друга. Этот момент, на который впервые обратили внимание лишь в XX веке, исследователь Д. Кац назвал «своеобразием проявления цветов» (Erscheinungweise). Он полностью отличается от всех вышеупомянутых моментов; своеобразие проявления цвета нельзя размещать рядом с тоном, насыщенностью и светлотой цвета. Его следует отнести к совсем иной плоскости. Дело в том, что цвета никогда не даются нам как таковые, сами по себе, всегда являясь цветом какого-либо предмета с определенной плоскостной структурой; стоит удалить эту структуру — и цвет изменится, станет не тем, чем был в действительности. Тон, насыщенность и светлота представляют собой лишь «материал» для психического проявления своеобразия цвета. Следовательно, один из основных вопросов психологии цвета — это вопрос о своеобразии проявления цветов, то есть вопрос о возможных проявлениях цвета или зрения вообще.

Кац различает два основных случая: первый, когда цвет дан в виде цвета отдельных предметов, и второй, когда он не связан ни с каким отдельным предметом, будучи нерасчлененным и целостным.

Под этим последним случаем Кац подразумевает «освещенность». Возьмем для примера освещенность нашей комнаты. Можно ли сказать, что она представляет собой результат сложения цветов всех находящихся в комнате предметов? Разумеется, нет. Тон и светлота цвета предметов — одно, а освещенность — совсем другое. Освещенность не является свойством каждого отдельного предмета; она заполняет все пространство, распространяясь постольку и на отдельные предметы. Так обстоит дело и во всех других случаях. Одним словом, освещенность представляет собой одну из самостоятельных разновидностей проявления нашего зрения.

Совсем иначе происходит проявление своеобразия самих цветов. Как уже отмечалось, цвет всегда связан с каким-либо отдельным предметом, или, по крайней мере, является цветом чего-то. Кац отмечает следующие случаи проявления цвета:

1. Цвет плоскости — это тот случай, когда цвет дан на плоскости. Например, цвет неба безусловно переживается специфически — совершенно иначе, чем цвет

того же тона, насыщенности и светлоты, но, скажем, на поверхности бумаги. Цвет плоскости мы видим, например, и закрытыми глазами — при воздействии на глаза сильного света. Ощутить цвет плоскости можно и в экспериментальной ситуации: возьмем какой-либо цветной, скажем красный, лист бумаги. Затем возьмем и второй, серый лист бумаги. Проколем его булавкой и через дырочку посмотрим на красный листок. Теперь цвет красного листа бумаги будет переживаться совершенно иначе, чем когда мы смотрим на него непосредственно. Здесь Кац говорит о редукции цвета плоскости.

2. Цвет поверхности переживается совершенно по-другому — это цвет поверхности предметов.

3. Иначе переживается цвет прозрачной плоскости, например, цвет цветного стекла.

4. И, наконец, иным является и цвет пространства — цвет цветной жидкости или газа.

Это и есть все те чувственные содержания, которые дает наше зрение.



Похожие по содержанию материалы:
2. Критика теории аналогии ..
43. Повесьтесь ..
2. Ощущение температуры ..
5. Ощущение равновесия ..
2. Данные речи ..
Системные васкулиты ..
Восприятие 1. Восприятие ..
4. Проблема константности восприятия ..
7. Факторы гештальта ..
8. Фигура и фон ..
2. Восприятие величины ..
2. Кратчайшее настоящее ..
5. Оценка длительности ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Слух 1.Шум

Какие качественно различные ощущения дает наш слух? Что замечает наше ухо? Естественно, звук. Однако звук бывает двух видов: шум и тон. Различие между ними переживается настолько очевидно, что никто никогда не путает шум и тон друг с другом. Тем не менее определить словесно, в чем именно заключается это различие, очень сложно, поскольку описать тон и шум как простейшие психические .. читать далее




2. Тон

Психология тонов значительно более продвинута, чем психология шума. После Гельмгольца и Штумпфа тон изучен столь же точно, как и цвет. Однако, как и в случае цвета, исследователи больше интересовались психофизикой и психофизиологией тонов. Поэтому в дальнейшем стало необходимым заострить внимание на феноменологии тонов. Исследования Ревиша и Кёлера в этом направлении значительно обогатили психо .. читать далее




2. Критика теории аналогии

Что можно сказать о данной теории? Объясняет ли она удовлетворительно факт наблюдения за чужой душевной жизнью?

А. Первое, что следует сразу же отметить, — то, что эта теория не только не объясняет факт наблюдения за переживаниями другого, но полностью отрицает возможность этого. И действительно, согласно основному положению этой теории, мы наблюдаем не переживания, не пс .. читать далее




Вкус и обоняние 1. Ощущение запаха

Можно сказать, что каждый запах настолько своеобразен, настолько индивидуален, что удовлетворительная классификация обонятельных ощущений почти невозможна. Прежде была распространена классификация Линнея и Цвадемакера, однако она неудовлетворительна ни с логической, ни с психологической точек зрения. Поэтому особого внимания заслуживает попытка Геринга некоторым образом упорядочить это хаотичес .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100