Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
Модальности осязания 1. Ощущение при .. | 4. Кинестетические ощущения .. | Интермодальное единство ощущений 1.П .. | 3. Синестезия .. | 5. Основа интермодального единства .. |
4. Ощущение
В результате воздействия раздражителя в органе чувств возникает определенный физиологический процесс — так называемое возбуждение. Посредством проводящего нерва этот процесс достигает головного мозга и распространяется в его определенных областях — в соответствующих сенсорных центрах. Психический процесс, возникающий вследствие этого, можно назвать ощущением. В психологии девятнадцатого века ощущение считалось элементом восприятия; подразумевалось, что в результате воздействия среды у человека обычно возникает восприятие — некое сложное явление, для понимания которого необходим анализ. В качестве конечного результата такого анализа получаем элементарные процессы, которые с целью их размежевания от восприятия именуются ощущениями. В среде ощущению соответствует элементарный физико-химический процесс, воздействующий, в свою очередь, на нервные элементы и вызывающий в них этот элементарный физиологический процесс — возбуждение. Таким образом, представление психологии девятнадцатого века об ощущении было следующим: элементарный физический процесс (раздражение) вызывает элементарный физиологический процесс (возбуждение), за которым следует элементарный психологический процесс — ощущение. Восприятие строится из таких элементарных процессов, представляя собой производный процесс. Например, утверждалось, что восприятие яблока происходит следующим образом: к ощущению цвета прибавляется ощущение вкуса, запаха и др.; вместе все эти ощущения дают восприятие яблока. В основе такого понимания ощущения лежит заведомое убеждение в том, что психика имеет такое же строение, как физическая реальность. А ведь эта последняя состоит из элементарных процессов! Следовательно, при ее воздействии на нас, в сущности, одновременно действует целый ряд элементарных физических процессов, то есть раздражителей, каждый из которых вызывает соответствующее возбуждение и соответствующее ощущение. Стало быть, результат их совместного действия — восприятие должно представлять собой простую сумму отдельных ощущений. Исходя из этого, казалось очевидным, что для изучения восприятия достаточно изучить соответствующее ему раздражение; обнаруживая действие раздражения, следует признать и существование соответствующего ему ощущения, даже если в восприятии оно никак не проявляется. Например, мы слышим аккорд; даже сконцентрировав внимание, нельзя сказать, что в нем слышится несколько тонов вместе. Нет, аккорд испытывается нами как совершенно простое переживание. Однако физический раздражитель, дающий аккорд, фактически состоит из нескольких тонов. Следовательно, согласно вышеотмеченной точке зрения, следует заключить, что каждый из этих физических тонов должен сопровождаться отдельным ощущением и что аккорд представляет собой не простое переживание, а совокупность всех этих ощущений. Неважно, что заметить эти ощущения в переживании невозможно! В действительности же их существование не должно вызывать сомнений. Таким образом, согласно этому мнению, получается, что могут существовать и незаметные ощущения. Заслугой психолога Кёлера следует считать то, что он впервые обратил внимание на это непроверенное исходное положение традиционного взгляда на ощущения — так называемую «гипотезу константности», показав ее несостоятельность. Совершенно очевидно, что наше восприятие ни в коем случае не строится из таких психических элементов, каждый из которых представляет собой отдельную, самостоятельную психическую реальность, простое отражение отдельного, частичного раздражения — между раздражением и психическими процессами нет такого прямолинейного соответствия, подобного параллелизма. Следовательно, старое атомистическое понимание понятия ощущения сегодня не может считаться правомерным. Однако понятие ощущения все-таки должно остаться в психологии. Анализ восприятия все-таки необходим, и среди единиц, полученных в результате подобного анализа, встречается специфический чувственный психический материал, предоставляющий данные об отдельных органах чувств. Так вот, для обозначения именно этих чувственных психических содержаний в психологии по сей день употребляется понятие ощущения. Конечно, в нормальных условиях наши органы чувств никогда не действуют отдельно, разобщенно, никогда, стало быть, не давая соответствующих ощущений самостоятельно, в отрыве друг от друга. Но, тем не менее, для выявления того, как происходит отражение, восприятие среды, самостоятельное, отдельное рассмотрение специфических чувственных данных каждого отдельного органа чувств — ощущений оказывается весьма полезным. Вполне понятно, что в курсах классической психологии психологии ощущения отводилось особенно большое место. Сегодня же иногда вопрос ощущений и вовсе оставляют без внимания. Ни один из этих подходов не представляется целесообразным — на наш взгляд, необходимым и достаточным является краткий обзор основных данных психологии ощущения.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
5. Моменты ощущения
Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных ощущений, остановимся на общих вопросах психологии ощущений. Во-первых, какие стороны, или моменты, пущи ощущениям, благодаря которым становится возможным их взаимосопоставление? Какое бы ощущение мы ни взяли, одно остается абсолютно безусловным — оно непременно связано с каким-либо органом чувств и дает совершенно своеобразное, полностью .. читать далее
6. Так называемый «закон специфической энергии»
В связи со сказанным естественно возникает вопрос: если ощущение едино, то какова роль различия органов чувств? Можно предположить, что все возможные различия между ощущениями полностью зависят от различия органов чувств. Прежде за ответом на данный вопрос обращались к теории физиолога Иоганнеса Мюллера. Исходный пункт данной теории составляет то бесспорное наблюдение, что ощущение каждой отдел .. читать далее
7. Закон Вебера и Фехнера
Каждое ощущение, кроме качества, непременно обладает определенной степенью интенсивности, или силы. Представляется интересным выяснить, каково взаимоотношение между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражения. Возможно, что интенсивность ощущения либо совершенно не связана с интенсивностью раздражения, либо, наоборот, она представляет собой прямое отражение этого последнего, либо же, н .. читать далее
Психология ощущений Проблема ощущения в современной психологии
В классической психологии ощущения сами по себе представляли самостоятельный интерес. В соответствии с основным убеждением, согласно которому для изучения психики решающее значение имело исследование элементарных переживаний, ощущение стало предметом особого внимания. Главная задача состояла по возможности в точном установлении всех видов элементарных ощущений, затем в выявлении соответс .. читать далее
|