Изучение типов характера имеет особенно большое значение. Но чем следует руководствоваться при установлении типов характера? Характер можно рассматривать с трех точек зрения:
1. С точки зрения тех потребностей, действовать в направлении которых более предрасположен субъект, то есть целей, которыми он склонен руководствоваться. Штерн называет данную точку зрения «телической» («телос» — цель).
2. В какой степени способен субъект к быстрому и точному осуществлению данных целей? Это — второй признак, по которому можно дифференцировать характеры. Здесь Штерн говорит о динамике характера.
3. Большое значение имеет то, каков характер как целостность, какие особенности пущи ему как целостности. Здесь речь идет о структуре характера.
В зависимости от этого, следует выяснить, какие типы характера существуют с точки зрения каждого из этих подходов.
I. Особенно важно установить различия в характерах в зависимости от того, в соответствии с какими целями в общем скорее предрасположен действовать субъект. Здесь перед нами встает вопрос о качественном различии характеров. Он касается определения тех сфер действительности, на службу которым более всего склонен субъект направить свою активность, то есть речь идет о том, какого рода соображения могут стать мотивом поведения субъекта.
Понятно, что существует множество попыток типологизации характеров с данной точки зрения. Здесь необходимо ознакомиться с наиболее известными из них.
В первую очередь следует назвать классификацию немецкого психолога Шпран-гера, предложенную им уже лет двадцать назад. Он полагал, что для установления типологии человека решающее значение имеет учет тех сфер жизни, тех ценностей, которые особенно привлекательны для него. Шпрангером выделено шесть основных ценностей и, соответственно, предложено шесть различных типов людей, а именно: 1) теоретический человек (или человек теории), которого преимущественно привлекает познавательная сфера; высшей ценностью, которую он может ощутить и которая движет им, является познание; 2) эстетический человек, для которого высшей и актуальной ценностью является прекрасное, искусство; 3) экономический человек, для которого на первом плане стоят экономические ценности, материальное блага; этим главным образом предопределены мотивы его поведения; 4) для политического человека высшую ценность представляет собой власть; в своих действиях и стремлениях он исходит из этой ценности, везде и всегда стремясь к господству; 5) социальный человек, для которого наиболее привлекательным является не господство над другими, а служение людям; он отдает предпочтение не власти и господству, а солидарности и сотрудничеству; 6) для религиозного человека высшей ценностью, смыслом жизни, направляющим всю его деятельность, является Вселенная, Бог.
Вторая попытка типологии характеров, заслуживающая внимания, принадлежит В. Штерну. Он полагал, что любая система целей человека строится на основных взаимоотношениях между личностью и миром, между Я и средой. Здесь цель может иметь двоякое направление. С одной стороны, она может касаться Я, а с другой — мира, среды. В зависимости от того, какое из этих направлений превалирует в системе целей, Штерн различает аутотелическую и гетеротелическую направленность, а в зависимости от особенностей взаимосоотношения последних выделяет три различных типа характера: аутистический, гететический и интроцептивный.
1. В аутистическом характере преобладают аутотелические стремления. Цель воли аутиста по сути всегда составляет он сам. Он либо индивидуалист, то есть постоянно стремится выдвинуть на передний план и подчеркнуть особенности своей личности, либо субъективист, то есть его отношение ко всему строится в зависимости от того, какое значение имеет это для его личности, либо же эгоист, то есть относится ко всем и ко всему как средству осуществления своих личных целей.
2. Гететический характер имеется в том случае, когда целенаправленность выходит за рамки собственной личности, стремясь к осуществлению лежащих за ее пределами ценностей. Различают три типа гететов: а) альтруист, усматривающий свою цель в основном в благополучии ближнего, других людей; для него характерна причастность к целям других людей, сочувствие, или синтелия; б) гипертелист, то есть человек, устремленный в основном на службу коллективу (государству, Родине, классу, человечеству и пр.); он переживает себя, в первую очередь, членом какой-либо группы, коллектива, а не отдельным индивидом, стремясь действовать на благо коллективу; в) идеотелист видит свое предназначение не в службе отдельным лицам или коллективу людей, а отвлеченным идеям и идеалам; его поведение определяют идеалы справедливости, свободы, братства. Идеотелист, готовый пожертвовать собой во имя, например, свободы людей, может оказаться в отношении отдельного человека строгим и беспощадным, а гипертелист, готовый принести себя в жертву интересам родины, может быть чрезвычайно индифферентен в отношении конкретного гражданина.
3. С настоящим, завершенным характером имеем дело при структурном объединении чужой и личной целеустремленности (аутотелии и гетеротелии), когда субъект не противопоставляет чужую и личную целеустремленность, переживая их как взаимодополняющие и взаимозавершающие моменты. Такой характер Штерн называет интроцептивным, для которого служба родине, человечеству или иным идеалам означает не отрицание собственной индивидуальности, а скорее ее упрочение и развертывание, поскольку собственная индивидуальность находит свое воплощение именно в этом.
Разумеется, интроцептивный характер представляет собой идеальный тип, поскольку реально трудно, наверное, найти человека, сумевшего в полной мере объединить личные и объективные, аутистические и гететические цели. Обычно подобное объединение касается лишь определенных, весьма узких сфер; для субъекта лишь некоторые объективные цели становятся неразрывной принадлежностью личности, тогда как остальные выходят далеко за пределы его личных устремлений. Здесь, в этих узких пределах, мы действительно имеем дело с целостностью. Вне же этих пределов личные и объективные устремления обычно находятся в конфликте друг с другом.
II. Дифференциация характера возможна и в зависимости от того, как обычно человек направляет свою энергию. Воля служит определенным целям. Следовательно, энергия должна быть использована на осуществление этих целей. Позитивную динамику воли следует искать именно в этом. Но этому препятствуют наши импульсы, требующие затрат энергии для своих целей. Отсюда исходит негативная задача воли — осуществление положительных целей требует экономии энергии. А это возможно лишь путем торможения импульсов. Борьба с импульсами, тормозящая их сила считается иногда сущностью воли. В действительности же, по мнению Штерна, это — всего лишь условие возможности позитивной работы воли.
Таким образом, типология характера с точки зрения динамики должна быть сделана только с позиций позитивной работы воли. Штерн здесь в количественном
аспекте различает твердый и слабый характер, а в качественном — освоенность или неосвоенность действия.
III. Характер представляет собой целостность, непременно содержащую и отдельные моменты. В зависимости от представленности этих двух аспектов можно говорить о структурном различии характеров. С одной стороны, возможно, что отдельные, частичные моменты объединены таким образом, что создают настоящую, гармоничную целостность — они не противоречат друг другу, а помогают и укрепляют друг друга. С другой стороны, может иметь место и совершенно противоположная картина, когда частные, частичные моменты пребывают в постоянном конфликте, в их отношениях вместо гармонии царят непрекращающаяся борьба и противостояние. В первом случае имеем дело с гармоничным характером, во втором — внутренне раздвоенным, конфликтным характером.
Для гармоничного характера специфично то, что импульсивные устремления и волевая целенаправленность почти не противоречат друг другу — в данном случае даже высшие идеалы находятся в гармоничных отношениях с естественными стремлениями. Поэтому здесь осознанная мотивация играет весьма незначительную роль — зачем искать мотивы, коль скоро волевая целенаправленность сразу же вызывает стремление выполнить намерение.
Что касается внутренне раздвоенного, конфликтного характера, здесь стремления, обусловленные естественными импульсами, естественными склонностями, резко противостоят целям, намеченным волей. Поэтому воле приходится постоянно тормозить вытекающие из витальных стремлений импульсы, чтобы обрести возможность использования энергии в положительных целях. В данном случае склонности и обязанности резко противоречат друг другу. Следовательно, здесь на передний план выступает борьба мотивов.