:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Слух 1.Шум .. | Вкус и обоняние 1. Ощущение запаха .. | Системная склеродермия .. | 3. Ощущение вибрации .. | 6. Органические ощущения .. |


3. Среда и характер


В связи с вышеотмеченным возникает естественный вопрос: коль скоро характер — целостная особенность, проявляющаяся в отдельных волевых актах, то есть характер представляет собой волевую диспозицию, предваряющую и предопределяющую отдельные акты, не следует ли тогда думать, что характер — врожденное свойство человека, не подчиняющееся никакому внешнему и воспитательному воздействию? Одним словом, встает вопрос о природе взаимосвязи между средой и характером. Мы знаем, что успех волевого акта зависит от того, сможет ли мысленная ситуация вызвать установку, лежащую в основе произвольного поведения; иными словами, успешность волевого акта зависит от того, способна ли личность актуализировать данную установку под влиянием упомянутой ситуации, то есть имеется ли у личности эта установка диспозиционально. Стало быть, получается, то, что обычно именуется характером, на самом деле представляет собой диспозиционную установку личности, способность актуализации определенных установок.

Достаточно принять во внимание это обстоятельство, как станет ясно, что характер, как способность актуализации той или иной установки, или диспозиция, зависит от того, в какой среде произошло становление личности и какая ситуация действует на нее в каждом отдельном случае. Это не подлежит сомнению, так как выше мы убедились, что возникновение установки вне воздействия объективного фактора — внешней среды совершенно невозможно. Установочные диспозиции каждого из нас, наш характер формируются в условиях воздействия внешней среды.

Но, с другой стороны, как известно, для создания установки необходимо участие не только среды, но и наличие у субъекта определенных потребностей, то есть установка подразумевает и субъективный фактор. Потребности, конечно, имеют свои биологические, органические основы. Но многообразие потребностей человека создано в процессе его исторического развития, а потому потребности человека зависят скорее от его истории, нежели протекающих в его организме процессов. Например, в основе жажды, разумеется, лежит состояние организма, но потребность для утоления жажды выпить пиво, а не просто воду, является уже полностью следствием его культурно-исторического развития. Потребности каждого из нас зависят, в конечном счете, от внешних условий, в которых мы жили и живем. Возникающие на основе протекающих в организме процессов потребности приобретают определенный вид в зависимости от условий окружающей среды, ведь жажда, обусловленная потребностью нужды организма в жидкости, могла получить вид потребности в пиве или вине только в тех странах, где росли хмель и пшеница или виноград и где занимались пивоварением или виноделием. Но если такое можно сказать о витальных потребностях, то что же говорить о так называемых «высших потребностях», играющих столь важную роль в процессе волевого поведения человека.

Таким образом, можно считать доказанным, что характер как диспозиция выявления определенных установок формируется в условиях воздействия среды.

Однако характер отнюдь не является только продуктом внешнего воздействия. Интересно, что он и сам влияет на среду, придавая ей определенный вид, ведь среда испытывает воздействие человека и, следовательно, носит отпечаток его характера. В самом деле, наше волевое поведение направлено на среду, представляющую собой объект нашего непрерывного воздействия. В результате этого среда изменяется, уже нигде не встречаясь в своем первозданном, естественном виде. Но волевое поведение проистекает из нашего характера, и поэтому изменения, вносимые поведением в среду, отмечены и своеобразием нашего характера.

Таким образом, вне всякого сомнения, что среда не только формирует наш характер, но и этот последний, в свою очередь, в определенных пределах формирует среду.

Стало быть, воспитание характера не только возможно, но и представляет собой задачу особой важности, поскольку внешние обстоятельства, в которых человеку предстоит жить и под воздействием которых произойдет становление его характера, зависят также и от характера человека, воздействующего на окружающую среду.



Похожие по содержанию материалы:
2. Раздражение ..
4. Ощущение ..
Остеомиелит ..
Зрение 1. Основные виды зрительных ощущений ..
Слух 1.Шум ..
Вкус и обоняние 1. Ощущение запаха ..
Системная склеродермия ..
3. Ощущение вибрации ..
6. Органические ощущения ..
3. Возможность объективной данности психического ..
4. Экспериментальные доказательства ..
2. Предмет и содержание восприятия ..
5. Вопрос категориальности восприятия ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


4. Типы характера

Изучение типов характера имеет особенно большое значение. Но чем следует руководствоваться при установлении типов характера? Характер можно рассматривать с трех точек зрения:

1. С точки зрения тех потребностей, действовать в направлении которых более предрасположен субъект, то есть целей, которыми он склонен руководствоваться. Штерн называет данную точку зрения «телической» («телос .. читать далее




5. Другие попытки типологии

В современной психологической литературе известны и другие попытки типологии. Особое распространение нашла типология К. Юнга, в которой выделено два различных типа — интровертивный и экстравертивный. Интровертивным считается человек, направленный «внутрь», интересующийся в первую очередь самим собой, своим внутренним миром. Экстравертивный человек, наоборот, ориентирован на .. читать далее




Глава шестая Психология восприятия, Элементарные условия и закономерности восприятия 1.Сущность восприятия

Элементарные условия и закономерности восприятия 1.Сущность восприятия

Активность бывает двух видов: акция, то есть спонтанное (независимое, свободное) воздействие субъекта на объективную действительность, и реакция, то есть активность, возникающая в результате воздействия на субъекта объективной действительности. Объективная действительность, как видим, должна существовать .. читать далее




2. Раздражение

Для чувственного восприятия необходимы две вещи: должны существовать, во-первых, нечто объективное, воздействующее на субъекта, а во-вторых — некий аппарат, делающий возможным переживание этого воздействия. Первое обычно именуется «раздражителем» или «раздражением», а второе — «органом чувств».

Раздражителем можно считать все, что может воздействовать на наши органы чувст .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100