:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

3. Спектральные цвета .. | 2. Критика теории аналогии .. | 43. Повесьтесь .. | 2. Ощущение температуры .. | 5. Ощущение равновесия .. |


2. Целое и частичное в характере


То, что понятие характера имеет большое практическое значение, вне всякого сомнения. Однако не менее значима и его теоретическая ценность. Несмотря на это, проблема характера все еще не занимает в науке надлежащего места. Во всяком случае, в классической психологии XIX века вопрос характера оставался почти без внимания. Лишь несколько ученых (например, Банзен в Германии и Милль в Англии), да и то за пределами официальной психологии, осознавали значение изучения характера. В целом же проблема характера вообще была вычеркнута из числа проблем психологии того времени.

Это обстоятельство свидетельствует о том, что данное понятие было чуждо основным тенденциям психологической мысли XIX века. Как известно, основной тенденцией научного мышления XIX века был анализ. Считалось, что для понимания той или иной сферы или того или иного явления основное значение имеет нахождение его элементов и установление связанных с ними закономерностей. То, что менее поддается анализу, носит целостный характер и проявляет свою суть не в элементах, а в целом, менее привлекало научную мысль XIX века с ее общим аналитическим настроем. Характер же — целостное понятие, он представляет собой не особенность отдельных признаков или совокупность отдельных признаков, а качество целостности. Поэтому понятно, что для аналитического мышления XIX века оно не представляло интереса.

Зато в наше время, после четкого осознания роли и значения целостности, проблема характера стала одной из актуальных проблем, для изучения которой сформировалась отдельная дисциплина — характерология, развивающаяся довольно быстрыми шагами. Центр тяжести здесь обычно переносится на целостность. Однако решение проблемы характера, как это подчеркивал Штерн, понимание различий в поведении людей невозможно лишь с точки зрения целостности. Необходимо специально изучить и частичные, отдельные моменты, поскольку характер — несомненно целостность, но целостность расчлененная. Поэтому психологии долженствует обратить внимание на оба эти момента, сделав их предметом единого исследования.

Следует отметить, что в данном отношении все еще сделано немного. Чаще моменты целостности и множественности рассматриваются отдельно. Первый называют «интеллигибельным характером» (Кант, Шопенгауэр), или «основным характером» (Пфендер), а второй — «эмпирическим характером». Однако их разделение не представляется правомерным, поскольку есть лишь один, целостный характер, выявляющийся эмпирически, и в чистом виде, вне этого выявления, не существующий. То, насколько непродуктивно противопоставление характера как целостности и его отдельных сторон или свойств, ограничение лишь одним или другим, ясно видно из соображения, высказанного тем же Штерном. Скажем, некий учитель X. проявляет жестокость в отношении своих учеников; жестокость — одна из черт его характера. Сопоставив его по этой черте с другими людьми, нам придется отнести его безусловно к категории не добрых, а злых людей. Но оставив в стороне эту частную сторону его характера и перенеся внимание на целостную структуру личности, тогда мы, возможно, обнаружим, что в общем в нем превалируют любовь и доброжелательность к людям, включая и своих учеников. Тогда его жестокость окажется скорее показателем доброты, но не злобы, а жестокое обращение с учениками он считает необходимым условием воспитания волевого человека с высоким чувством ответственности. Жестокость X. — показатель любви к ученикам, а не ненависти или равнодушия. Другой учитель Y., наоборот, прощает своим ученикам все, не обращает особого внимания на то, ведут они себя хорошо или плохо, не наказывает их — он как будто добр к своим ученикам. Но в общем оказывается, что этого человека просто не волнует судьба своих учеников, его не интересует, что произойдет с ними, когда они станут взрослыми. Поэтому Y. безусловно менее добрый, более злой человек, чем X. Таким образом, отдельное свойство становится понятным только на основе учета целостности (Штерн).

С другой стороны, вне учета частных свойств неясным, ни о чем не говорящим оказывается и сама целостность — мы никогда не сумели бы постичь общую структуру характера учителя Y., выявившую его жестокость, если бы не учли отдельные случаи его поведения, отношения к другим людям, другие частные стороны его характера.

Таким образом, в понятии характера целое и частичное диалектически взаимосвязаны друг с другом, и изучение характера можно лишь на основе этой связи.



Похожие по содержанию материалы:
Глава шестая Психология восприятия, Элементарные условия и закономерности восприятия 1.Сущность восп ..
Наблюдение за другими. 1. Теория аналогии ..
6. Так называемый «закон специфической энергии» ..
Психология ощущений Проблема ощущения в современной психологии ..
3. Спектральные цвета ..
2. Критика теории аналогии ..
43. Повесьтесь ..
2. Ощущение температуры ..
5. Ощущение равновесия ..
2. Данные речи ..
Системные васкулиты ..
Восприятие 1. Восприятие ..
4. Проблема константности восприятия ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


3. Среда и характер

В связи с вышеотмеченным возникает естественный вопрос: коль скоро характер — целостная особенность, проявляющаяся в отдельных волевых актах, то есть характер представляет собой волевую диспозицию, предваряющую и предопределяющую отдельные акты, не следует ли тогда думать, что характер — врожденное свойство человека, не подчиняющееся никакому внешнему и воспитательному воздействию? Одним словом .. читать далее




4. Типы характера

Изучение типов характера имеет особенно большое значение. Но чем следует руководствоваться при установлении типов характера? Характер можно рассматривать с трех точек зрения:

1. С точки зрения тех потребностей, действовать в направлении которых более предрасположен субъект, то есть целей, которыми он склонен руководствоваться. Штерн называет данную точку зрения «телической» («телос .. читать далее




5. Другие попытки типологии

В современной психологической литературе известны и другие попытки типологии. Особое распространение нашла типология К. Юнга, в которой выделено два различных типа — интровертивный и экстравертивный. Интровертивным считается человек, направленный «внутрь», интересующийся в первую очередь самим собой, своим внутренним миром. Экстравертивный человек, наоборот, ориентирован на .. читать далее




Глава шестая Психология восприятия, Элементарные условия и закономерности восприятия 1.Сущность восприятия

Элементарные условия и закономерности восприятия 1.Сущность восприятия

Активность бывает двух видов: акция, то есть спонтанное (независимое, свободное) воздействие субъекта на объективную действительность, и реакция, то есть активность, возникающая в результате воздействия на субъекта объективной действительности. Объективная действительность, как видим, должна существовать .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100