:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Зрение 1. Основные виды зрительных о .. | Слух 1.Шум .. | Вкус и обоняние 1. Ощущение запаха .. | Системная склеродермия .. | 3. Ощущение вибрации .. |


Онтогенетическое развитие активности


Каков путь развития детской активности до достижения ею ступени зрелой воли? Детальное изучение данного вопроса представляет собой задачу отдельной психологической дисциплины — детской психологии. Здесь же, в курсе общей психологии, достаточно ограничиться рассмотрением главным образом того, что имеет значение для понимания природы человеческой активности и, особенно, воли.

Уже давно ребенка характеризуют как сенсомоторное существо. Это означает, что всякое впечатление вызывает у него безудержный импульс непосредственной реакции. Неважно, исходит ли это впечатление извне или изнутри, из самого организма, за ним тотчас же следует реакция. Следовательно, реакции ребенка должны иметь такой же случайный, неупорядоченный характер, как внешние и внутренние впечатления, вызывающие эти реакции. Субъекта как внутреннего агента, центра, упорядочивающего этот хаос, реагирующего на одни впечатления, а другие оставляющего вовсе без ответа, удовлетворяющего некоторые потребности, а остальные переносящего на задний план, — такого субъекта в новорожденном ребенке еще не существует. Для того, чтобы он появился, развился и созрел, нужно время, а именно — вся пора детства, которую можно считать вполне завершенной только с того момента, когда подросший человек превратится в самосознающее Я, наделенное способностью подлинно волевой регуляции своей жизни.

Процесс развития ребенка протекает в специфических условиях: он растет в упорядоченной среде. Это играет решающую роль в процессе его развития, поскольку воздействующие на ребенка впечатления теряют характер хаотичности: в течение

долгого времени, пока ребенок еще слаб, их упорядочивают взрослые. То же происходит и в отношении потребностей ребенка: их удовлетворение также упорядочено взрослыми. Вследствие всего этого у ребенка постепенно вырабатываются упорядоченные реакции, имеющие вначале вид так называемых «условных рефлексов». Ребенок привыкает на одни впечатления отвечать определенными реакциями, а в ответ на другие — затормаживать реакции. Элементарные потребности он удовлетворяет в определенное время и в определенном месте. Одним словом, под воздействием упорядоченной среды у ребенка вырабатываются определенные элементарные навыки, вносящие определенный порядок в поведение этого сенсомоторного, чрезвычайно импульсивного существа.

Исключительно большое значение для упорядочения поведения ребенка имеет и словесное воздействие, к которому мы прибегаем тотчас же, заметив у ребенка признаки понимания речи; мы постоянно запрещаем ребенку делать то, чего нельзя, учим и побуждаем его вести себя так, как считаем наиболее правильным. Таким образом, перед ребенком строится целая система запрещенного и дозволенного, постепенно высвобождающая его поведение от господства импульса, придавая ему упорядоченное направление. Так или иначе, но ребенок одного-трех лет вынужден постепенно привыкнуть сдерживать свои импульсы и действовать путем, указанным взрослыми. В этот период для его поведения особенно специфично то, что он легко подчиняется дисциплине, постоянно тренирующей его в определенном направлении.

Однако в эти же годы активность ребенка развивается и в другом направлении. В течение первого и второго года жизни он особенно стремится овладеть своим телом. Вскоре он научается ходить, что все больше и больше освобождает его от ухаживающих за ним взрослых. Процесс овладения своим телом, особенно обучение ходьбе, требует от ребенка довольно-таки большого напряжения, заметных усилий, и интересно, что ребенок совершенно не избегает этого; напротив, он стремится к этому до тех пор, пока не достигнет цели — научиться свободно ходить. Проследив за поведением ребенка, когда он учится ходить, мы будем вынуждены заключить, что имеем дело с настоящим волевым поведением — настолько велико напряжение ребенка и так целеустремленно все его поведение. В действительности же, конечно, пока еще совершенно неуместно говорить о волевом поведении; роль воли в этом случае выполняет импульс, исходящий из тенденции к созреванию врожденной функции. Механизм ходьбы уже достаточно созрел, и необходимо задействовать его. Это и становится источником столь зримых усилий ребенка, успешно заглушая все другие то и дело возникающие импульсы. Нередко ребенок падает, получая даже, может быть, болезненные ушибы, но, несмотря на это, он упорно продолжает свои попытки встать на ноги и ходить. Это учит его проявлять усилия, оказывать противодействие. То же самое происходит и в элементарных играх ребенка, в которых он удовлетворяет потребность задействования своих сильнейших тенденций. Импульсивная сила этих тенденций велика, и с ее помощью ребенок привыкает бороться с противоположными тенденциями и прочими препятствиями.

Таким образом, особенно характерным для активности ребенка первых трех лет является проявление двух взаимонаправленных тенденций. С одной стороны, он легко, почти без сопротивления, подчиняется регуляции, вносимой взрослыми в его активность, а также всем мерам, к которым обращается дисциплина младенческой поры с целью его научения. В данном смысле ребенок податлив и пластичен, как воск. С другой стороны, под воздействием сильных импульсов врожденных, естественных тенденций в нем развивается способность бороться с препятствиями, проявлять усилия и преодолевать сопротивление.

К трем-четырем годам процесс развития этой последней тенденции достигает столь высокого уровня, что она становится уже несовместимой с пущей ребенку 1—3 лет тенденцией подчинения и пластичности, разрушает ее, своеобразно преобразуя всю структуру поведения ребенка. Теперь на передний план выступает именно данная тенденция, и покорный, мягкий, как воск, ребенок превращается в чрезвычайно своенравное, капризное и упрямое существо. Он обнаруживает неукротимые импульсы своих желаний, зачастую оказывает нам необычайное противодействие и, настаивая на своем, иногда выявляет способность просто поразительного усилия. Некоторое время бороться с ним почти невозможно и упорядочить его поведение удается только физическим принуждением.

В этот так называемый «период первого упрямства» ребенок на каждом шагу сталкивается с противодействием взрослых, болезненно переживает непреклонность их воли, знакомится с нерушимостью их требований и правил и очень быстро переходит на новую ступень активности. У него развивается осознание неизбежности, нерушимости объективно существующих правил, объективно существующей обстановки, и он опять становится покорным и податливым. Различие по сравнению с первым периодом состоит в том, что тогда ребенок субъективно не чувствовал принуждения, а теперь он чувствует, что должен считаться с объективной обстановкой, что правила изменить нельзя, им надо подчиниться, то есть сейчас он переживает принуждение и субъективно.

Сообразно этому меняется и содержание игр ребенка. Он охотнее участвует в коллективных играх, предполагающих соблюдение определенных правил. Он уже способен понять эти правила и подчиняться им, охотно выявляя это. Игра тоже развивает в нем способность осуществления сознательного, принудительного поведения.

Таким образом, ребенок избавляется от упрямства и негативизма (делать наперекор старшим), свойственному ему в трех-четырехлетнем возрасте; отныне он уже чувствует неизбежность и обязательность правил, признает их принудительную силу, подчиняясь ей добровольно. Разумеется, тем самым он достигает более высокой ступени активности. С точки зрения будущего развития особенно примечательно и важно то, что в этих новых условиях поведения подготавливаются твердые основы воли и обнаруживаются первые признаки ее проявления.

Выше мы уже отмечали, что сознательное принудительное поведение представляет собой подготовительную ступень воли. Так или иначе, теперь ребенок подчиняет созревшие в течение предыдущего периода сильные импульсы исходящим извне правилам, в обязательности выполнения которых он уже не сомневается. Теперь он уже знает, что он должен выполнять обязательства, накладываемые на него правилами, хотя это может ему вовсе не нравиться, о чем он порой заявляет и вслух. В общем ребенок не ставит вопрос о целесообразности этих правил, так как подобная точка зрения ему еще чужда; в основе этих правил лежит авторитет взрослых — родителей, воспитателей. В 4—7-летнем возрасте, для которого характерна данная ступень развития активности, исключительно энергично развивается сознание авторитета. К последнему году этого периода у ребенка уже достаточно твердо выработана способность выполнять то, к чему его обязывает авторитет. Это уже подразумевает достаточную зрелость элементов воли.

Третий период характеризуется именно тем, что в рамках той формы поведения, каковым является учение, ребенок привыкает к самостоятельному управлению своим поведением, однако в направлении не намеченных им самим целей, а указанных ему авторитетом. Специфично для этого периода то, что у ребенка не возникает вопроса о целесообразности целей и правил, к соблюдению которых его призывает авторитет взрослых — семьи и школы; он не сомневается в их целесообразности, не подвергает ее проверке. Он заведомо принимает их как несомненно целесообразные, и ему даже не приходит в голову мысль, что, быть может, его авторитеты ошибаются. Учение представляет собой главную форму поведения ребенка данного возраста, оно-то и превращает вопрос о значении правил и порядка в предмет повседневных детских переживаний. Процесс обучения способствует дальнейшему закреплению способности организованного, систематизированного поведения ребенка.

Однако в том же периоде продолжает развиваться и другой момент активности, который на определенной ступени своего развития вступает в неизбежный конфликт с первым, то есть с тенденцией некритичного подчинения установленным правилам. Прежде всего, физическое развитие ребенка способствует преобразованию биологической основы физического субстрата его личности. Особенно велико значение видоизменений, происходящих в эндокринной системе, в первую очередь — перестройки активности желез. Активация половых желез накладывает свою печать на весь организм. Теперь он уже представляет собой завершенную индивидуальность, у которой уже достаточно созрели возможности вести самостоятельную жизнь, а потому у подростка появляется сильное стремление к самостоятельности. Наряду с этим созревший в процессе обучения интеллект помогает ему критическим взором пересмотреть и оценить все то, что ему до сих пор преподносил авторитет. В результате этого подросток еще раз коренным образом меняет свое поведение — теперь он негативно относится ко всему тому, во что до сих пор так верил и чему довольно охотно подчинялся, вновь становясь своевольным, упрямым, негативистически настроенным существом, который считает, что вправе сам распоряжаться собою.

Таким образом, в период полового созревания вновь проявляются негативизм и упрямство. Подросток чувствует неуклонную тенденцию суверенной самостоятельности и беспощадного отрицания ранее признаваемого положения вещей.

Эта вторая пора упрямства также быстро завершается, уступая место новой, теперь уже высшей ступени развития человеческого поведения. Фантазия и интеллект подрастающего человека уже достаточно развиты для того, чтобы он мог взять на себя регуляцию собственного поведения. Его окрепшее самосознание, постоянное подчеркивание собственного Я и своих идеалов достаточно подготавливают его для того, чтобы отныне именно это Я и стало субъектом его поведения. Итак, подрастающий человек уже окончательно достигает ступени волевой активности.



Похожие по содержанию материалы:
4. Типы характера ..
2. Раздражение ..
4. Ощущение ..
Остеомиелит ..
Зрение 1. Основные виды зрительных ощущений ..
Слух 1.Шум ..
Вкус и обоняние 1. Ощущение запаха ..
Системная склеродермия ..
3. Ощущение вибрации ..
6. Органические ощущения ..
3. Возможность объективной данности психического ..
4. Экспериментальные доказательства ..
2. Предмет и содержание восприятия ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Характер 1. Понятие характера

Можно ли говорить о диспозиции воли или же воля исчерпывается лишь отдельными актами, представляя собой полностью акутический процесс?

Мы знаем, что любой волевой акт и процесс воли находится в существенной связи с личностью. Во-первых, он связан не с каким-либо отдельным психическим содержанием, а представляет собой установку личности, а во-вторых, затем он полностью опирается на мотив, .. читать далее




2. Целое и частичное в характере

То, что понятие характера имеет большое практическое значение, вне всякого сомнения. Однако не менее значима и его теоретическая ценность. Несмотря на это, проблема характера все еще не занимает в науке надлежащего места. Во всяком случае, в классической психологии XIX века вопрос характера оставался почти без внимания. Лишь несколько ученых (например, Банзен в Германии и Милль в Англии), да и .. читать далее




3. Среда и характер

В связи с вышеотмеченным возникает естественный вопрос: коль скоро характер — целостная особенность, проявляющаяся в отдельных волевых актах, то есть характер представляет собой волевую диспозицию, предваряющую и предопределяющую отдельные акты, не следует ли тогда думать, что характер — врожденное свойство человека, не подчиняющееся никакому внешнему и воспитательному воздействию? Одним словом .. читать далее




4. Типы характера

Изучение типов характера имеет особенно большое значение. Но чем следует руководствоваться при установлении типов характера? Характер можно рассматривать с трех точек зрения:

1. С точки зрения тех потребностей, действовать в направлении которых более предрасположен субъект, то есть целей, которыми он склонен руководствоваться. Штерн называет данную точку зрения «телической» («телос .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100