Раздражения кортиева органа производятся периодическими колебаниями частиц воздуха. Если эти колебания в отношении своей формы и числа представляются правильными и везде одинаковы, то раздражения получают название звука. Если же периодические колебания представляются неправильными, причем форма и продолжительность колебания меняются, то получается особый род раздражения кортиева органа, обозначаемого названием шума. Как звук, так и шум представляются одинаково сложными раздражениями, которые могут быть разложены на свои составные части или тоны, различающиеся по числу колебаний и по интенсивности действия на ухо; при этом тоны шума могут иметь любое число колебаний, тогда как в звуке числа колебаний тонов находятся в строго определенном соотношении.
Кроме звуковых колебаний, которые являются специфическими раздражителями кортиева органа, также и механические раздражения, достигающие периферических окончаний слухового нерва, приводят пос-
ледний в раздражение. Равным образом и электрический ток раздражает слуховой орган, как и все другие воспринимающие органы.
Надо иметь в виду, что в большинстве случаев в природе речь идет о раздражениях такими колебаниями, которые оцениваются не как простые тоны, а как сложные звуковые раздражения и сложные шумы. Колебания от камертонов определяются как простые тоны, колебания же большинства музыкальных инструментов определяются как сложные тоны, которые правильнее было бы даже назвать звуками. Эти сложные тоны, получающиеся, например, при игре на рояле, на скрипке и т. п., могут быть разложены при их оценке на основные тоны и на целый ряд побочных или верхних тонов, или так называемых обертонов.
Определенное число колебаний оценивается как высота тона. Наиболее низким тоном, производящим на человеческое ухо свое влияние, признается тон, содержащий всего 16 колебаний, наиболее же высокий тон выражается 40 360 колебаниями в 1 с. Между этими крайними пределами мы имеем бесчисленный, последовательно возрастающий по высоте ряд звуковых колебаний, из которых музыкальным ухом выделяется известное число тонов и полутонов.
Для средних тонов разностный порог раздражения достигает в общем до 1/6 — 1/4 колебаний в 1 с; но для более высоких и более низких тонов он представляется уже другим.
Надо, впрочем, заметить, что на пороге раздражения большое влияние оказывают индивидуальные условия, выражающиеся природными качествами (музыкальность слуха) и упражнением.
Тем не менее нельзя не признать, что разностный порог раздражения кортиева органа очень велик по сравнению с другими воспринимающими органами.
Кроме тонов, в звуковых колебаниях определяется еще тембр, обусловленный характером побочных звуковых раздражений. Одно и то же число колебаний, определяемое как такт, будучи произведено инструментом, оказывает неодинаковое влияние на ухо благодаря количественным особенностям звука, представляющего сочетание верхних тонов разной интенсивности с основным тоном, что и обозначается именем тембра.
Что касается шума, состоящего из неправильных периодических колебаний звуковых волн, то условия для его происхождения в природе весьма распространены и даны в изобилии, между прочим, они имеются и в человеческой речи при произнесении согласных.
Различная амплитуда звуковых колебаний определяется как сила, или интенсивность, звука, причем она представляется прямо пропорциональной квадрату амплитуды колебаний. Разностный порог для интенсивности звука определяется приблизительно в 1/3/ тона.