Что касается биологического происхождения жестов и пантомимических движений или вообще символической мимики, как можно было бы ее обозначить, то в этом отношении авторы обыкновенно объясняли проис хождение этих движений совершенно так же, как и происхождение мимических движений, в большинстве случаев не строго обособляя одни движения от других. Выше, при рассмотрении мимики, уже была приведена литература, относящаяся к этому вопросу, и поэтому здесь нет надобности вновь возвращаться к ней. Мы заметим лишь, что символическая и подражательная мимика, являясь вопроизведением личных движений, как бы самоподражанием, составляет вместе в психорефлекторной мимикой тот первичный язык, язык мимики, жестов и изображительных движений, который понятен без слов и который как более примитивный язык должен был развиться ранее членораздельной речи. Его возникновение явилось ближайшим результатом репродуктивно-сочетательной деятельности нервных центров, внешним же условием его развития явилась социальная жизнь и необходимость взаимообщения.
В этом отношении хотя подражательные пантомимические движения и так называемые жесты, или символическая мимика, и не могут быть рассматриваемы как движения, непосредственно необходимые для жизнедеятельности организма, но они необходимы ему как символические знаки, имеющие важное значение при общении между отдельными индивидами, следовательно, являющиеся весьма важными и существенно необходимыми в социальном отношении.
В указанном смысле известное социальное значение имеют, в сущности, все вообще мимические движения и, поскольку социальная жизнь необходима для сохранения вида, постольку мимические движения полезны и в биологическом смысле. Но, без сомнения, символические движения и между ними обнаружение голоса, играют в этом отношении наиболее важную роль, так как дают возможность передать символически знаки одного животного другому на более или менее значительном расстоянии.
Для указанной цели имеет значение то обстоятельство, что основные мимические движения как развившиеся в виде целесообразных актов у всех особей одного и того же вида представляются одинаковыми.
Тот же закон имеет силу и по отношению к человеческим расам, у которого мимика оказывается в основных чертах одинаковою или приблизительно одинаковою.
В виду того что символическая мимика развивается в связи с членораздельною речью, она вообще крайне бедна в животном царстве, представляя богатое развитие главным образом у человека.
С другой стороны, так как развитие человека происходило в связи с
социальными условиями, то хотя эта символическая мимика более или менее общая в основных своих проявлениях всем человеческим расам благодаря тому, что основные личные движения у всех рас одни и те же, но все же в отношении этой мимики в отличие от сочетательно-рефлекторной мимики имеются и некоторые особенности между отдельными народами.
По словам Мантегацца, «в главнейших чертах между выражениями всех народов земного шара замечается согласие: всюду смеются и плачут, всюду ласкают для выражения любви; всюду показывают кулак или высовывают язык, чтобы засвидетельствовать ненависть и презрение... Различия проявляются в подробностях» .
Даже отдельные восклицания представляют у различных народов много сходного между собою, что указывает на общие условия происхождения языка.
Должно, однако, иметь в виду, что более полное согласие существует только по отношению к рефлекторным, сочетательно-рефлекторным, подражательным и сопутственным мимическим движениям; между тем как жесты или символическая мимика не представляет полного тождества у различных народов.
Так, по свидетельству Дарвина и других исследователей, можно указать на австралийцев, папуасов, фиджийцев, маоритян, таитян, сомалийцев, эскимосов и древних японцев как на расы, не знающие поцелуев. Некоторые же народы, как, например, малайцы, высказывают свое расположение при приветствии соприкосновением носов.
Равным образом и объятия представляются неодинаковыми у различных народов. По Мантегацца, «способ объятия бывает различен даже у ци вилизованных племен: то обнимающиеся обхватывают туловище друг друга обеими руками, то перекидывают друг другу через плечо одну руку, касаясь ею различным образом спины. Иногда объятие совершается в два приема: обнимают сначала одну, а потом другую сторону туловища друга или своей подруги» .
Вышеуказанные различия объясняются, очевидно, тем, что символические мимические движения подчиняются не одним только биологическим условиям, но еще иным, в особенности социальным отношениям и влияниям, которые оказываются не выполне одниковыми у различных народов, разделенных между собою естественными географическими условиями.