Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
Методы психологии Самонаблюдение .. | Характер 1. Понятие характера .. | 3. Среда и характер .. | Глава шестая Психология восприятия, .. | Наблюдение за другими. 1. Теория ана .. |
Пантомимические и другие выразительные движения
Что касается пантомимических, иначе изобразительных, движений, то и здесь речь идет, собственно, о воспроизведении тех движений, которые производятся как подражательные в виде толкания, указывания, удерживания и ощупывания предметов, а также в виде подражания другим лицам и их действиям. Так, те движения, которые обнаруживаются у игроков на бильярде, когда человек рукою, головой и даже всем туловищем как бы толкает шар в том направлении, куда он намерен был его послать, или как бы его задерживает от готовящегося удара о другой шар, повторяют, в сущности, те самые движения, которые человек производит, толкая шар в известном направлении или желая остановить шар от дальнейшего движения. Близкое отношение к рассматриваемым движениям имеет и ряд голосовых выразительных звуков в виде восклицаний «ах», «ох», «увы» и т. п. как выражений неожиданности, испуга и т. п., так как те же звуки воспроизводятся при неожиданном стуке и резких «болевых» раздражениях. Далее следует отметить сопутствующие выразительные движения, которые состоят, например, в движении челюстей при разрезывании ножницами бумаги, мерном движении губ у гребцов и т. п. Здесь речь идет как бы о распространении известных движений на другие области тела, которые повторяют или воспроизводят основные телодвижения, следовательно, в сущности, дело сводится так же к подражанию. Наконец, упомянем еще о важной группе символических движений, которые состоят из знаков, хотя и стоящих в более или менее отдаленном соотношении с известными внешними раздражениями, но также прочно с ними сочетающихся при посредстве промежуточных следов; сюда относятся, например, движения рук у управителя хором и т. п. В пении и музыке быстрый темп по сочетанию вызывает стремление к быстрому движению; высокие тона голоса и музыки возбуждают рефлекс в виде поднятия руки или всего туловища; низкие тоны, наоборот, возбуждают рефлекс в форме понижения рук и даже всего тела. На этом основаны все символические движения управителя хором и капельмейстера. Всем известно, что движения палочки капельмейстера соответствуют темпу, силе и высоте звуков оркестра, являясь воспроизведением вышеуказанных рефлексов. Отсюда понятно, почему хоровое пение и при оркестре не только приобретает вместе с движением рук управителя хором или капельмейстера общую стройность, но и облегчается благодаря тому, что зрительное впечатление от движения рук и смычка управителя возбуждает по сочетанию соответствующий рефлекс у игрока на инструменте. Даже и речь в значительной мере представляет собою не что иное, как такого рода символические выразительные движения, сложившиеся у народа веками. Кроме того, особый вид символических движений и жестов встречается в отдельных странах, кругах и даже семьях как простая условность. Таких условных жестов и движений придерживаются иногда некоторые тайные общества, как, например, шайки контрабандистов, воров, разбойников и т. п. Сюда же должна быть отнесена и пальцевая мимика глухонемых. Нет надобности говорить, что и в этих случаях мы имеем дело, в сущности, также с воспроизведением известных движений благодаря сочетательной деятельности нервных центров.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
Биологическое развитие жестов и других символических движений
Что касается биологического происхождения жестов и пантомимических движений или вообще символической мимики, как можно было бы ее обозначить, то в этом отношении авторы обыкновенно объясняли проис хождение этих движений совершенно так же, как и происхождение мимических движений, в большинстве случаев не строго обособляя одни движения от других. Выше, при рассмотрении мимики, уже была приведена .. читать далее
О Значении речи в развитии общих сочетаний
Выше шла речь о том, какое важное средство представляет собою символизация следов с помощью членораздельных звуков в развитии невро-психики вообще, не говоря уже о значении речи как орудия общения между людьми. Тем не менее довольно распространенное мнение, что развитие речи и сочетательная деятельность в форме так называемого мышления идут рядом друг с другом , не может быть принято безусловно .. читать далее
Об оценке внешних и внутренних воздействий
Оценка внешних и внутренних воздействий, представляющаяся очень важным процессом в нервно-психической деятельности, выполняется обычно также с помощью символической, особенно словесной реакции. Сами по себе следы от внешних и внутренних воздействий, т. е. материальные изменения, которые при этом происходят в мозгу, остаются для самого лица неопределимыми, но сопутствуемые им изменения в .. читать далее
Оценка кожных раздражений
По характеру своему механические раздражения кожи и слизистых оболочек, обусловленные действием внешних энергий на поверхность тела, могут представляться в виде слабого прикосновения, в виде постоянно усиливающегося давления и в виде сильных механических влияний, так или иначе нарушающих поверхность покровов под местом механического влияния. Соответственно этому мы может говорить о прикосновени .. читать далее
|