:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Зависимость оценки внешних впечатлен .. | 2. Принуждение и его роль в генезисе .. | 2. Целое и частичное в характере .. | 4. Типы характера .. | 2. Раздражение .. |


Исследование обмолвок речи


Остановимся еще на вопросе о происхождении ошибок или так называемых обмолвок речи, изученным в нашей лаборатории.

Опыты (студент Федоров) ставились по предложенному мною методу таким образом, что испытуемые должны были давать ответы в форме слова или фразы на получаемые раздражения. В качестве раздражений применялись звуки обыкновенного электрического звонка, свет электрической лампочки (силою в 15 св.) и тактильное раздражение, получаемое от особо устроенного прибора. В частноти, метод исследования заключался в том, что испытуемый в момент раздражения должен был произносить соответственное обозначение раздражения в определенной форме. Так, на раздражение звуком испытуемый должен отвечать словом «звук», при появлении света — «свет», при тактильном раздражении — «стук». Ответ в форме фразы также должен соответствовать значению получаемого впечатления, например «да, слышу звук», «да, вижу свет» и «да, чувствую стук».

Опыты (в количестве 60) произведены были над четырьмя взрослыми лицами, из которых два были интеллигентные, два других — из простого класса.

При производстве опытов, испытуемый помещался в темной камере, в сидячем положении, перед ним на столе устанавливался прибор, при

помощи которого получалась отметка произнесенного испытуемым слова на движущейся бумажной ленте кимографа; на некотором расстоянии от испытуемого помещалась электрическая лампочка; тактильное раздражение получалось от прибора, рычаг которого при замыкании тока слегка касался руки испытуемого; звонок помещался в той же комнате, где и камера. При помощи электрических приборов и отметчиков одновременно с действием раздражения получалась отметка на ленте кимографа. Благодаря этим ппособлениям результаты опытов получали графическое изображение, благодаря чему представлялись наглядными.

В опытах со звуковыми раздражениями, которые испытуемый должен был называть словом «звук», давались ряды звуков в разных случаях с различной быстротой темпа, а затем по прошествии некоторого времени внезапно прекращались. При этом оказалось, что по прекращении ряда звуков не отражается благоприятным образом на появление обмолвки. чается всякий раз лишний ответ в форме слова «звук». Затем в тех же условиях, что и в предыдущем случае, по прекращении ряда звуков давалось световое раздражение без ведома испытуемого. Оказалось, что такое введение светового раздражения благоприятствует появлению обмолвки, так как лишний ответ «звук» по прекращении ряда звуков давался в этом случае даже при более медленном темпе. Далее, подобно тому, как и в первом случае, давались ряды звуковых раздражений, но по прекращении их испытуемому предлагалось говорить слово «нет». Оказалось, что вместо слова «нет» испытуемый иногда по прекращении ряда звуков говорит слово «звук», т. е. опять-таки получалась обмолвка.

Если при этих же условиях по прекращении звуков вводить световые раздражения, то в этом случае влияние введения света за прекращением звуков не отражается благоприятным образом на появлении обмолвки.

В другом ряде опытов применялись два раздражения — звук и свет таким образом, что при условии на звук отвечать словом «звук», на свет — словом «свет» производилась смена между рядами звуковых и световых раздражений. При этом оказалось, что при смене рядов этих раздражений, следовавших с быстротой темпа в 2,5 с получались опыть-таки неправильные обозначения раздражений.

В других опытах применялись те же два раздражения (звук и свет) с тем же условием соответственного обозначения каждого из них словами «звук» и «свет» сменялись же не целые ряды раздражений другими, а отдельные раздражения, т. е. звук и свет следовали друг за другом поочередно. При этом оказалось, что обмолвки происходят даже при более медленном темпе, чем в предыдущем случае.

Далее, в ином ряде опытов смена происходила между тремя раздражениями, звук, свет и прикосновение следовали друг за другом в неправильном порядке. Соответствующее обозначение должно было происходить на каждое раздражение в отдельности. При этом выяснилось, что обмолвки происходят в этом случае еще чаще, чем при смене двух разного рода раздражений и даже при более медленном темпе.

В других случаях вышесказанные три раздражения применялись так же, как и в предыдущем случае, но испытуемый должен был давать ответы в форме фраз: на раздражение звуком — «да, слышу звук», на световое же раздражение — «да, вижу свет» и на прикосновение — «да, чувствую стук». При этом оказалось, что обмолвки происходят еще чаще и для появления их не требуется даже столь быстрой смены впечатлений, как в случае, если раздражение обозначалось в форме отдельного слова.

Затем были произведены опыты с одновременным действием двух и трех раздражений. В одном случае давались одновременно звук и свет

через известные промежутки времени, затем звук опускался, причем по условию ответ должен был происходить словом «звук» —■ только на звуковое раздражение. В другом случае давались одновременно через известные промежутки три раздражения — свет, звук и тактильное раздражение, при условии обозначать словом «звук» лишь звуковое раздражение.

В первом случае оказалось, что ответ словом «звук» получался иногда и в том случае, когда давалось одно световое раздражение. Во втором случае обмолвки происходили еще чаще, чем при одновременном действии двух раздражений, причем они получались даже при более медленной смене отдельных раздражений, нежели в предыдущем случае.

Кроме того, были поставлены опыты, где исследовалось влияние на обмолвки устранения сосредоточения. Для этой цели испытуемому предлагалось считать про себя удары метронома, давая в то же время ответы на получаемые раздражения иного рода. При этом выяснилось, что подобного рода отвлечение сосредоточения, не оказывая влияния на вышеуказанные обмолвки, вызывает новые обмолвки, стоящие в зависимости от предмета сосредоточения, так, например, один из испытуемых вместо обычного ответа на раздражение стремился иногда произнести то число, которое соответствовало количеству сосчитанных им ударов метронома, на которые было направлено сосредоточение испытуемого.

В результате опытов можно сказать, что быстрота следования друг за другом раздражений является благоприятствующим фактором, влияющим на появление обмолки; с другой стороны, количество раздражений, предварительно сделанных до смены их другими, также оказывает благоприятное влияние на появление обмолвки. Введение постороннего раздражения вслед за прекращением ряда определенных раздражений, которые должны быть называемы, содействует появлению обмолвки; равным образом обмолвки легко развиваются, когда одни ряды раздражений с быстрым темпом сменяются другими рядами раздражений, а еще легче, когда отдельные раздражения одного рода сменяются раздражениями другого рода. Если вводится не два, а большее количество сменяемых раздражений, то это еще более благоприятствует появлению обмолвки при назывании этих раздражений. Наконец, если вместо простого обозначения раздражения одним словом требуется произносить соответствующую фразу, то обмолвки получаются еще легче.

Заслуживает также особого внимания факт, что сосредоточение на счете приводит иногда к замене следуемых обозначений теми цифрами, на которых в данную минуту испытуемый сосредоточился.



Похожие по содержанию материалы:
Оценка кожных раздражений ..
Оценка вибрационных раздражений ..
Оценка звуковых раздражений ..
Оценка смещения членов в пространстве ..
Зависимость оценки внешних впечатлений от протекшего времени ..
2. Принуждение и его роль в генезисе воли ..
2. Целое и частичное в характере ..
4. Типы характера ..
2. Раздражение ..
4. Ощущение ..
Остеомиелит ..
Зрение 1. Основные виды зрительных ощущений ..
Слух 1.Шум ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Жесты как символические движения

К символическим движениям, как мы уже упоминали в начале главы, относятся и все жесты и так называемые изобразительные, или пантомимические, движения.

Как известно, жесты и пантомимические движения являются прямым дополнением речи, придавая ей особую живость, выразительность и как бы пластичность. Образная речь, по-видимому, не может быть или, по крайней мере, не бывает без жестов и изоб .. читать далее




Пантомимические и другие выразительные движения

Что касается пантомимических, иначе изобразительных, движений, то и здесь речь идет, собственно, о воспроизведении тех движений, которые производятся как подражательные в виде толкания, указывания, удерживания и ощупывания предметов, а также в виде подражания другим лицам и их действиям. Так, те движения, которые обнаруживаются у игроков на бильярде, когда человек рукою, головой и даже всем тул .. читать далее




Биологическое развитие жестов и других символических движений

Что касается биологического происхождения жестов и пантомимических движений или вообще символической мимики, как можно было бы ее обозначить, то в этом отношении авторы обыкновенно объясняли проис хождение этих движений совершенно так же, как и происхождение мимических движений, в большинстве случаев не строго обособляя одни движения от других. Выше, при рассмотрении мимики, уже была приведена .. читать далее




О Значении речи в развитии общих сочетаний

Выше шла речь о том, какое важное средство представляет собою символизация следов с помощью членораздельных звуков в развитии невро-психики вообще, не говоря уже о значении речи как орудия общения между людьми. Тем не менее довольно распространенное мнение, что развитие речи и сочетательная деятельность в форме так называемого мышления идут рядом друг с другом , не может быть принято безусловно .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100