:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Оценка тяжестей .. | Глава первая Введение в психологию. .. | Онтогенетическое развитие активности .. | Синдром Рейтера .. | 5. Другие попытки типологии .. |


Быстрота развития речевого рефлекса


В отношении словесных символов у нас были произведены специальные исследования с целью выяснить некоторые данные, касающиеся быстроты развития речевого рефлекса .

Здесь, собственно, была осуществлена лишь основная часть всякого объективного изучения двигательной сферы, а именно было изучено

время, необходимое для установления соотношения между внешними впечатлениями и вызываемыми ими речевыми реакциями. Опыты произг водились с хроноскопом Hipp ' a , причем в качестве возбудителя реакции пользовались стуком падающего шарика, замыкающего при падении ток, электрическим звонком и произнесением слов в аппарате Rohmer ' a , реакция же почти во всех опытах состояла в произнесении слова. Поэтому в случаях с реакцией на слово произнесением слова применялись два аппарата Rohmer ' a , из которых один являлся замыкателем электрического тока, приводящего в действие стрелки хроноскопа, другой, ответный, служил размыкателем того же тока. В качестве возбудителя реакции во всех случаях брались односложные слова, которые произносились экпериментатором ясно и отрывисто.

В опытах последовательно изучалось: 1) время «простой словесной реакции», состоящей в реакции с заранее условленным словом на опреде ленное внешнее раздражение, где, таким образом, дело сводилось к простой продукции слова, процесс же подыскания слова отсутствовал и 2) время «сложной словесной реакции», когда слово являлось не простым двигательным актом, а представляло собою результат процесса сочетания и оживления следов, так как испытуемый здесь не подготовлен к двигательному акту, а должен подыскать слово вслед за внешним воздействием. Эта сложная словесная реакция в опытах состояла прежде всего в простом повторении услышанного слова, при котором предполагается оживление следа, соответствующего слышимому слову, сочетание этого следа с двигательным речевым следом и ппособление двигательного речевого аппарата к произнесению услышанного слова.

В опытах прежде всего были произведены параллельные исследования между простой двигательной и простой словесной реакцией, причем выяснилось, что простая словесная реакция для своего осуществления требует вообще значительно большего времени, нежели простая двигательная реакция.

Хотя ответное слово, как и ответное движение, на одно ц то же внешнее раздражение, например стук падающего шарика или электрический звонок, заранее условлено, но слово, даже столь простое, как «да», «есть», «стук», «звон», требуют для своего выполнения значительно большего промежутка времени, нежели простое движение. При этом, однако, на время словесной реакции оказывает влияние конструкция самого слова. Так, слово «есть» требует меньше времени, нежели слово «да», а слово «да» —меньше, чем слово «стук». Точно так же реакция словом «раз» короче, чем словом «два» и т. п.

Длина слова и количество слов, взятых для реакции, например два простых слова вместо одного, при этом не оказывают существенного влияния на время протой словесной реакции,

Далее, представляет особый интерес вопрос о влиянии характера внешнего раздражения на время простой словесной реакции и в частности заслуживает внимания выяснение вопроса о зависимости времени от соотношения между теми или другими речевыми раздражителями и простой словесной реакций.

При сравнении наиболее простого случая повторение данного слова и реакции тем же словом на другое, не словесное раздражение,,например на стук или звон, оказалось, что в первом случае, т. е. при словесных раздражениях, время реакции оказывается значительно меньшим, что, очевидно, объясняется более привычным сочетанием воспринимающей и моторной речевой функций.

Для выяснения вопроса о влиянии характера слухового раздражителя на скорость произнесения слова были поставлены опыты таким образом,

что испытуемый должен был реагировать всегда одними и теми же словами, ему заранее известными, но в одном ряде опытов радражителем являлось то же самое слово, которое должно быть произнесено, в другом случае бралось как раздражитель какое-либо другое слово, а в третьем случае раздражителем вместо слова был взят стук или звон. В этих опытах выяснилось, что в первом случае, т. е. при оживлении слухового следа, соответствующего данному слову, продукция его ускоряется. В общем наиболее короткое время для простой словесной реакции требуется в том случае, если возбудителем является то же слово, которое и произносится, несколько больше времени требует словесная простая реакция в том случае, если возбудителем является какое-либо иное слово, и еще болве времени требуется, когда возбудителем является не слово, а звон или стук.

Из вышесказанного очевидно, что продукция слова в отношении времени находится в прямой зависимости от характера звукового возбудителя.

При сложной словесной реакции исследовалось повторение слышимых, но заранее не известных слов. Для выяснения того, в какой мере здесь имеет влияние оживление следа, соответствующего данному слову, на речевую функцию или произнесение слова, производилось, собственно, три ряда опытов. В одном из них испытуемый повторял произносимые перед ним слова, не зная заранее, какие слова будут даны для повторения; в другом ряде опытов испытуемый повторял те же самые слова, что и в первом ряде опытов, но он каждый раз предупреждался, какое слово будет произнесено для повторения; в третьем же ряде опытов испытуемый повторяет те Же слова, что и в двух первых рядах опытов, но они здесь повторяются в виде реакции на простые звуковые раздражения,

В результате этого исследования оказывается, что в первом ряде опытов, когда повторяемые слова заранее испытуемому неизвестны, требуется более, значительное количество времени, приблизительно в 1,5 — 2 раза, нежели в том случае, если повторяемые слова испытуемому заранее известны. Отсюда очевидно, что повторение неизвестного заранее слова само по себе представляет собою акт сложный, требующий известной работы и воспринимающих, и двигательных центров речи.

Наконец, в следующем ряде опытов имелось в виду исследовать сложную реакцию, в которой испытуемый должен был называть словом действующее на него раздражение, следовательно, отыскивать подходящее слово.

Для выяснения этого процесса были также поставлены три ряда опытов. В одной группе опытов испытуемый должен был на каждое из двух раздражений реагировать одним и тем же словом. В другой группе опытов испытуемый должен был реагировать словом на одно из двух раздражений, оставляя другое без внимания. Наконец, в третьем ряде опытов испытуемый должен был реагировать соответствующим словом на каждое данное ему раздражение.

При сопоставлении всех такого рода опытов, произведенных над несколькими испытуемыми, оказалось, что разница между простой словесной реакцией и реакцией выбора оказывается далеко не столь значительно, как можно было бы ожидать.

При двигательной реакции эта разница, как известно, достигает 150—200 сигм, тогда как при словесной она не достигает и 100 сигм.

Иначе говоря, сочетание внешнего впечатления с соответствующим ему словесным символом осуществляется намного скорее, нежели сочетание того же впечатления с определенным двигательным актом.

Объяснение этого факта надо искать, очевидно, в более привычном сочетании внешних впечатлений с соответствующими им словесными символами, нежели с другими двигательными актами.



Похожие по содержанию материалы:
О Значении речи в развитии общих сочетаний ..
Специфичность внешних впечатлений ..
Оценка тепловых раздражений ..
Оценка световых раздражений ..
Оценка тяжестей ..
Глава первая Введение в психологию. Предмет и задачи психологии ..
Онтогенетическое развитие активности ..
Синдром Рейтера ..
5. Другие попытки типологии ..
3. Органы чувств ..
5. Моменты ощущения ..
7. Закон Вебера и Фехнера ..
2. Нейтральные цвета ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Роль словесного внушения в гипнозе

В какой мере словесные символы тесно сочетаются с соответствующими внешними впечатлениями или органическими раздражениями, легко доказывается при том пассивном состоянии и подавлении личности, которое известно под названием гипноза.

В своей работе «Объективные признаки внушений, производимых в гипнозе» я показал, что внушение, т. е. оживление у испытуемого или прививание ему путем слова .. читать далее




Исследование обмолвок речи

Остановимся еще на вопросе о происхождении ошибок или так называемых обмолвок речи, изученным в нашей лаборатории.

Опыты (студент Федоров) ставились по предложенному мною методу таким образом, что испытуемые должны были давать ответы в форме слова или фразы на получаемые раздражения. В качестве раздражений применялись звуки обыкновенного электрического звонка, свет электрической лампочки .. читать далее




Жесты как символические движения

К символическим движениям, как мы уже упоминали в начале главы, относятся и все жесты и так называемые изобразительные, или пантомимические, движения.

Как известно, жесты и пантомимические движения являются прямым дополнением речи, придавая ей особую живость, выразительность и как бы пластичность. Образная речь, по-видимому, не может быть или, по крайней мере, не бывает без жестов и изоб .. читать далее




Пантомимические и другие выразительные движения

Что касается пантомимических, иначе изобразительных, движений, то и здесь речь идет, собственно, о воспроизведении тех движений, которые производятся как подражательные в виде толкания, указывания, удерживания и ощупывания предметов, а также в виде подражания другим лицам и их действиям. Так, те движения, которые обнаруживаются у игроков на бильярде, когда человек рукою, головой и даже всем тул .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100