:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Оценка вибрационных раздражений .. | Оценка звуковых раздражений .. | Оценка смещения членов в пространств .. | Зависимость оценки внешних впечатлен .. | 2. Принуждение и его роль в генезисе .. |


О природе сосредоточения


Переходя к рассмотрению вопроса о ближайшей природе сосредоточения, мы не будем вовсе касаться тех авторов, которые, трактуя сосредоточение, ограничиваются исключительно внутренней или субъективной стороной этого процесса, признавая в нем или большую интенсивность процесса представления или отождествления его с самим сознанием.

Эти взгляды могут быть интересны для субъективной психологии, но они лишены всякого значения для объективных психологических исследований.

Сосредоточение resp . внимание как результат двигательного ппособ ления рассматривался целым рядом авторов, как Descartes , Lotze , Fries , Baine , Ferrier , Lewes , Ziehen , Ribot , Baldwin и др. В то же время как результат нервной задержки сосредоточение рассматривалось Ferrier ' om , Ribot , Merillier ' oM и др.

Из авторов впервые Lotze оттенил роль мышечных сокращений в акте сосредоточения resp . внимания. По его взгляду, этот акт сводится к тому, что репродуктивные процессы вызывают состояние возбуждения двигательных нервов. Вследствие этого возникают двигательные впечатления и настоящие движения, которые и приводят к большей ясности репродуктивную деятельность.

По Hartmann ' y , сосредоточение представляет собою известный стимул, возбуждающий из центра соответствующий периферический орган и повышающий его восприимчивость. Этот акт сопровождается также ппособлением воспринимающего органа и двигательным впечатлением. G . Muller наряду с субъективными признаками сосредоточения говорит о влиянии возбуждения мозга на периферические воспринимающие органы, приводящего к обострению их впечатлительности и к ппособлению их к наилучшему восприятию.

Ferrier обратил внимание на большую роль в акте сосредоточения задерживающихся импульсов. По его словам, сосредоточение обусловливается ппособлением воспринимающих органов и внутренней речью, т. е. двигательными импульсами при ограничении всех посторонних движений. Так как задерживающие центры, по Ferrier ' y , должны быть локализированы в лобных долях, то и сосредоточение должно быть функцией лобных долей.

По Lewes ' y , сосредоточение есть рефлекс, связанный с ппособлением воспринимающих периферических органов и с развивающимся реф-лекторно приливов крови к соответствующим участкам мозга.

Meynert рассматривает процесс сосредоточения как результат повышенной возбудимости определенных участков мозга. Эта возбудимость находится в связи с распределением крови в коре мозга и с энергией протяжения питательного материала нервными клетками. Под влиянием ассоциативной деятельности происходит задержка сосудодвигательных центров, откуда происходит гиперемия в коре мозга; нутритивное же притяжение нервных клеток увеличивается вместе с их деятельностью. Этими двумя условиями и объясняются, по автору, процессы сосредоточения.

По Ribot , сущность сосредоточения заключается в ппособлении. «В сущности, внимание ( resp . сосредоточение) есть только известное положение ума — состояние чисто формальное; если отнять у него сопровождающие и определяющие его физические явления, дающие ему плоть, то остается чисто отвлеченное понятие, иначе — призрак» .

Физические явления он признает не за следствия, а за элементы сосредоточения. В них он различает три категории явлений: 1) изменения сосудистые, 2) дыхательные и 3) экспрессивные движения.

Их роль заключается в том, что мышечные впечатления, достигая мозга, увеличивают в нем количество энергии. В этом случае прирост энергии идет, с одной стороны, на усиление сосредоточения, с другой — возвращаясь к своей отправной точке, возбуждает новый интерес к движению. При непроизвольном сосредоточении речь идет о процессе, возникающем наподобие рефлекса. Волевое же (активное) сосредоточение сводится к воспроизведению движений, которые сопровождают идею, а следователь но, и ассоциированы с нею, и вместе с тем к подавлению движений, препятствующих сосредоточению.

Merillier высказывается, однако, против взгляда, сводящего сосредоточение к движению. Последнее, по Merillier ' y » есть только условие, но не элемент сосредоточения. Автор возражает, собственно, против того, что периферическое возбуждение является будто бы единственным случаем, кото рый усиливает представления. По его взгляду, необходимо принять во внимание и взаимодействие центров друг с другом.

Ехпег вводит в психологию новое понятие — взбадривание ( Bah - nung ) и выводит все явления внимания из соотношения между взбадриванием и задержкой.

Оставляя затем без рассмотрения взгляды авторов, которые интересовались сосредоточением resp . вниманием главным образом с субъективной его стороны, как, например, Leibnitz , Herbart , Bonnet , Fechner , Brown , Waitz , Miiller , Wundt , Hawding , Sully , Lehmann и др., мы отметим здесь лишь, что, по взгляду Н. Ланге, процесс сосредоточения с биологической точки зрения есть результат ппособления под влиянием борьбы за существование.

Обсуждая все имеющиеся относительно сосредоточения данные, мы прежде всего должнй! иметь в виду, что сосредоточение сопровождается двоякого рода импульсами: одни состоят в соответствующем ппособле нии воспринимающих органов к созданию условий для наилучшего впечатления от данного объекта, другие сводятся к устранению всех других впечатлений, к задержке всех посторонних движений, что также равносильно устранению определенных мышечных впечатлений. Внутреннее же сосре доточение как бы повторяет внешнее сосредоточение, за исключением того, что здесь слабо выражены или отсутствуют вовсе, или даже заменены другими импульсы, состоящие в ппособлении внешнего воспринимающего органа к внешним впечатлениям; но зато внутреннее сосредоточение является важным подспорьем в так называемой внутренней речи.

Вызываемые развивающимися при сосредоточении двигательными импульсами мышечные сокращения посылают, в свою очередь, к мозгу центростремительные импульсы, которые, возбуждая связанные с ними сочетания, поддерживают в центрах состояние напряжения, необходимое

при продолжительном сосредоточении. То же самое мы имеем и при внутреннем сосредоточении, поддерживаемом внутреннею речью.

Несомненно, что сосредоточение, как сейчас увидим, не исчерпывается только одним двигательным процессом, но, во всяком случае, те изменения в питании и кровообращении мозга, которые его сопровождают, также являются последствием в значительной мере раздражений, идущих С периферии.

Если мы обратимся к физиологии, то мы должны иметь ввиду, что процессы впечатления, как показали исследования в нашей лаборатории, сопровождаются в приводных ( resp . воспринимающих) корковых центрах возбуждением токов действия. С другой стороны, из опытов над животными известно, что сосредоточение приводит к повышению температуры в соответствующих областях мозговой коры и даже к появлению в ней кислой реакции l .

У людей умственная работа, требующая усиленного сосредотрчеция, обыкновенно сопровождается приливом крови к головному мозгу, что дока зывается, между прочим, исследованиями с весами A . Mosso , а равно и усиленным выделением фосфатов, указывающих на развитие повышенного обмена веществ в мозгу.

Все это говорит за то, что сосредоточение, помимо внешних проявлений, сопровождается еще и внутренними процессами в виде развития токов действия, усиленного прилива крови к соответствующим центрам, повышенного в них обмена и т. п., что указывает на большее развитие нервно-психической энергии в соответствующих центрах. С другой стороны, так как акт сосредоточения сопровождается подавлением всех других движений и более или менее пассивным состоянием всех других воспринимаю щих органов, то очевидно, что при сосредоточении мы имеем все благоприятные условия для того, чтобы нервно-психические процессы достигли наи большего напряжения в том центре, который находится при этом в деятельном состоянии.

Поддержкой более или менее постоянного напряжения этих процессов в определенном центре и служат постоянно притекающие к нему импульсы с периферии от сокращающихся мышц и от самого воспринимающего органа, частью же благодаря установившимся сочетаниям и от личной сферы невропсихики.



Похожие по содержанию материалы:
Быстрота развития речевого рефлекса ..
Жесты как символические движения ..
Системная красная волчанка ..
Оценка кожных раздражений ..
Оценка вибрационных раздражений ..
Оценка звуковых раздражений ..
Оценка смещения членов в пространстве ..
Зависимость оценки внешних впечатлений от протекшего времени ..
2. Принуждение и его роль в генезисе воли ..
2. Целое и частичное в характере ..
4. Типы характера ..
2. Раздражение ..
4. Ощущение ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


СИМВОЛИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ

Под названием символических рефлексов мы понимаем те внешние проявления организма, которыми, как символом, определяются те или иные внешние предметы, отношения между ними или же взаимные отношения своего организма и окружающего мира. К этому порядку движений относится речь, жесты и выразительные или пантомимические телодвижения.

Самым важным из символических телодвижений, без сомнения, я .. читать далее




Речь как символический рефлекс

Производимые у нас исследования над сочетательными рефлексами пЬказык&ют, что после того как связь между основным электрическим, сочетательным; яапримёр световым или звуковым раздражителями достаточно упрбчиласъунё только сочетательное раздражение вызывает рефлекс, обусловленный основным раздражением, но при этом обычно оживляется й- след от основного раздражения.

Если'с основным эле .. читать далее




О конкретно-символических комплексах

Звуковой след от названия «апельсин», в свою очередь, является лишь одним звеном в определенном комплексе следов, так как звуковой след от слова «апельсин», возбуждая соответственное речевое движение, тесно связывается с мышечно-осязательным следом, получающимся при виде соответственных движений губ при произнесении слова «апельсин», а у грамотных лиц и при виде печатного изображения этого слов .. читать далее




Значение словесных символов

Из предыдущего ясно, какую важную роль в сочетательной деятельности нервно-психической сферы играют вообще словесные символы. Есть полное основание полагать, что более сложные комплексы сочетаний, по-видимому, могут развиться только благодаря словесным символам, как показывает по крайней мере изучение психики глухонемых. Как в математике введение алгебраических знаков дало возможность довести м .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100