Естественно также, что когда объектом сосредоточения являются не внешние впечатления, но следы, возбуждающие внутренние реакции, то при этом всегда более или менее резко выступают изменения со стороны дыхания, а равно и изменения в отношении других внутренних движений, например, сердцебиения и сосудистой системы.
Так, известно, что достаточно бывает сосредоточиться на следах впечатлений, вызывавших когда-либо сильную эмоцию с развитием сердцебиения, чтобы последнее тотчас же возобновилось.
Далее, сосредоточение на каком-либо мотиве неизбежно приводит к развитию резких изменений со стороны дыхания, соответственно темпу и мелодии мотива.
Zoneff и Meumann нашли, что колебаниям внимания соответствуют сопутствующие им колебания в дыхании и пульсе. При напряжении внимания пульс и дыхание понижаются и замедляются, при ослаблении внимания, наоборот, и то и другое повышается и учащается.
По Gley и Mentz ' y * сосредоточение отражается резким образом на состоянии кровообращения, хотя Kiesow и оспаривает это влияние.
С другой стороны, одного сосредоточения на деятельности дыхания
и сердца бывает иногда достаточно, чтобы вызвать изменение в деятельности дыхания, развитие сердцебиения и перебои.
Далее, сосредоточение, особенно у нервных лиц, на предметах, возбуждающих отвращение, может вызвать птуп рвоты; достаточно иногда сосредоточиться на своем лице, чтобы покраснеть и т. д.
В литературе мы встречаемся даже с развитием трофических явлений под влиянием сосредоточения в виде, например, нервных сыпей и т. д.
По Roubinowitch ' S , даже всякое умственное усилие выражается расши рением зрачка.
Это наблюдение может быть поставлено в полное соответствие с тем, что и всякое физическое усилие также сопровождается расширением зрачков. С другой стороны, одно представление страха или отвращения может вызвать расширение зрачка ( Haab , Fuchs ) .
При напряжении сосредоточения Lehmann наблюдал уменьшение объема конечности с одновременным уменьшением высоты пульса.
В какой мере сосредоточение находится в зависимости от возраста, показывают исследования, которые произведены у нас д-ром Владимир ским над 36 здоровыми лицами, разделенными на 3 группы по возрасту.
При этом оказалось, что рассчитывая на 100 строк при работе со значками:
1- я группа, 17—18 лет (9 человек), просмотрела 100 строк в 1,69 мин, сделав 14,4 ошибок;
2- я группа, 15—16 лет (18 человек), те же 100 строк просмотрела в 1,9 мин, сделав 20,9 ошибок;
3- я группа, 13 лет (9 человек), ту же работу сделала в 1,9 мин с 22,6 ошибкой.
При исследовании с буквами аналогичный расчет показывает, что 1-я группа на сто строк затратила 1,9 мин с 20,0 ошибками, 2-я группа ту же работу сделала в 1,9 мин с 23,4 ошибками и 3-я группа ту же работу выполнила в 2,0 мин, сделав 24 ошибки.
Если же соединить вместе и работу со значками, и работу с буквами, то мы получаем на 100 строк работы для 1-й группы: время — 1,66 мин, ошибок 16,3; для 2-й группы: время — 1,89 мин, ошибок 22,1; для 3-й группы: время — 1,97 мин, ошибок 23,1.
Что касается ппособления к работе, то оно выразилось следующими цифрами: 1-я группа в первую половину работы сделала 395 ошибок, во вторую — 316 Ошибок, следовательно, улучшение выражается 20%; 2-я группа (двойная) сделала в первую половину работы 1051 ошибку, во вторую — 826 ошибок, следовательно, улучшение выражается 21%; 3-я группа в первую половину сделала 524 ошибки, во вторую половину — 476 ошибок, следовательно, улучшение выражается 9,1%