Что касается влияния сосредоточения на объем впечатления, то в этом отно шении в литературе мы не нашли никаких указаний, в виду чего мы пред ложили выяснить этот важный вопрос в нашей лаборатории К. И. Поварни- ну. Методика этих исследований, что касается способа раздражения, состояла в следующем: для исследования брались точки, расположенные на карточках то совершенно беспорядочно, то в виде правильных фигур. Для их изготовления на тонкой папке пробивались соответствующие величины отверстия и сзади папки наклеивалась темно-серая, почти черная бумага. Для показа же этих карточек с точками служил тахи-стоскоп W . Wundt .
Что касается регистрации, то оказалось, что устный ответ представляется в этом случае несовершенным и потому обратились к другому методу, имевшему намного больше преимуществ перед первым и состоявшему в том, что испытуемый тотчас же зарегистрировал увиденное на бумаге карандашом. Само отвлечение сосредоточения в этих опытах производилось с помощью арифметических действий над двузначными числами, которые произносились громко одно за другим, испытуемый же должен был совершить то или другое арифметическое действие, например сложение, и тотчас же сказать результат.
Само исследование производилось так, что испытуемый помещался в темной комнате и смотрел через щель, причем в помещении соблюдалась при производстве опытов полная тишина. Приборы были скрыты от глаз испытуемого стеной, в которой имелось отверстие. Перед началом экспози ции давался сигнал всегда за одинаковое время для каждого отдельного лица, но так как у различных лиц maximum сосредоточения наступает не в одинаковые промежутки времени , то упомянутый промежуток для различных лиц соответственным образом изменялся.
При такого рода опытах нужно иметь в виду еще быстроту экспозиции или время, в течение которого испытуемый мог воспринимать таблицу с точками. Благодаря специально произведенным у нас ранее исследованиям над тахистоскопом можно было определить, что взятая для опытов ширина щели в 5 мм давала длительность экспозиции в 4,0 с. Само собой разумеется, что испытуемый предупреждался, чтобы он возможно точнее зарегистрировал виденные точки. Кроме этого, от испытуемого требовали указать: 1) какие точки заованы с полной уверенностью в их существовании и положении; 2) какие заованы с уверенностью в их существовании, но без уверенности в точном их положении; 3) какие точки занесены без уверенности в их осуществлении; 4) все ли точки запечатлевались с одинаковой интенсивностью; 5) как происходил порядок впечатления и каков был порядок заовывания; 6) не было ли условий, способствовавших сосредоточению на самих точках.
В каждый сеанс показывали серию из 12 карточек с точками, причем каждая серия показывалась при обыкновенных условиях и при отвлечении сосредоточения. Но в каждом опыте эти условия чередовались в обратном порядке (по 6 при обыкновенных условиях и по 6 с отвлечением сосредоточения и наоборот). Промежутки же между сеансами для каждого лица во избежание влияния прежних следов производились не ранее как через сутки для опытов с одними и теми же карточками. Само собою разумеется, что и здесь обращалось внимание на физический и психический status испытуемого и на все внешние условия опытов.
Последние начинали с арифметических действий. Во избежание ппо собления испытуемого к опытам и его невольных отклонений от требова ний опыта число отдельных действий варьировалось до экспозиции от 1 до 5, после чего вскоре после произнесения второй цифры, данной для счета, но до его завершения, замыкался ток и пускался в действие тахистоскоп с экспозицией точек. Все исследование произведено над пятью интеллигентными лицами, причем, каждому было предъявлено по 5—6 серий с точками или в общем сделано 10 — 12 сеансов по 12 предъявлений в каж дом сеансе.
При подсчете результатов принимались прежде всего во внимание точки, относительно которых испытуемыми не давалось никаких указаний. Точки, зарегистрированные под сомнением, подсчитывалиеь отдельно. Затем особо подсчитывалиеь те опыты, где число точек не превышало 6 ввиду того, что широта впечатления у некоторых лиц превышала это число (7) или была близка к нему. Наконец, особо подсчитывалиеь и опыты с правильным расположением точек в виде фигур.
Подводя итоги исследованию, выяснилось, что при отвлечении сосредо точения количество уверенно зарегистрированных точек уменьшается, количество же точек, расположение которых представлялось для испытуемых сомнительными, наоборот, у большинства лиц увеличивалось (из 5 в 4 случаях).
Что же касается точек, само осуществление которых казалось сомнительным для испытуемых, то число их у одних увеличивалось, у других уменьшалось, у третьих оставалось без изменения.
При этом, в частности, можно было убедиться, что при более резком отвлечении сосредоточения число точек оказалось наименьшим, при более
значительном же отвлечении оказывалось зарегистрированным наибольшее число точек. При наиболее резком отвлечении иногда даже не происходило вовсе или почти вовсе впечатления (испытуемые не видели ничего, кроме белого фона и серого облачка на нем).
При подсчете точек, правильно расположенных, оказалось, что отношения в общем остаются теми же, но величина этих отношений представляется несколько иною. Равным образом и в случаях с точками числом менее 6 отношения оказались теми же.
Далее, прямыми опытами в нашей и в других лабораториях доказано, что отвлечение сосредоточения ослабляет оживление следов. С другой стороны, неоспоримо положительное влияние сосредоточения на оживление следов.
По исследованиям Smith ' a отвлечение сосредоточения (внимания) ослабляет определенность и прочность возникших ассоциаций.
Равным образом исследования, производившиеся у нас (К. И. Повар-нин), не оставляют сомнения в том, что отвлечение сосредоточения затрудняет процесс отождествления (узнавания).
Daniels произвел исследование влияния сосредоточения на оживление последовательного ряда внешних раздражений, которые раньше протекли без достаточного сосредоточения. Опыты его показывают, что отвлечение сосредоточения обусловливает сокращение последовательного впечатления. В конце концов автор приходит к выводу, что для такого оживления необходимо, чтобы был известный минимум сосредоточения .
В нашей лаборатории были произведены специальные исследования (д-р Поварнин) влияния отвлечения сосредоточения на количество воспроизводимых следов. При этом применялся метод сравнения испытуемыми двух рядов звуков метронома, одинаковых или различающихся между собой на один удар. Эти исследования показали, что число ошибок при определении различия обоих рядов увеличивается с отвлечением сосредоточения. При этом число ошибок представляется большим в том случае, когда первый ряд представляется более длинным по сравнении со вторым, нежели в обратном случае (согласно с данными В. Ф. Чижа).
При более или менее полном отвлечении сосредоточения и самые звуки уже не слышались ясно, а потому и сосредоточение оказывалось невозможным.
Таким образом, исследования в нашей лаборатории не оставляют сомнения в том, что это устранение оказывает влияние на сокращение числа последовательных впечатлений.
Как показывает подробный анализ, отвлечение сосредоточения здесь влияет как на само впечатление, так и на объем впечатления и, наконец, на его воспроизведение.
Сосредоточение не влияет даже и на скорость нервно-психических процессов. Наблюдение и опыт показывают, что все процессы, протекающие без участия сосредоточения, протекают со значительно большей скоростью, чем с участием сосредоточения. Равным образом движения, требовавшие первоначально напряжения сосредоточения, при частом повторении становятся уже привычными и вместе с тем протекают со значительно большей скоростью.
С другой стороны, из работы Н. И. Добротворской, произведенной в нашей лаборатории, можно убедиться, что отвлечение сосредоточения
благоприятствует образованию сочетательных реакций. Так, если мы будем комбинировать свет со звуковым раздражителем, на который от испытуемого требуется реакция движением пальца, то оказывается, что если мы потребуем от испытуемого, чтобы он распознавал фигуры, уемые на его предплечье, или был занят расшифрованием на вращающемся валу значков в виде металлических шпеньков или скобок, проходящих под его паль цем , то сочетательная реакция движением пальца на один свет получается с большей легкостью, нежели в том случае, если такого приема не приме нялось и сосредоточение направлялось на свет и на звук.
Не подлежит сомнению, что и в том процессе, который принято назы вать умственной работой, процессы сосредоточения, и именно внутреннего сосредоточения, играют особо важную роль. Мы приведем здесь некоторые из экспериментальных данных, относящихся к умственной работе.
В отношении сосредоточения, как и в отношении других проявлений нервно-психической деятельности, мы имеем, конечно, немаловажные индивидуальные различия, которые касаются как количества, так и качества работы. Так, из сделанных у нас исследований д-ра Владимирского мы убеждаемся, что в возрасте 17 — 18 лет при работе со значками Vaschi - de ' a в 48 мин 12 с количество ошибок колебалось в отдельных случаях от 21 до 69, а количество просмотренных строк, выражающее количество работы, колебалось от 270 до 386.
На процессе сосредоточения, между прочим, основана и способность примечать, которую можно исследовать различными способами. В числе этих способов мы укажем на метод специально изготовленных загадочных картинок, где испытуемый должен отыскать фигуру, замаскированную другими аксессуарами, затем метод сравнивания двух картинок, различающихся между собою незначительными мелочами, далее, метод неправильных умозаключений, сделанных из двух посылок (например, птицы летают, муха летает, следовательно, муха — птица) и, наконец, метод наглядных несообразностей, которые даны в специально изготовленных унках. В обоих последних случаях от испытуемых требуется, чтобы они распозна- i вали неправильность силлогизмов или несообразность картинок.
Из всех этих методов последний представляется наиболее практичным и подходящим для указанной цели, но лишь при том условии, если унки с наглядными несообразностями (труба на боку дома, хвост у животного на спине и т. д.) будут подобраны соответствующим образом.