Ввиду того что вопрос об условиях возбуждения сосредоточения является крайне важным в объективной психологии, в нашей лаборатории были произведены специальные исследования, чтобы выяснить с большею точ ностью эти условия. Само собою разумеется, что опыты могли дать возмож ность выяснить далеко не все условия возбуждения сосредоточения, но тем не менее они открывают нам такие данные, которые не могли бы быть подмечены повседневным наблюдением.
Только что указанные исследования по моему предложению производились д-ром Поварниным. Постановка опытов состояла в следующем: прежде всего для опытов применялся ряд различных картинок по 6 за раз, расположенных на картоне в совершенно равном расстоянии друг от друга и от намеченного карандашом центрального пункта, следовательно, по круговой линии. унки представляли собою предметы домашнего обихода и другие знакомые для всех вещи, например зонтик, стул, ветка с вишней, цветок, самовар, садовая решетка и т. п. Все унки сделаны контуром, за исключением немногих, затушеванных.
Лист с картинкамц вкладывался в особую папку из картонки. Задняя сторона этой папки была сплошная, передняя же представляла четырехугольное окно, в которое могли быть видны все шесть унков с центральной точкой. Но между передней стенкой папки и унками виднелись из более тонкого картона еще две с обеих сторон сдвигавшиеся пластинки, скрывавшие от взора наблюдателя установленные сзади унки. Последние имели во внутренних своих краях полулунные вырезки, которые при сдвинутом их состоянии давали в центре круглое окно в 13,5 см в диаметре с намеченным центром на экране. Эти полулуния вырезаны так, что при малейшем раздвигании пластинок показываются все унки одновременно.
Благодаря петлям на наружных краях пластинок эти последние могут быть легко сдвигаемы и раздвигаемы, не имея в то же время благодаря соответственно устроенной раме, в которой они двигаются, никаких других побочных движений.
Только что описанный прибор укрепляется на штативе на требуемой высоте и при постановке опыта экспериментатор, стоящий сзади папки, руками раздвигает обе пластинки и тем моментально открывает сразу все унки.
Затем в этих опытах применялся еще другой прибор, который давал возможность, с одной стороны, ограничить поле зрения испытуемого, а когда нужно, и закрыть все поле зрения. Этот второй прибор представ ляет собою установленный на штатив больших размеров стереоскопический ящик пирамидальной формы с отверстиями для двух глаз в узкой части, но без стекол, причем широкая сторона ящика представлялась совершенно открытой. В глазных отверстиях было сделано ппособление фотографического затвора для моментального раскрытия всего поля зрения. Внутренность ящика окрашена в черный цвет. Двумя перпендикулярно перекрещивающимися волосинками внутри ящика обозначается ось прибора. Через глазные отверстия последнего и должен испытуемый наблюдать картинки, причем этот второй прибор от первого прибора устанавливается на расстоянии 30 Над его задним широким отверстием устанавливалась закрытая со стороны испытуемого электическая 25-свечевая лампа, освещавшая унки равномерным светом.
При употреблении они устанавливались так, что середина между глазными отверстиями, перекрест волосинок и центр таблицы с унками были на одной линии. В остальном употребление приборов должно быть понятным. Испытуемый должен по определенному сигналу смотреть через
глазные отверстия второго прибора на центр белого круга картона. Затем экспериментатор сразу открывал раздвиганием пластинок все шесть унков, появлявшиеся в боковом поле зрения при одинаковых внешних условиях впечатления вследствие одинакового их расстояния от фиксационной точки. При этом от испытуемого требовалось, чтобы он перевел глаза на ту из картинок, которая его больше привлечет на первых порах. Затем он должен был осмотреть последовательно все унки, отметив^ какой из них возбуждает в наибольшей мере его сосредоточение. Вся экспозиция длилась в течение 10 с, после чего путем введения в действие фотографического затвора поле зрения разом закрывалось. По окончании опыта от испытуемого требовалось дать ответ на следующие вопросы:
1) какой первым привлек взор испытуемого?
2) какой привлек его потом?
3) какой оказался наиболее интересным?
4) к какому из унков испытуемый вернулся вторично после осмотра всех?
В течение одного сеанса показывалось в общем 6—7 листов с унками, причем с каждым испытуемым производилось 5—8 сеансов, в общей же сложности показывалось 180—260 унков каждому испытуемому. Последних было пять, все они лица интеллигентные с высшим образованием.
Все внешние условия опыта в общем были одинаковыми; в опытах отме чались время и все условия, относящиеся к испытуемому, которые можно было выяснить путем расспроса.
В результате этих исследований выяснилось, что причины, возбуждающие сосредоточение, могут быть разделены на два главных порядка.
I . Внешние причины, заключающиеся в особых свойствах объекта.
К ним должно отнести: черные пятна или резкие черные точки; слишком
черные контуры унка, части их; затушеванные штрихами; несколько
подряд встречающихся черных линий (например, решетка); большая
сложность унка (паровоз, церковь); обилие в нем деталей (напри
мер, цветов); несоответствие унка с действительным видом предмета;
необычное положение объекта (собака вниз головой); значительная вели
чина предмета по сравнению с другими; резко выдающиеся неровности
предмета (например, носик у чайника); точность изображения; его изяще
ство; странность и причудливость формы и выделение предмета своим со
держанием и других (собака между предметами домашней утвари) .
II . Внутренние причины, зависящие от самого испытуемого и составля
ющие результат его прошлого опыта, заключаются в следующем: соответ
ствие содержания унка с общим нервно-психическим тоном испытуемо
го ( креста на могиле при общем мрачном психическом тоне):
соответствие изображаемого предмета с любимыми занятиями испытуемого
(лодка с парусом для человека, любящего кататься на воде), наконец,
знакомство или незнакомство с данным предметом.
При этом оказалось, что наибольшее число случаев возбуждения сосредоточения у испытуемых падает на незнакомые фигуры, на фигуры странной формы и на изображения, не схожие с действительностью.
Необходимо, однако, заметить, что строгого отношения здесь установить нельзя, так как нельзя безусловно точно установить, например, соответствие или несоответствие объекта с психическим тоном; с другой стороны, необходимо иметь в виду, что каждая причина может действовать только при определенных условиях; поэтому вышеприведенные дан ные имеют лишь относительное значение. Так, если мы будем иметь объект,
привлекающий сосредоточение благодаря своим черным точкам и пятнам, то это ничуть не означает, что тотже объект у того же самого лица будет всегда возбуждать сосредоточение. Если, например, этот объект поставить среди других объектов с черными точками и пятнами, то он может уже не возбудить сосредоточения. Если же поместить тот же объект среди многих других объектов с такими же черными пятнами, а какой-либо другой объект будет обведен лишь контуром, то возбудит сосредоточение последний. Также и большие предметы между большими не возбуждают сосредоточения, но предмет, помещенный между сходными по внешности предметами, но отличающиеся от них своим содержанием, уже возбуждает акт сосредоточения. Отсюда очевидно, что возбуждение сосредоточения зависит от известного отношения объекта к окружающим предметам, причем здесь играет, очевидно, большую роль закон контрастов.
Что касается причин, возбуждающих продолжительное сосредоточение, то из опытов выяснилось, что оно обусловливается так называемым «интересом» и возбуждением эмоциональной стороны испытуемого. Так, незнакомая фигура или причудливая форма какого-нибудь унка вызывает у испытуемого любопытство, и он не бросает картинки, пока не узнает ее. Изображение земляники вызывает оживление вкусового следа этой ягоды, воспроизведение следа летней поры, собирания земляники и т. д. Изображение графина с водой, когда испытуемому хочется пить, крайне резко возбуждает сосредоточение, очевидно, благодаря своей связи с личной сферой; «несоответствие с действительностью порождает стремление найти те частности в унке, которые искажают вид предмета». Сложность изображения возбуждает сосредоточение, «вызывая большое количество ассоциаций». Изящество формы возбуждает эстетическую эмоцию и т. п.
Нужно иметь в виду, что реакция сосредоточения не может быть долговременной, не возбуждая утомления. Последнее же до известной степени предотвращается сменой впечатлений, возбуждающих реакцию сосредоточения, что может быть доказано и наблюдением и опытом.