:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Роль словесного внушения в гипнозе .. | Пантомимические и другие выразительн .. | О Значении речи в развитии общих соч .. | Специфичность внешних впечатлений .. | Оценка тепловых раздражений .. |


Методы исследования сосредоточения


Одним из употребительных методов исследования степени сосредоточения является корректурный метод, введенный впервые Binet и состоящий в зачеркивании определенных букв в тексте, расположенном, как и всякий печатный текст, в строки. Метод этот отчасти с некоторыми изменениями был применен затем Binet и Henri , Seharp ' oM , Vaschide ' oM и нашей лаборатории — Владимирским, Владычко, Ильиным и многими другими.

Ценность его заключается в его относительной простоте и общедоступности. Количество зачеркнутых букв или значков Vaschide служит в нем указанием на количество работы, а большее или меньшее число сделанных пропусков будет определять качественную сторону этой работы.

Для опытов можно воспользоваться или таблицей Vaschide , состоящей из ряда значков, или, как пользовались у нас специальной таблицей, составленной из ряда латинских букв, для чего достаточно выбрать около 8—10 букв, нерезко выделяющихся друг от друга какими-либо особенностями и не выходящих за строку своими частями, и распределить их в неправильном порядке построчно на одну страницу.

Эти таблицы, выработанные у нас окончательно д-ром Анфимовым, между прочим, дают возможность относительно легкой проверки правиль ности произведенной работы с помощью трафареток с отверстиями, соответ ствующими положению назначенных к зачеркиванию значков или букв. Эти заранее приготовленные трафаретки накладываются на таблицы и тотчас же показывают сделанные в таблице пропуски (М. Малярев-ский).

Наконец, если нет специально приготовленной таблицы, то можно

воспользоваться любым текстом, требуя лишь, чтобы известная буква из текста вычеркивалась .

В общем процент ошибок для буквенных таблиц у взрослых мужчин, как показали проведенные у нас исследования, не превышает 0,002— 0,005%, пропусков — колеблется от 0,46 до 0,73%, у женщин процент ошибок достигает 0,06%, а пропусков — от 0,51 до 0,94%.

Для значковых же таблиц у мужчин процент не превышает 0,007, у женщин — 0,002, у мужчин он колеблется от 0,94 до 6,37%, у женщин же — от 5,51 до 7,60%.

Для исследования сосредоточения можно пользоваться также текстом, состоящим из отдельных слов, в которых намеренно проставлены описки и опечатки, состоящие в замене одних букв другими, испытуемому же предлагается, читая текст, зачеркивать все встречающиеся в тексте описки или опечатки.

Очень подходящим методом для исследования сосредоточения, кроме упомянутых таблиц, для зачеркивания может служить также метод Ebbing - haus ' a со вставкой слов, не достающих в тексте какого-либо рассказа.

Этот метод уступает предыдущим методам в чистоте, но зато он более поддерживает внимание, так как сама работа представляет больший интерес, нежели в предыдущих случаях.

Некоторые для исследования сосредоточения пользуются вставлением точек в центр клеточек неравномерно разграфленной бумаги, но этот метод имеет более крупные недостатки по сравнению с предыдущими, не давая в то же время никаких преимуществ.

Специально произведенные у нас опыты (д-р Ильин) с двумя первыми методами показывают, что нормальные лица делают пропуски в количестве 4—7 на тысячу просмотренных букв или значков, в среднем же можно считать 5 pro mille . При этом количестве произведенной работы на каждый опыт, длящийся 5 мин, колеблется от 757 до 1105, в среднем же — около 1000 (996) просмотренных букв и значков, причем ошибочные отметки составляют в общем 6,2% количества пропущенных букв и значков.

Затем сделанные у нас сравнительные исследования (д-р Анфимов) показали, что с буквенными таблицами здоровые и больные исполняют работу в большем количестве и с большей точностью, нежели с значковыми таблицами Vaschide ' a ; нормальные лица мужского пола в среднем за 10 мин просматривают от 3508 до 4550 букв и отмечают от 582,5 до 756 назначенных букв, значков же за то же время просматривают от 2063 до 2797, отмечая всего от 242 до 364 значков. Женщины за то же время просматривают в среднем от 3793 до 4451 буквы, отмечая от 628 до 732 назначенных букв, значков же просматривают от 2511 до 3284, отмечая от 330 до 416 значков.

Для усложнения работы с буквенными и значковыми таблицами в случае необходимости можно предложить испытуемым зачеркнуть не одну букву и не один значок, а, например, две буквы и два значка.

При этом оказывается, что вместе с трудностью работы уменьшается ее количество и ухудшается ее качество. Так, при исследовании с буквенными таблицами при зачеркивании двух букв количество работы у нормальных лиц уменьшилось в среднем на 40,4%, качество же работы ухудшилось на 4; при исследовании с таблицами Vaschiede ' a количество работы

уменьшилось в среднем на 36,6%, качество же ее ухудшилось на 8% (А. В. Ильин).

Заслуживает внимания, что сосредоточение во время работы у нормальных лиц приобретает известный навык, благодаря чему при ежедневном производстве работы возрастает в общем как количество, так и качество произведенной работы.

Если мы возьмем относительно простую работу, например зачеркивание букв, и рассмотрим результаты ее последовательно по минутам, то в течение следующих 5 мин для нормальных лиц общее число просмотренных букв будет достигать 321—296—276—281—285, а общее число просмотренных значков Vaschide ' a будет 191 — 174—174 — 18—182 (д-р Ильин).

Отсюда очевидно, что нормальными людьми большею частью в 1-ю минуту работа выполняется с несколько большею скоростью, нежели в последующие 2-ю и 3-ю мин, после чего работа снова ускоряется; в третьем же случае работа прогрессивно нарастает; что же касается качества работы, то в течение каждой из 5 мин последовательно нормальными лицами было сделано следующее количество ошибок и пропусков при зачеркивании букв: 72—49—38—17 — 17; при зачеркивании значков из таблицы Vaschide ' a : 80—57—43—42-^-29.

Очевидно, что состояние сосредоточения вместе с работой постепенно усиливается, благодаря чему и работа становится более успешной.

Если мы возьмем более сложную работу, например, отметку двух букв или двух значков, то среднее количество просмотренных значков в каждую из последующих минут выразится в следующих цифрах для букв: 156-167-170-170-186; а для значков: 134-127-125-132-140.

Отсюда очевидно, что при более трудной работе не обнаруживается начального оживления, отмечаемого во многих работах Kraepelin ' a на учениках, а также в работе, произведенной у нас д-ром Щегловым ; работа в этом случае большею частью постепенно нарастает количественно. Качественно же она выразится числом пропусков и! ошибок для букв следующим образом: 96—65—62—27—31; а для значков: 151 — 114—59— 52-46.

Иначе говоря, и здесь точность работы нарастает с каждой последующей минутой.



Похожие по содержанию материалы:
Влияние сосредоточения на мышечную работу и движения ..
О природе сосредоточения ..
Рак простаты ..
Анатомо-физиологические условия проведения внешних импульсов ..
Роль словесного внушения в гипнозе ..
Пантомимические и другие выразительные движения ..
О Значении речи в развитии общих сочетаний ..
Специфичность внешних впечатлений ..
Оценка тепловых раздражений ..
Оценка световых раздражений ..
Оценка тяжестей ..
Глава первая Введение в психологию. Предмет и задачи психологии ..
Онтогенетическое развитие активности ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Активное и пассивное сосредоточение

Сосредоточение возбуждается, с одной стороны, внешними воздействиями в виде сочетательного рефлекса, следовательно, импульсами, исходящими из воспринимающих органов, с другой стороны.— внутренними импульсами, возникающими путем сочетаний и оживления следов, входящих в область личной сферы.

В последнем случае сосредоточение может быть названо личным или активным, в первом же случае оно мо .. читать далее




Условия возбуждения сосредоточения

Ввиду того что вопрос об условиях возбуждения сосредоточения является крайне важным в объективной психологии, в нашей лаборатории были произведены специальные исследования, чтобы выяснить с большею точ ностью эти условия. Само собою разумеется, что опыты могли дать возмож ность выяснить далеко не все условия возбуждения сосредоточения, но тем не менее они открывают нам такие данные, которые не .. читать далее




Колебания сосредоточения

Далее, экспериментальными исследованиями доказано, что сосредоточение вообще не представляется актом непрерывным. Оно всегда обнаруживает известные колебания, которые были доказаны исследованиями Urbant - schitsch ' a и Ланге. Последний из них убедился, что периоды этого колебания сосредоточения, выражающиеся то его усилением, то ослаблением, не вполне одинаковы для различных воспринимающих орг .. читать далее




Влияние сосредоточения на другие психические процессы

Сосредоточение представляет собою акт, который не оказывает влияния на другие психические процессы, и, между прочим, на процессы впечатления. Прежде всего можно указать целый ряд экспериментальных исследований, относящихся к влиянию сосредоточения на длительность даже простейших психических процессов.

Так, из исследований Swift ' a и можно вывести заключение, что при устранен .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100