В числе рефлексов, определяющих внешние отношения организма к окру жающей среде, получают особое значение подготовительные рефлексы или рефлексы сосредоточения (внимание — по субъективной терминологии).
Так как благодаря рефлексам сосредоточения выигрывает, между прочим, и точность внешних впечатлений, а в известных случаях (при так называемом внутреннем сосредоточении) и точность воспроизведения, то ясно, что эти рефлексы представляют особую важность как для внешних отношений организма, так и для развития нервно-психической сферы вообще. В виду этого нам необходимо остановиться на них особо.
Хотя внешние впечатления могут возбуждать реакции разнообразного характера, например наступательную, оборонительную или подражательную, но несомненно, что первой реакцией, возбуждаемой внешним впечатлением, является реакция сосредоточения, которая благоприятствует и самому впечатлению.
Таким образом, рефлексы сосредоточения являются движениями, непосредственно следующими за внешним раздражением, и служат для установления более близкого знакомства с объектом раздражения, после чего уже следуют при соответствующих условиях оборонительные или наступательные движения или же дело ограничивается одними рефлексами сосредоточения.
Последние могут быть разделены на рефлексы внешнего сосредоточения и рефлексы внутреннего сосредоточения, причем под последними понимается сосредоточение, имеющее отношение к процессам оживления тех или других следов. В интересах краткости в последующем изложении мы будем пользоваться терминами внешнего и внутреннего сосредоточения или вообще реакцией сосредоточения.
В чем состоит реакция сосредоточения?
Под этим названием мы понимаем тот комплекс мышечных сокраще-
ний, который ставит соответствующий воспринимающий орган в наиболее благоприяные условия для осуществления впечатления, устранив в то же время все, что могло бы в той или иной мере воспрепятствовать последнему.
Этот комплекс мышечных сокращений представляется более или менее типичным для каждого воспринимающего органа, служащего местом реакции сосредоточения. Таким образом, мы можем различать зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое сосредоточение.
Первое характеризуется устремлением головы и взора к предмету сосредоточения, соответственным сокращением аккомодативной мышцы и сокращением зрачков, небольшим сдвиганием и опусканием бровей, служащим к устранению посторонних зрительных раздражений, а также задержкой дыхания в инспирации при общей задержке движений других частей тела.
Слуховое сосредоточение характеризуется таким поворотом головы, который дает возможность лучше улавливать звуковые волны. При этом происходит сокращение m . stapedii , и вместе с тем глаза поворачиваются в направлении к источнику звука, лобные мышцй слегка сокращаются, одновременно происходит задержка дыхания и неподвижность мышц всего тела. У животных, кроме того, играет важную роль в слуховом сосредото чении и соответственный, поворот наружной ушной раковины, что у челове ка иногда заменяется подставляемой сзади уха ладонью. Кроме того, при наивысшем слуховом состредоточении обыкновенно открывается и рот для улавливания звуков евстафиевой трубой.
Осязательное сосредоточение заключается в ощупывающих движениях пальцев руки, дающих возможность полно уловить внешние особенности предмета при небольшом сокращении лобных мышц, при слегка или совсем прикрытых глазах, при задержании дыхания и при общей неподвижности всего тела.
Можно также отметить типичные признаки вкусового и обонятельного сосредоточения, но мы не будем приводить описания этих признаков, всем более или менее известных.
Из предыдущего ясно, что сосредоточение характеризуется не одними только изменениями в отношении мышц лица, головы и других частей туловища, но еще и изменениями в иннервации дыхания (вероятно, и сердцебиения), а при зрительном сосредосточении еще и изменениями в ширине зрачков и в напряжении аккомодативной мышцы.
По отношению к влиянию сосредоточения на мышцы тела и на дыхание имеются исследования, производимые по моему предложению над питомцами Педологического института Поварниным и Владычко '. Исследование производилось над влиянием звуковых раздражений на двигательную сферу и на дыхание у младенцев, которое показало, что при слуховых раздражениях, возбуждающих реакцию сосредоточения, вместе с более или менее полной иммобилизацией тела ребенка, дыхание освобождается от массы посторонних, отражающихся на нем движений тулови ща и потому выступает тотчас же на кривой со всею ясностью и становится более спокойным и ровным.
Точно так же и по отношению к вопросу о влиянии сосредоточения на ширину зрачка в литературе имеются специальные исследования.
Эти исследования показали, что если сосредоточиться на пламени, помещающемся на периферии поля зрения, то зрачок сужается несмотря
на то что взгляд обращен на темный фон и при этом не происходит изменения в аккомодации и конвергенции глаз ( Haab ) .
Piltz , продолжая вышеуказанные исследования, ставил с одной стороны от испытуемого черный экран, с другой — белый, предлагая испытуемому сосредоточиться то на одном, то на другом, причем оказалось, что при сосредоточении на белом цвете зрачок сужался, при сосредоточении на черном — зрачок расширялся .
Точно так же и внутреннее сосредоточение на оживляемом следе от темного объекта вызывало расширение зрачка, хотя и более слабое. С другой стороны, внутреннее сосредоточение на оживляемом следе от белого цвета вызывало не столь резкое расширение зрачка. Безразличные же объекты в отношении силы света эффекта не вызывали. Даже внутреннее сосредоточение на сильном мышечном сокращении приводило к расширению зрачка. Таким образом, эти исследования дали результаты в общем вполне соответствующие данным Haab ' a , дополняя их некоторыми новыми наблюдениями.
Heinrich путем офтальмометра исследовал влияние сосредоточения на ширину зрачка и аккомодацию. Для этой цели испытуемого, которому предварительно завязывали один глаз и иммобилизировали голову, заставляли смотреть на точку, обозначенную на известном от него расстоянии. Затем под разными углами в боковой части поля зрения помещали белый картон с буквами. Испытуемому предлагалось, не изменяя взгляда, сосредоточиваться то на точке, то на буквах, то на умственной работе. Оказалось, что при сосредоточении на буквах зрачок расширялся и еще более он расширялся при сосредоточении на умственной работе.
Специальными опытами можно было доказать, что в этом случае расширение зрачка стояло в зависимости от ослабления аккомодации, причем во время сосредоточения на умственной работе глаза принимали положение, близкое к тому нормальному положению, которое обнаруживается при смотрении вдаль.
Одинаковые результаты получались и при сосредоточении на тикание часов.