:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

О развитии сосредоточения .. | Речь как символический рефлекс .. | Значение словесных символов .. | Быстрота развития речевого рефлекса .. | Жесты как символические движения .. |


Об индивидуальном развитии мимических движений


Что касается индивидуального развития мимических движений, то многие из них, несомненно, представляются прирожденными или наследственными.

В пользу этого говорит, между прочим, пример Лауры Бриджмен, которая по причине своей слепоты и глухоты не могла усваивать движения путем подражания другим. Тем не менее она смеялась от радости, хлопала в ладоши и краснела при получении письма от ее возлюбленного. В другое время она топала ногами от злобы.

Равным образом у слепых и глухих, а также и у идиотов от рождения бодрящая эмоция или «веселое» настроение выражается улыбкой и смехом, как у всех вообще здоровых лиц.

Раздражительные дети в гневе не только топают ногами, но даже бросаются на пол и бьют ногами по полу, несмотря на то что никто им такого примера не показывал.

Должно, впрочем, заметить, что в развитии мимических движений играют роль не столько прирожденные условия, сколько условия наследственности. Дело в том, что, исключая крик, появляющийся с первого дня рождения, более основные мимические движения развиваются у младенцев в сравнительно позднем возрасте. Так, улыбка появляется обыкновенно на 7 — 10-й неделе, а смех в конце четвертого месяца. Плач появляется обыкновенно на 3-м месяце, а отдельные восклицания развиваются в сравнительно раннем возрасте.

В пользу того, что в развитии мимических движений играет большую роль наследственность, говорит и тот факт, что у детей, у которых речь еще . не вполне развилась, мимические движения и жесты обнаруживаются в гораздо большей степени и разнообразии, нежели в более позднем возрасте.

Прежде чем ребенок научается называть предмет, он его уже показывает. Желая что-нибудь передать, ребенок обыкновенно не может воздержаться от поясняющих телодвижений.

Обыкновенно с самого начала у младенцев выражающие телодвижения носят вполне неопределенный, можно сказать беспорядочный характер, в виде, например, общего беспокойства при внешнем или внутреннем раздражении; но с течением времени мимика и жесты принимают более определенную форму, являясь как бы символами известных потребностей. Например, шлепание губами и сосательные движения выражают потребность еды вообще; вытягивание рук ладонями вверх со сгибательными движениями пальцев выражает потребность взять тот или другой предмет; отмахивание руками указывает на нежелание взять предмет; вытягивание руки и направление указательного пальца к предмету служит для его указания; топание ногами сопровождает общее раздражение и т. п.

Некоторые жесты имеют изобразительный характер, основанный на копировании виденного и слышанного телодвижениями и звуками. Например, моя девочка одного года и двух месяцев, передавая свое впечатление о собаке, начала сама изображать подражательными телодвижениями, как собака прыгала, а ее лай начала изображать звуками вав, вав.

С первоначальным развитием речи мимика и жесты в детском возрасте постепенно замещаются словами, усвоенными ребенком. В дальнейшем жесты частью подавляются так называемыми личными или произвольными движениями, частью замещаются звуками речи.

Благодаря этому со временем мимика получает преобладающее развитие над жестами, тогда как вначале жесты преобладают над мимикой.

Но с возрастом лучше всякой мимики выразительным движением служит модуляция голоса и речь, которая развивается главным образом путем подражания и которая, в сущности, представляет собой не что иное, как символические выразительные движения, сложившиеся у народов веками.

Все вышеизложенное приводит нас к выводу, что так называемые выразительные движения лишь частью являются прирожденными, большинство их должно быть признано наследственными, некоторые же, например модуляция голоса и речь, развиваются главным образом путем подражания.



Похожие по содержанию материалы:
Сосредоточение как рефлекс ..
Условия возбуждения сосредоточения ..
Влияние сосредоточения на другие психические процессы ..
Значение упражнения в отношении сосредоточения ..
О развитии сосредоточения ..
Речь как символический рефлекс ..
Значение словесных символов ..
Быстрота развития речевого рефлекса ..
Жесты как символические движения ..
Системная красная волчанка ..
Оценка кожных раздражений ..
Оценка вибрационных раздражений ..
Оценка звуковых раздражений ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Физиологические основы мимических движений

Переходя к рассмотрению физиологической основы общего нервно-психического тона и эмотивных реакций, необходимо иметь в виду, что по этому поводу создавались различные гипотезы. Между прочим, Meynert создал физиологическую теорию «чувствований», resp . общего нервного тона. Признавая, что питание мозга находится в прямой зависимости от просвета мозговых сосудов, он пришел к выводу, что активное .. читать далее




О локализации центров мимических движений

Нам остается еще рассмотреть вопрос о локализации центров мимических движений. Здесь при решении вопроса мы должны будем иметь в виду прежде всего экспериментальные и патологические наблюдения.

В указанном отношении заслуживает внимания факт, что животные с' удалением мозжечка и всех частей большого мозга впереди Варолиева ЙОста ещё в состоянии обнаруживать двигательное беспокойст .. читать далее




Роль спинного мозга и подкорковых центров в выполнении мимических движений

Возникает затем вопрос, не играют ли роли в выразительных движениях нижележащие центры спинного мозга.

Существующие экспериментальные данные говорят, безусловно, в пользу такого предположения. Давно известные опыты над лягушками не оставляют в этом отношении никакого сомнения. О стирании лягушками с перерезкой под продолговатым мозгом кислоты лапкой известно уже давно.

Далее, выше .. читать далее




О развитии внешних впечатлений

К вопросу о развитии впечатлений относится несколько экспериментальных исследований, о которых необходимо здесь упомянуть. Мы укажем на работы В. Erdmann ' a и R . Dodge , I . Finzi , Zeitler ' a , Messmer ' a , H . Ланге и М. Никитина .

Но обобщающие выводы даются главным образом двумя последними исследованиями. Из этих исследований выясняется, что впечатление происходит не вдруг, а пут .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100