Гораздо важнее в наших глазах вопрос о классификации мимических движений. В этом отношении разделение мимических движений на основании биологического принципа мы встречаем впервые у Дарвина.
Дарвин признал, что филогенетически выразительные движения развились из движений, которые первоначально имели иной смысл. Одни из этих движений первоначально были полезны для организма и потому удержались и у тех организмов, которым они, в сущности, перестали быть полезными .
Так, например, выражение ненависти характеризуется у человека подниманием верхней губы и обнажением клыков. Это движение, наблюдаемое и у высших млекопитающих (обезьяна, собака, кошка и др.), являлось здесь движением, свидетельствующим о приготовлениях к борьбе и имеющим целью предварительное устрашение врага; у человека же, не употребляющего зубов в борьбе, это движение сохранилось, как выражение ненависти к врагу. Стискивание зубов и сжатие кулаков при ярости имеет в общем такое же происхождение.
Другие мимические движения, не подходящие под вышеуказанное объяснение, Дарвин объяснял принципом антитезы или противоположе ния, который состоит в том, что если известное душевное состояние выра жается определенными физическими изменениями, то прямо ему противоположное выражается и противоположными физическими явлениями. Примером, по Дарвину, может служить смелая поступь и готовность к нападению у собаки при виде чужого человека и приниженность туловища, и извивание у собаки, узнавшей в человеке, признаваемом первоначально за чужого, своего хозяина.
Наконец, Дарвин признал еще третий принцип, по которому развились некоторые из выражающих движений; этот принцип он называет принципом действий, зависящих от конституции нервной системы, следовательно, не зависимых ни от воли, ни от привычки. Сюда относятся, например, поседение волос при испуге, дрожь, изменение сердечно-сосудистой систе мы и т. д.
В сущности, дело идет здесь о генетическом разделении мимических движений на три группы по основному принципу их развития. Из этих принципов, несомненно, большее количество приверженцев приобрел принцип первоначальной полезности некоторых выразительных движений. Что касается принципа антитезы, объединяющего вторую группу мимических движений, то он встретил множество возражений и не разделяется большинством авторов, писавших о мимике, таких, как В. Вундт,
Мантегацца, Дюмо.н , Пидерит и др. Равным образом и третий принцип не нашел для себя большой опоры в фактах.
Пример с поседением волос не может быть признан удачным, так как речь идет здесь, собственно, це о самом выражении, а о последствиях тех изменений, которыми выражается страх и в числе которых нужно поставить прежде всего резкое сжатие сосудов. Это сжатие периферических сосудов, следствием которого, собственно, и является поседение волос, само по себе является, несомненно, полезным актом, так как благодаря этому сжатию сердце оказывается способным прогонять к центрам еще достаточное количество крови, чтобы тем поддержать ослабевшую деятель ность последних. Равным образом и дрожь при испуге и волнение, несомненно, имеют столь же важное защитительное* значение, как дрожание при холоде. Мантегацца совершенно правильно по поводу вышеуказанного принципа замечает: «Третье положение Дарвина, если я не ошибаюсь, вовсе и не заслуживает названия закона. Сказать, что некоторые нервные токи идут в одном, другие — в другом направлении,—значит ничего не объяснить. Утверждать, что удовольствие вызывает смех, а скорбь — слезы,— значит утверждать очевидный факт, а не объяснять его» *.
В виду этого законы Дарвина Мантегацца сводит к двум следующим: 1) существует мимика полезная, оборонительная; 2) существуют мимические движения сочувственные (симпатические).
По Вундту э, принципы, под которые должны быть подведены мимические движения, суть следующие: 1) принцип прямого изменения иннервации, в силу которого сильные душевные движения влияют непосредст венно на двигательные и другие центры мозговой коры (например, расширение и сужение сосудов и т. п.) ; 2) принцип ассоциации родственных чувств, заключающийся в том, что ощущения с одинаковым чувствительным тоном, легко сочетаясь друг с другом, усиливают друг друга; 3) принцип отношения движений к чувственным конкретным представлениям. Сюда относятся, например, движения, когда мы рукою указываем на предмет, о котором говорим, указываем на его положение, размеры и т. п.
Нет надобности говорить, что это подразделение основано исключительно на субъективном анализе явлений и не имеет ничего общего с биологией.
Пидерит и признает, что выразительные движения частью относятся к представляемым предметам, частью — к представляемым приятным или неприятным впечатлениям.
Другие попытки подвести движения эмоций под те или другие принципы мы видим со стороны Дюмона, Мантегаццы и Вагнера . Следует при этом заметить, что большинство позднейших авторов придерживается вообще взглядов на мимические движения, основанных частью на комбинации или дальнейшем развитии принципов Дарвина и By ндта. Сюда относятся, между прочим, взгляды На этот предмет Кюльпе, объяснявшего мимические движения: 1) из иррадиации нервного возбуждения на двига тельную область мозговой коры, 2) из сочетания ощущений с теми, которые имеют сходный или противоположный чувствительный тон, три из приВьгч-
ных или прирожденных полезных действий. Сюда же относятся взгляды Джемса, Ланге, Лосского и др.
Последний автор, между прочим, признает, что реакции со стороны внутренних органов могут быть подведены под принцип полезных изменений, причем корни ппособления в данном случае должны быть отнесены к низшим ступеням органического мира.
Заслуживает также внимания взгляд Дьюэ { Dewey . The theory of emotion. // Psych. Review . 1894. Vol . I ; 1895. Vol . II ), сводящего все три принципа Дарвина в один первый.
Из только что приведенных выдержек очевидно, что если Дарвин, впер вые проведший биологический принцип в разделении мимических движений, не был, как видно из предыдущего, вполне свободен от субъективных объяснений, то многие из позднейших авторов, начиная с Вундта, осно вывают разделение мимических движений исключительно на субъективном принципе, принимая во внимание, например, сочетание ощущений, чувств и представлений, воображение предмета и т. п.
По нашему мнению, мимика может и должна быть изучаема путем наблюдения исключительно с объективной стороны, поскольку она представляет собою внешние реакции организма на те или другие влияния; экспериментальным же способом вызывания мимики, кроме тех или иных внешних влияний, может служить с большим удобством внушение в гипнозе, осуществляющее мимику в некоторых случаях с поразительной экспрессией. По крайней мере, нам этот способ изучения мимики оказал большие услуги.