Не очень давно Цветан Хаджи-Денков произвел систематическое и очень полное исследование относительно зависимости воспроизводительных реакций от протекшего времени и влияния на них промежуточных впечатлений. Исследование производилось по методу минимальных разниц. Автор убедился, что оживление реакций с течением времени уменьшается непропорционально времени, причем при нарастании промежутка времени в арифметической прогрессии оживление слов убывает приблизительно в геометрической прогрессии .
В этих опытах автор, подобно другим, констатировал колебания в оживлении слов, которые он признает неслучайным явлением, как многие.
Подробнее эти опыты будут приведены нами в другом месте, когда будет идти речь об оценке внешних впечатлений в зависимости от истекшего времени.
Должно иметь в виду, что в литературе имеется целый ряд исследований, которые доказывают ту или другую закономерность убывания количества воспроизведений в зависимости от протекшего времени, в подробности которых мы входить не станем.
Здесь необходимо лишь заметить, что относительно оживления следов обонятельных и вкусовых раздражений существует, к сожалению, большой пробел в экспериментальных исследованиях. Некоторые придерживаются того взгляда, что оживление следов от этих раздражений возможно лишь через непродолжительное время, но мы думаем, что окончательное решение вопроса будет зависеть от более детальных экспериментальных исследований.
Что касается пассивных движений, то производившиеся в нашей лаборатории исследования М. Н. Жуковского со специально устроенным аппаратом для сгибательных и разгибательных движений предплечья показали, что воспроизведение пассивных движений оказывается в общем довольно точным и только с того времени, когда интервалы времени, разделяющие момент воспроизведения от данного пассивного движения, превышали две минуты, оно становилось менее точным. Так, когда промежуток достигал 5 мин, то точность воспроизведения уже ослабевала наполовину против непосредственного воспроизведения.
Шнейдер производил исследование над оживлением активных движений кисти. Для этой цели все сочленения, кроме кисти, делались неподвижными с помощью привязываемой дощечки, соответствующей по форме ладони и пальцам. К дощечке соответственно длине указательного пальца прикреплялся карандаш, чертивший на бумаге, разделенной на квадратные миллиметры. Затем испытуемый должен был делать движение кистью до известного предела, где ставилось препятствие. После того испытуемый вновь отводил руку до первоначального пункта и снова должен был воспроизводить прежнее движение. Быстрота движения в общем равнялась 3 с. Промежутки времени брались в 1/2, 1, 2, 4, 6, 8, 10 и 15 мин. Длина линий равнялась 70, 75, 80, 85, 90 и 100 мм. К сожалению, при применении препятствия (к тому же различного в зависимости от быстроты движения) нельзя не видеть некоторой неточности в методике опытов .
Опыты были произведены над тремя лицами. Самое вычисление средней ошибки производилось автором, по-видимому, не вполне правильно; поэтому мы не приводим здесь и результатов этих опытов.
Исследование М. Л. Фалька, относящееся также к оживлению активных движений, производилось с аппаратом, который, судя по демонстрации его в С.-Петербургском психиатрическом обществе, не может быть признан вполне безупречным . Дело в том, что в нем остановки движения
зависели от препятствия, которое ставилось на пути движения руки. В подробности этого исследования входить мы не будем. Далее, исследованию вышеприведенных активных движений может служить также прибор Sommer ' a , в котором производится запись движений пальцев. По отношению к активным движениям были произведены в нашей лаборатории специальные исследования Г. Е. Шумковым . Им было произведено большое число опытов над восемью лицами, причем исследовалось сгибательное и разгибательное движение руки, собственно предплечья, лежащего свободно на ложе аппарата Жуковского. В опытах учитывалась величина, или размер, движения, скорость его и точность после первого, или основного, движения для его воспроизведения. Из выводов этого исследования, произведенного по строго объективному методу, заслуживают внимания следующие:
1) Время отражается на всех трех свойствах воспроизводимой реакций — величине, точности и скорости.
2) Величина, или размер, движения удерживается во времени довольно прочно, уменьшаясь через сутки лишь на х/\% основного движения.
3) При учете величины, или размера, движения через известные промежутки времени отмечается уменьшение размера движения, которое в ходе понижения всегда дает колебания.
4) Колебания в сторону увеличения движения чаще всего отмечаются на интервалах времени: при непосредственном воспроизведении через 1, 5, 15 мин и 24 ч.
5) Точность воспроизведения удерживается во времени менее трочно, чем величина.
6) Уменьшение точности воспроизведения от времени так же, как и величины, идет не строго постепенно, но с колебаниями, но колебания точности не совпадают с колебаниями величины.
7) Колебания точности отмечаются резче всего на интервалах в 15 с, 2 м, 5 м и 1 ч.
8) Скорость воспроизведения, так же как величина и точность, падает от времени, давая известные колебания.
9) Разгибательные и сгибательные движения реагируют при воспроизведении в общем одинаково, но в частности различаются»
10) Величина, или размер, сгибательных движений удерживается во времени более прочно, нежели разгибательных.
11) Точность сгибательных движений в интервалах времени до 2 мин ниже точности разгибательных; затем в интервалах до 15 мин точности близко совпадают друг с другом; с 15 мин и дальше (до 24 ч) точность сгибательных движений выше точности разгибательных.
12) Наибольшая точность для сгибательных движений падает на
интервал в 15 с; для разгибательных — при непосредственном их воспро
изведении.
13) При воспроизведении малых расстояний до 20° наблюдается увеличение размера воспроизводимого движения против основного, при больших движениях — его уменьшение.
14) Наибольшей точностью воспроизведение отличается при движениях в пределах от 1 до 20°, менее точным — при движениях от 41—60°.
Несомненно, что и эмотивные реакции также воспроизводятся подобно другим психорефлексам, но, к сожалению, точных экспериментальных исследований в этой области мы еще не имеем.
Заслуживает внимания вопрос, как воспроизводятся впечатления при следовании их одно за другим с определенными промежутками.
Известные опыты Вундта и Дитце со сравнением двух последовательных рядов простых звуковых впечатлений, имевшие в виду определить так называемый «объем сознания», могут иметь значение скорее всего по отношению к занимающему нас вопросу. Они показали, что для воспроизведения ряда звуковых впечатлений (звуки метронома) наиболее благоприятным представляется следование их со скоростью 0,3—0,5, когда воспроизводится наибольшее число звуков, в общем около двенадцати.
Большее ускорение и замедление следования звуков дает меньшее количество воспроизводимых звуков. Мои опыты, начатые в той же лабо ратории над несколькими испытуемыми, показали, что при сосредоточении не на отдельных звуках, а на их группах сообразно музыкальному такту число всех звуков, входящих в группы, в общей сложности оказывается значительно большим, хотя самые группы оживляются в меньшем числе.
Лазурский и Шипов исследовали в нашей лаборатории оживление при следовании друг за другом зрительных впечатлений простейшего качества. Опыты в числе 1200 производились на пяти испытуемых таким образом, что испытуемому предлагалось смотреть через щель экрана на вращающийся цилиндр, на котором была натянута бумажная лента с двумя рядами точек, следовавших одна за другой в равные промежутки времени. Эти ряды были или равны друг другу, или на одну точку больше или меньше .
Число точек в ряду не было меньше 3 и не превышало 14. Но отдельные опыты были сделаны и с большими рядами (до 20 точек). Время следования одной точки за другой варьировалось от 0,6 до 1,2 с. Результаты опытов показали, что, чем больше давались ряды для сравнения, тем значительнее оказывалась ошибка, причем большинство ошибок состояло в уменьшении ряда. При сравнении двух рядов первый почти всегда признавался меньше второго, вероятно, от последовавшего стирания следов. В общем же даже при рядах с 14 точками воспроизведение не вполне исчезало, так как верных определений было еще 4,5%, по теории же вероятности при трех возможных случаях их полагалось бы всего 3,33%.
Следует еще отметить, что согласно с опытами над следованием звуковых впечатлений промежутки между точками в 0,6 с оказались благоприятнее для воспроизведения, нежели промежутки в 1,2 с.