:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Происхождение мимики .. | Сосредоточение как рефлекс .. | Условия возбуждения сосредоточения .. | Влияние сосредоточения на другие пси .. | Значение упражнения в отношении соср .. |


Значение сочетания и других условий в процессе оживления рефлексов


Должно иметь в виду, что в процессе оживления репродуктивных рефлексов огромное значение получает процесс сочетания, с которым подробнее мы уже познакомились в общей части. Чтобы по возможности устранить это влияние, Ebbinghaus воспользовался бессодержательными слогами, написанными на бумаге в столбцах, которые испытуемый должен был

многократно прочитывать со скоростью 0,4 с на 1 слог, пока следы от этих слогов не могли быть оживляемы по желанию абсолютно правильно. Затем делался перерыв большей или меньшей величины, после чего ряд тех же слогов заучивался вторично. Сбережение в отношении числа повторений указывало на прочность заучивания слогов.

Из опытов выяснилось, что прочность заучивания слабеет при увеличении длины рядов и вместе с увеличением истекшего периода времени и что прочность заучивания в общем соответствует числу повторений, но лишь до известного предела (не свыше 64 повторений). С возрастанием ряда увеличивается и число повторений, необходимых для его заучивания. Затем оказалось, что при одинаковом числе повторений заучивание происходит прочнее, если повторения производятся с известными промежутками, например, заучивание происходит прочнее, если оно производится не в один и тот же день, а распределяется на несколько дней. При этом процесс торможения следов в первый период времени шел быстрее, чем в позднейшее время. Уже половина заученного утрачивалась в течение первого получаса, в позднейшее же время заучиваемое исчезало медленнее. Спустя час требовалось уже более половины первоначального времени, чтобы вновь заучить слоги. Далее оказалось, что заучивание слогов колеблется даже и в течение одного часа и что заучиванию способствуют сочетания, устанавливающиеся между отдельными слогами.

Из этих опытов Ebbinghaus ' a следует также, что наряду с периодическими колебаниями в усвоении слогов действует упражнение в заучивании, которое увеличивает способность к новому упрочению, но затем после известного количества произведенной работы наступает утомление; наибольшая же способность усваивать слоги обнаруживается лишь при заучивании первого ряда.

Miiller и Schumann усовершенствовали метод Ebbinghaus ' a в том отношении, что они заставили испытуемого следить за слогами через щель экрана, в то время как слоги, написанные на бумаге, появлялись перед их глазами вместе с вращением цилиндра, чем достигалось объективное контролирование скорости следования слогов. Согласно с Ebbing - haus ' oM , авторы также убедились в периодических, хотя и неправильных, колебаниях в заучивании рядов. Эти колебания представляются меньшими, если дается некоторый отдых между заученным рядом и следующими. Если больше сосредоточения уделяется на первую половину слогов, заучивание второй половины ухудшается. В общем заучивание зависит от сосредоточения на слогах, от утомления и т. п. Кроме того, в заучивании играли известную роль индивидуальные типы: зрительный, слуховой и моторный. Авторы также убедились, что заучивание становится прочнее, если повторения слогов производятся группами с определенными промежутками .

Между прочим, опыты Miiller ' a и Schumann ' a показали, что если испытуемый заучил по методу Ebbinghaus ' a бессодержательный ряд слогов, разделенных на трахеи, и затем заучивал новый ряд слогов, образованный из прежних путем взаимной перестановки в каждой паре слогов, то новый ряд слогов заучивался вообще скорее, если сохранялись отдельные трахеи.

Нечего говорить, что слоги с рифмованным окончанием заучиваются легче других слогов, как стихи заучиваются легче простой фразы.

Равным образом, воспроизведение слов происходит значительно легче по сравнению с теми же словами, в которых произведена перестановка слов.

Для выяснения значения сочетательной деятельности в процессе воспроизведения может быть полезен также метод Miiller ' a и Pilzecker ' a , состоящий в том, что испытуемому показывают 10 или 20 раз ряд напечатанных слов для воспроизведения. По истечении известного времени испытуемому показывают одно какое-либо слово из ранее показываемого ряда, причем требуется, чтобы испытуемый указал непосредственно следующее за ним слово.

А. Иост своим исследованием также подтверждает Ebbinghaus ' a в том, что для укрепления следов выгоднее производить повторения, распределенные на несколько дней, нежели повторения, скученные в один день .

Кроме того, из опытов выясняется, что усвоение слогов стоит в зависимости от количества внешних воздействий. При увеличении их возрастает количество усвоенных слогов, но удерживание их не отличается достаточной прочностью. Если процесс заучивания сопровождается и сочетательной деятельностью, то усвоение упрочивается, хотя количество воспроизводимых слогов убывает.

Если буквы составлены в слова, то количество воспроизводимых слов и прочность их закрепления больше, нежели в том случае, если буквы составлены в слоги, а при заучивании слогов больше, нежели при заучивании отдельных букв .

Зависимость усвоения слогов от сочетания по смежности воздействия старался выяснить Scripture .

Автор произвел ряд опытов, состоявших в том, что испытуемому предъявляется ряд немецких слов вместе с неизвестными для него знаками японского языка. После этого испытуемому предлагали другой ряд немецких слов, соединенных с теми же знаками. Затем ему давалось какое-нибудь из данных ранее немецких слов и от него требовалось, чтобы он сказал первое какое-либо слово. Оказалось, что испытуемый часто произносил то слово, которое было связано с тем же японским знаком, как и то слово, которое ему давалось. Автор полагает, что японские знаки здесь являлись неоцениваемыми посредствующими сочетаниями, способствовавшими акту сочетания слов п.

Надо, впрочем, заметить, что эти опыты Scripture ' a подверглись критике со стороны методики и потому не могут быть признаны вполне безупречными.

После Scripture ' a подобные же опыты, но с более совершенной методикой были произведены и другими авторами .

Между прочим, Мюнстерберг произвел опыты над испытуемыми по семи способам. При первом испытуемому читались одна за другой две таблицы по пять слов в каждой, причем после каждого слова произносился тотчас же какой-либо бессодержательный слог, причем слова обеих таблиц были соединены с одинаковыми слогами. После произнесения обоих рядов испытуемому давалось одно какое-либо слово из первой таблицы и предлагалось сказать какое-либо слово из второго ряда.

При втором способе дело обстояло так же, но вместо слогов брались музыкальные тоны. При третьем способе вместо слогов использовались запахи. В четвертом способе вместо слогов производилось прикосновение до одного из пальцев левой руки. В пятом способе вместе с произношением слов испытуемому показывали лист цветной бумаги. В шестом способе вместо слов брались фотографии картин, причем рядом с фотографией помещался лист цветной бумаги. В седьмом способе дело обстояло совершенно так, как у Scripture ' a , причем лишь вместо знаков японского языка брались сложные фигуры.

Результаты оказались отличными от выводов Scripture ' a , и автор пришел к отрицанию значения неоцениваемых посредствующих сочетаний.

Howe , производя опыты по методу Scripture ' a , давал прочитывать испытуемым шесть слов, причем в конце каждого слова прибавлялся бессодержательный слог; потом давал читать второй ряд слов, к которым прибавлялись те же слоги; затем заставлял читать снова первый ряд слов, чтобы выяснить, не вызовет ли слово первого ряда по сочетанию слово второго ряда с тем же самым бессодержательным словом.

В другом ряде опытов автор показывал испытуемым шесть написанных слов с наованными около них фигурками. Затем показывал шесть унков с теми же фигурками и старался выяснить, не вызовут ли слова оживление унков с одинаковыми фигурками. В результате выяснилось, что влияние посредствующих звеньев в сочетаниях незначительно.

W . Smith показывал с тою же целью испытуемым пять слов и пять бессодержательных слогов, причем под этими словами и слогами были наованы разные значки, в трех словах и трех слогах эти значки были одинаковыми, а в двух слогах — разные; затем показывались те же слова без значков; испытуемый же должен был воспроизводить показанные раньше слова. При этом автор в своих опытах не мог подметить влияния посредствующих значков на оживление слогов, но он не отрицает возможности такого влияния .

Равным образом Cordes произвел свои исследования по методу Scripture ' a с некоторым лишь видоизменением его методики, причем он хотя и получил в известном ряде случаев положительные данные, но они были немногочисленны и на них трудно основывать те или другие выводы .

Коноров также произвел ряд аналогичных опытов по четырем методам .

В первом методе испытуемому предъявлялись белые карточки различной формы с написанными на них слогами, причем ему предлагалось обращать внимание на слог, а не на форму. Затем производился опрос, после чего предъявлялся второй ряд карточек, причем повторялась в последовательном порядке та же форма карточек. Во втором методе отличие состояло лишь в том, что карточки были вполне одинаковы по размерам и форме, но различались своим цветом. При третьем методе различия между карточками не было ни в форме, ни в размерах, ни в цвете, но около каждого слога стояло какое-нибудь русское слово, на котором испытуемый должен быть сосредоточиваться. При четвертом методе условия были те же, за исключением того, что слоги были написаны, как и в первом, на карточках различной формы.

Оказалось при опытах, что в 29 случаях при воспроизведении слогов второго ряда, причем в 23 случаях нельзя было установить какого-либо уловимого сочетания между слогами и общими предшествующими внеш-

ним впечатлением. Последнее, таким образом, играет лишь незначительную роль в оживлении следов, что вполне понятно, если принять во внимание, что во всех вышеприведенных опытах общее посредствующее внешнее впечатление стояло лишь в условиях чисто внешнего сочетания с фиксируемыми слогами и притом по условиям опыта не должно было возбуждать процесса сосредоточения.

Далее опыты показали, что если вызывать последовательный ряд впечатлений, то получаются известные колебания в их закреплении, причем лучше всего закрепляются первые и последние, а иногда и предпоследние впечатления протекшего ряда.

Последний факт подтверждает данные Binet и Анри , которые исследовали заучивание слов, лишенных между собою логической связи. Для опытов им служили 380 учеников в возрасте 8 — 13 лет и 10 взрослых лиц. Из этих опытов выяснилось, что лучше закрепляются первые и последние слова, тогда как закрепление промежуточных слов более или менее значительно колеблется. При этом воспроизведение слов оказывается независимым ни от сочетаний, ни от личной сферы (воли). Если же пользоваться для опытов фразами, то оказывается, что лучше всего удерживаются слова, играющие более или менее существенную роль в фразе, причем степень закрепления находится в зависимости от возраста. Дети при оживлении фраз некоторые из услышанных слов заменяют синонимами из своей обиходной речи, при оживлении же нескольких длинных фраз искажают даже их внутреннее содержание.

По взгляду некоторых, вышеуказанные колебания оживления слов или слогов главным образом сводятся к колебаниям сосредоточения (внимания). По взгляду же других (Продан), эти колебания являются результатом прерывности всех вообще нервно-психических процессов, и в том числе процессов впечатления (восприятия).

В опытах в нашей лаборатории (А. К. Ширман) оказалось, что оживляемые слова из даваемых десяти подряд имели неправильное распределение, у некоторых получались неверные ответы и пропускались те или другие слова. При этом испытуемые лишь редко оживляли все даваемые им десять слов подряд. Обыкновенно количество слов представлялось в ответах уменьшенным. Кроме того, испытуемые часто заменяли слова синонимами. Как и при других исследованиях, первые и последние слова рядов закреплялись лучше, чем средние. Первые фиксировались лучше, по-видимому, вследствие большего на них сосредоточения; вторые же — вследствие большей близости ко времени оживления. У большинства испытуемых оживление начинается с последних слов ряда, затем переходит к первым словам, а затем к средним.



Похожие по содержанию материалы:
Общий механизм мимических движений ..
Классификация мимических движений ..
Физиологические основы мимических движений ..
Рак молочной железы ..
Происхождение мимики ..
Сосредоточение как рефлекс ..
Условия возбуждения сосредоточения ..
Влияние сосредоточения на другие психические процессы ..
Значение упражнения в отношении сосредоточения ..
О развитии сосредоточения ..
Речь как символический рефлекс ..
Значение словесных символов ..
Быстрота развития речевого рефлекса ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Зависимость оживления от протекшего времени внешних воздействий

Не очень давно Цветан Хаджи-Денков произвел систематическое и очень полное исследование относительно зависимости воспроизводительных реакций от протекшего времени и влияния на них промежуточных впечатлений. Исследование производилось по методу минимальных разниц. Автор убедился, что оживление реакций с течением времени уменьшается непропорционально времени, причем при нарастании промежутка врем .. читать далее




Зависимость оживления от воспринимающих органов, сочетательной деятельности и от сосредоточения

Из ранее приведенных данных явствует, что оживление следов у всех вообще лиц стоит в зависимости от воспринимающих органов. Так, следы от раздражений обонятельного и вкусового органов, как уже ранее упоминалось, воспроизводятся вообще не так легко, как, например, слуховые и зрительные.

Но и между степенью оживляемости зрительных и слуховых впечатлений существуют известные различия, как в .. читать далее




Влияние внешних условий на оживление

Очень важно выяснить внешние условия, влияющие на воспроизведение следов и их оживление.

Уже из вышеизложенных опытов Ширмана, произведенных в нашей лаборатории, ясно, что, чем больше число воспринимающих органов подвергается раздражению от внешнего объекта, тем легче оживляется след от впечатления и самый рефлекс.

Профессор Сакаки производил опыты с сравнительным оживлением конту .. читать далее




Зависимость оживления от возраста, пола и индивидуальности

Не подлежит сомнению, что существует зависимость оживления впечатлений от возраста и пола. В этом отношении В. Вундт, опираясь на целый ряд экспериментальных исследований, приходит к выводу, что у взрослых способность оживления отличается большей производительностью, нежели у ребенка, что легко констатировать как при заучивании бессодержатель-ного материала, так и при заучивании логически связа .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100