В явлениях так называемой «круговой реакции» мы имеем также пример репродуктивных рефлексов, в которых известная двигательная реакция как бы повторяет самое себя.
В этом случае речь идет о повторном воспроизведении одной и той же реакции, если эта реакция сама по себе действует благоприятно на организм. Она наблюдается всюду в животном царстве и особенно часто наблюдается у детей. Так, если ребенок производит действие, открывающее ему новый ряд впечатлений, хотя бы и относительно простых, он его повторяет множество раз, так как каждый новый акт имеет значение раздражителя, сопровождающегося стенической реакцией и не встречающего соответствующей задержки, как у взрослых.
Поразительна вообще склонность у детей к возобновлению или повторению новой двигательной реакции по многу раз. Моя девочка, например, в начале второго года, увидевши однажды, как складывается папка для . бумаги, по своей инициативе повторила это складывание папки по четырем сторонам подряд более 20 раз. В другой раз в возрасте несколько более одного года, встретившись с порогом, она начала подниматься на порог и спускаться с него, никем не побуждаемая, раз 10—15, пока не научилась хорошо переступать через порог.
Совершенно подобные же явления наблюдаются и при попытках речи у детей, например, бесконечное повторение одних и тех же слов. Эти явления, впрочем, нередки не только у детей, но и у взрослых, как в речи, так и в движениях (персеверация, стереотипия в движениях).
На этой склонности к повторению раз возникшей реакции основано приобретение «заученных» или привычных реакций, возобновляемых с необычайной легкостью при малейшем поводе.
По Boldwin ' y , уже в простейших формах жизни имеется так называемая круговая реакция — circular reaction . Она представляет собою одновременно и ппособление, и источник привычки. Стимул, действуя на организм, отвечает так, что вновь подвергается тому же раздражению, посему получается та же реакция и т. д. Здесь стимул вызывает реакцию, последняя — стимул, который вызывает ту же реакцию, и т. д.
Но то же явление наблюдается и в повседневной жизни взрослого человека.
Допустим, что человек случайно отдернул руку под влиянием неожиданного, хотя и благоприятного для себя внешнего раздражения в ее кисти. Этот рефлекс возбуждает стремление повторить движение, чтобы вновь подвергнуться тому же раздражению. Или человек неожиданно для себя произносит фразу, которая служит наиболее точным выражением деятельности его невропсихики в данный момент, благодаря чему эта фраза затем им повторяется неоднократно, пока поддерживается то же состояние невропсихики. В обоих случаях мы имеем дело с «самоподражанием», приводящим к повторению одного и того же действия. Но для того, чтобы это самоподражание осуществилось, необходимо, чтобы раздражение от первого действия, оставив след в центрах, вызвало путем его оживления импульс, приводящий к осуществлению того же действия.
Здесь мы имеем случай, где реакция выражается неоднократным повторением своего же действия и служит его упрочению, как известного действия; на этом же принципе круговой реакции основаны, в сущности, и многие из так называемых привычных действий.
Круговая реакция имеет особое значение для индивидуального развития, так как с ее помощью те акты, которые имеют известное значение для организма, лучше усваиваются путем частого повторения и, таким образом, закрепляясь в организме как привычные акты становятся прочным приобретением его природы, помогающим ему выдерживать жизненную борьбу и облегчающим дальнейшее его совершенствование.