Обращаясь к вопросу о развитии двигательной реакции, свойственной всему животному миру и даже некоторым видам растений (стыдливая мимоза, мухоловка и др.), необходимо иметь в виду, что у детей уже в первые дни по рождении могут быть обнаружены мышечные и сухожильные рефлексы и вместе с тем ряд кожных и слизистых рефлексов. Но независимо от того и более сложные формы реакций рефлекторного типа уже являются с самого первого дня рождения.
Даже основной их характер — оборонительный и наступательный — выступает с ясностью при исследовании отдельных реакций. Так, Kussmaui убедился, что реакция представляется неодинаковою в зависимости от того, какой части языка новорожденного младенца касаться стеклянной палочкой. Прикосновение к кончику языка вызывало вытягивание губ вперед, обвивание кончика палочки языком и сосущие движения. Наоборот, раздражение палочкой задней части языка вблизи его корня вызывало рвотные движения. Совершенно аналогичные результаты были получены и другими наблюдателями. Прикосновение к губам и легонький удар по ним вызывали также сосательные движения даже в первый день по рождении.
Равным образом исследования Kussmaui 'а не оставляют сомнения в крайней впечатлительности у новорожденных младенцев слизистой оболочки носа.
Щекотание ее пером вызывает у новорожденных мигание глаз, более сильное на стороне раздражения. При дальнейшем раздражении обнаруживается закрытие глаз, насупливание бровей и движений рук, которые тянутся к лицу. Недоноски, однако, не проявляют такой впечатлительности.
Равным образом у новорожденных детей прикосновение к ресницам и к роговице тотчас же возбуждает реакцию в виде зажмуривания век, но приближение предмета к глазам остается без эффекта. Прикосновение к носу Вызывает плотное закрытие глаз, при более сильном разражении вместе с зажмуриванием век даже голова откидывается назад.
Далее, щекотание ладони вызывает сгибание пальцев, щекотание пятки и подошвы — рефлекторные движения в ногах и т. п. Замечено лишь, что у детей рефлекторная реакция в этом случае происходит медленнее, чем
у взрослого, замедляясь иногда до двух секунд. При этом пальцы, особенно большой, разгибаются и оттопыриваются, тогда как у взрослых они при тех же условиях раздражения подгибаются. Затем общее беспокойство и крик у ребенка легко вызывается ударом ладони плашмя по телу, тогда как щипок обыкновенно не вызывает резкого эффекта.
Из предыдущего ясно, что новорожденный ребенок при механических раздражениях проявляет местную и более распространенную рефлекторную реакцию как с наступательным, так и оборонительным характером, причем более резкие раздражения вызывают выразительнее движения в форме крика и общего беспокойства.
Затем наблюдения над новорожденными детьми не оставляют сомнения в том, что их движения первоначально имеют чисто беспорядочный характер, обусловливаясь органическими раздражениями того или иного характера. Нужно при этом иметь в виду, что все более сложные движения новорожденных отличаются поразительной некоординированностью. Эта некоординированность движений, между прочим, может быть легко прослежена на движениях глаз. Новорожденный младенец в первые дни часто еще не способен к вполне координированным движениям глазных яблок, вследствие чего наряду с правильными, например боковыми, движениями у ребенка можно видеть иногда ряд неправильных движений глаз, когда, например, один глаз двигается, а другой остается в покое или же происходит движение глаз в разные стороны. Точно так же и координация движений глаз и головы у новорожденных представляется несовершенною, и часто наблюдают, что голова движется в одном направлении, а глаза — в другом. Еще большей некоординированностью отличаются движения конечностей.
Очевидно, что правильная координация движений есть акт, происходящий благодаря упражнению при постоянном их повторении под контролем соответствующих впечатлений, особенно мышечных, осязательных и зрительных.
Постепенность в развитии двигательных реакций видна, между прочим, из следующего: способность удерживать головку прямо в вертикальном положении начала наблюдаться у ребенка, исследованного д-ром Шум-ковым , с 47 дней, и уже на 68-й день ребенок удерживал головку почти без качаний. Способность упираться ножками появилась на 55-й день и затем постепенно совершенствовалась; лишь к 90-му дню ребенок мог стоять на ножках при поддержке.
Вряд ли нужно говорить, что вышеуказанные сроки не имеют абсолютного значения, так как они в значительной степени зависят от условий питания ребенка и других причин, но во всяком случае последовательность в развитии отдельных движений у здоровых младенцев приблизительно одна и та же.
По моим наблюдениям, раньше всего у ребенка развивается правильная координация глаз и мышц губ и языка (для еды); затем развивается координация движений головы, после того развивается координация движенгий рук и их кистей (моя девочка начала захватывать мелкие предметы в середине 12-й недели). При этом разгибательные движения пальцев развиваются позже сгибательных. Далее развивается координация мышц туловища (попытки сидеть у моей девочки начались к концу 18-й недели). И наконец, позднее всего развивается координация движений ног для выполнения акта ходьбы.
Что касается реакции сосредоточения, то исследования, которые производились над новорожденными вполне объективно, с помощью графической записи дыхания, фотографирования и простого наблюдения нри различных раздражениях, приводят к следующим общим выводам :
1. Независимо от характера раздражения, действие последнего на орга низм сказывается всегда возможно точным ппособлением воспринимаю щего органа к наиболее лучшему воспринятию внешнего раздражения с помощью установки соответствующего мышечного аппарата;
2. Временной задержкой движений во время внешнего раздражения, выражающегося как бы временным оцепенением тела;
3. Учащением дыхания и временными полными остановками дыхания
в моменты наибольшего влияния внешнего раздражения.
Исследования, производившиеся в позднейшее время в заведываемом мною Педологическом институте над дыханием д-рами Поварннным и Владычко, показывают, что у новорожденных детей дыхание при графическом способе исследования обычно затемняется массой посторонних движений тела ребенка, но достаточно дать ребенку внешнее раздражение, как вследствие общей иммобилизации тела его дыхание на кривых тотчас же выступает вполне рельефно в виде правильных воли.
Таким образом, вышеуказанные ппособления при реакции сосредоточения направлены к тому, чтобы путем временной иммобилизации тела прекратить доступ всем посторонним раздражениям и в то же время захватить данное внешнее раздражение возможно полнее с помощью точной установки мышечного аппарата воспринимающего органа.
Опыт показывает далее, что всякое внешнее сосредоточение по времени своего развития может быть разделено на два периода :
1) период первый, соответствующий недифференцированному общему раздражению, при всевозможных раздражениях характеризуется одними и теми же общими объективными чертами, о которых речь была выше и которые характеризуются установкой воспринимающего аппарата, общей иммобилизацией тела и учащением дыхания с временными останов ками дыхания;
2) период второй имеет различное проявление в зависимости от благоприятного или неблагоприятного внешнего влияния на организм, которым сопровождается впечатление. В первом случае имеются в общем те же внешние явления, как и в первый период раздражения, т. е. установка воспринимающего аппарата, общая иммобилизация и паузы дыхания. Во втором же случае обнаруживаются оборонительные мышечные и общие движения, например, при резких световых раздражениях — вращение глаз и закрытие век, при слуховых — мотайие головой, при обонятельных — то же, при вкусовых — выталкивание языком объекта раздражения и ири кожных раздражениях — удаление части тела от внешнего раздражения. К этим движениям поединяются еще и общие движения всем корпусом.
Все вышеуказанные явления обнаруживаются с первого месяца жизни ребенка, и к началу третьего месяца весь аппарат работает уже в совершенстве.
Далее, известно, что вкусовые и обонятельные влияния у новорожденных уже с самого начала приводят к характетичным выразительным движениям. Если чистой стеклянной палочкой ребенку положить на язык каплю раствора сладкого сахара, соли, хинина, какой-либо кислоты или же вводить в рот дистиллированную воду с запахом мяты, лимонной нории, аниса и т. п., то реакция на эти раздражения получается крайне отч#тли-
вая; причем сладкое ребенок принимает и начинает сосать, хотя и не всегда, тогда как кислое и соленое удаляет языком изо рта, делая ту же гримасу и те же движения, как и взрослый; от горького же, к которому ребенок очень невосприимчив, его немедленно рвет и на личике его появляется типичное выражение горечи .
По отношению к зрительному сосредоточению имеются наблюдения, что новорожденный на 7—9-й день и на 9-й день (Дарвин) уже фиксировал глаза на свет; у моей девочки реакция зрительного сосредоточения обнаружена впервые на 10-й день по отношению к фиксированию лиц, подходящих к ребенку. На 11-й день, а в другом случае на 14-й день уже за мечали, что ребенок поворачивал свои глаза от одного предмета к другому. Мой ребенок следил глазами за медленно двигавшимся красным листом на 12-й день. Впрочем, в иных случаях эта способность к фиксации взгляда на зрительные впечатления развивается несколько позднее. Некоторые, как Kollmann , признают развитие такой способности лишь в течение 5-й недели. Надо думать, что здесь имеются вообще большие индивидуальные отклонения. Подобные же отклонения могут быть отмечены и по отношению к движению глаз за медленно двигающимися предметами, которое одними авторами отмечались уже на 2-й неделе, другими же на 23-й день, а иные признают, что эта способность редко обнаруживается ранее 5-й недели; следить же за более быстрыми движениями ребенок научается много позднее.
Слуховое сосредоточение при звуках рояля (успокоение, задержка дыхания) у моего ребенка обнаружено на 16-й день.
Направление взора на предметы, вызывающие звук, впервые обнаруживается в возрасте нескольких недель. Мой ребенок уже в 8 недель следил взором за щелкающими пальцами. Одна девочка в возрасте 10 недель уже отыскивала глазами лицо зовущей ее особы. Мальчик 12 недель мог отыскать глазами стакан, который звучал от проведения по нему смоченных пальцев.
Дифференцированная реакция на различные звуки обнаруживается в общем рано — приблизительно в возрасте от 2 недель и более.
Что касается символической реакции, то в окончательном виде она составляет продукт очень позднего приобретения. Но уже с первых же недель ребенок обнаруживает звуки, которые затем постепенно дифференцируются в детскую болтовню и, наконец, координируются в виде членораздельной речи. У моего ребенка первый звук «ма» появился на 3-й день после рождения, звук «аг» на 30-й день, на 7-й неделе девочка произнесла звук «бяю» (звукоподражательный «баю»), на 13-й неделе девочка впервые произнесла «мама». В позднейшем возрасте речевые звуки все более и более разнообразятся и умножаются. В конце 17-й недели у моей девочки можно было убедиться в правильной оценке некоторых слов. Так, при перечислении разных имен при ее собственном имени у нее появлялась улыбка. На вопрос: «Где Федор?» — девочка тотчас же отыски вала его глазами.
Индивидуальная, или личная, реакция составляет также продукт позднейшего развития нервно-психической сферы, так как первоначально все потребности организма удовлетворяются исключительно путем рефлекторной и психоорганической или инстинктивной деятельности и лишь позднее возникают действия как результат репродуктивно-сочетательной деятельности нервных центров. У моей девочки, например, лишь на 15-й неделе было впервые замечено, что она самостоятельно переводит взор с предмета на предмет своей комнаты, пока не найдет любимую игрушку.