:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Материнский инстинкт .. | Отличие инстинкта от других нервно-п .. | О РЕПРОДУКТИВНЫХ И СОЧЕТАТЕЛЬНО-РЕПР .. | Подражание и внушаемость .. | Значение сочетания и других условий .. |


О развитии личных движений


На каком уровне животного царства имеются процессы, соответствующие поступку людей, еще не решено окончательно. Предполагают; что нечто подобное имеется уже у иглокожих. Личная реакция в более простых проявлениях, например в виде движений или их задержки, наблюдается, несомненно, еще у беспозвоночных животных; но чем выше мы поднимаемся по лестнице животного мира, тем большее значение получает личная реакция в отправлениях организма.

При этом есть основание полагать, что в филогенетическом смысле лич ная реакция развилась из инстинктивной.

Само развитие могло быть только постепенным вместе с большим накоплением в центрах следов от внутренних раздражений и возбуждаемых ими рефлексов и вместе с развитием процессов задержки в деятельности нервных центров.

Лишь с постепенным возвышением животных по зоологической лестнице личная сфера все более и более расширяется, причем у животных, ведущих социальную жизнь, начинает в известной мере выдвигаться и личная сфера социального характера, первоначально по отношению к своему ближайшему потомству, а затем и по отношению к другим представителям данного сообщества или всего вида.

Но, без сомнения, наибольшего развития социальная сфера личности достигает у человека, ведущего столь сложную социальную жизнь, как ни одно из животных.

Что касается онтогенетического развития личной сферы, то оно также происходит очень рано; при этом первые целесообразные движения ребенка, выполняемые под руководством его личной сферы, происходят лишь мало-помалу с образованием индивидуального опыта.

Первоначально все движения младенца носят частью рефлекторный, частью инстинктивный характер. Лишь мало-помалу под контролем мы-шечно-кожных раздражений и зрения происходит дифференцировка движений, движения же, направленные к приему пищи, будучи инстинктивными, уже с самого начала выполняются не только под контролем осязательно-мышечных и зрительных раздражений, но и под контролем обонятельных и вкусовых раздражений.

Так, например, ребенок, производя рефлекторные движения руками, натыкается на колющее орудие, вследствие чего происходит рефлекс отдергивания ручки. После того как это повторится неоднократно благодаря развитию сочетательного рефлекса, уже один вид колющего орудия будет приводить к отдергиванию руки. То же самое происходит и при хватательных движениях; первоначально они происходят рефлекторно, со временем же с дифференцировкой движений и с развитием сочетательных рефлексов ребенок производит личное движение в направлении к тому или другому предмету, пока не достигнет цели. Но это достижение цели изменяет уже существенным образом кожно-мышечные, а равно и зрительные впечатления, так как вместе с тем испытывается новое мышечно-осязательное раздражение от удерживаемого предмета и к прежнему зрительному впечатлению от внешнего объекта поединяется еще впечатление от удерживающей его руки. Этим путем постепенно и достигается опыт в захватывании предметов.

Точно таким же образом развиваются сочетательные реакции в форме личных движений и в других случаях. Допустим, что ребенок при массе рефлекторных движений захватывает поднесенную к нему игрушку. В результате вместе со зрительными впечатлениями получаются новые мы-щечно-суставные впечатления и новые же кожные впечатления от за-

хватываемого предмета. При повторении такого рода рефлекторных движений, в конце концов, упрочивается связь между зрительными впечатлениями и следами от соответствующих мышечно-суставных и кожных впечатлений, благодаря чему впоследствии при виде той же игрушки ребенок уже сам, без участия рефлекса, благодаря оживлению соответствующих мышечно-суставных следов, протягивает к игрушке свою руку с целью ее захватить.

В другом случае младенец, производя рефлекторные движения своей рукой, вызванные органическими раздражениями, обжигает руку о горячий предмет. Это новое раздражение вызывает обыкновенный оборонительный рефлекс, выражающийся отдергивающим движением руки и поворотом головы к предмету кожного теплового раздражения.

Благодаря этому возникает неизбежное сочетание этого теплового кожного раздражения, вызвавшего оборонительный рефлекс, со зрительным впечатлением от данного раздражения, оставляющим известный след в нервных центрах. Теперь возобновление самого зрительного впечатления от данного предмета вызывает оживление следа от мышечно-суставных раздражений и будет возбуждать неизбежным образом тот же оборонительный рефлекс в виде отдергивания руки, если последняя случайно оказалась бы вблизи горячего предмета.

С другой стороны, так как движение руки в направлении к игрушке, вызывая мыщечно-суставные впечатления, в то же время неизбежно при указанных условиях сочетается с органическими впечатлениями от стени-ческой внутренней реакции, а отдергивание руки сопутствуется мышечно-суставными раздражениями, сочетающимися с органическими впечатлениями от астенической реакции, вызванной обжигающим кожным раздражением, то впоследствии уже достаточно одного оживления стени-ческой реакции, чтобы вызвать оживление мышечно-суставных следов от захватывающего движения рукой, приводящего к осуществлению наступательного движения в виде захватывания предмета.

Последнее, таким образом, возникает под влиянием импульсов, вызванных следами от органических впечатлений стенического характера, иначе говоря, личными импульсами.

В другом случае одного появления астенической реакции уже достаточно, чтобы вызвать оживление мышечно-суставных впечатлений, связанных с отдергиванием руки, благодаря чему это движение оборонительного характера, естественно, возникает уже как сочетательный рефлекс, обусловленный импульсами личного характера.

Из вышеизложенного очевидно, что движения, которые мы называем личными и которые в субъективной психологии именуются волевыми, развиваются из обыкновенных рефлексов путем репродуктивно-сочета-тельной деятельности наподобие всех других сочетательных рефлексов.

Отсюда понятно, что личные движения развиваются мало-помалу на почве рефлекторных реакций, являясь как бы их подражанием.

Всякое вообще новое приобретение в движениях начинается с подражания обыкновенным рефлекторным или инстинктивным движениям.

Хватательное движение руки, направленное на любой предмет, является подражанием первичному захватывающему рефлексу; устранение рукой неблагоприятно действующего раздражения является подражанием оборонительному рефлексу.

Возьмем затем топание ногами при недовольстве. Это движение подражает рефлекторным движениям ног, которые у младенцев при возбужденном их состоянии могут быть обнаружены еще задолго до ходьбы, особенно если их поставить на ножки, поддерживая за туловище. Равным образом

и другие жесты, как мы видели, являютсй подражанием рефлекторным движениям.

Подобно тому как развиваются личные движения в младенческом возрасте, дело обстоит и с развитием личных движений у взрослого человека при заучивании какого-либо сложного движения. Так, например, при разыгрывании какой-либо музыкальной пьесы первоначально всякое движение выполняется под постоянным контролем кожно-мышечных и зрительных впечатлений, пока оно не достигнет значительной степени совершенства как результат последовательного оживления сочетательных двигательных рефлексов.

Таким образом, личные реакции не только в младенческом возрасте, но и у взрослых развиваются на почве рефлекторных и уже развившихся сочетательно-рефлекторных реакций, служа как бы их воспроизведением.

Всякое вообще новое приобретение в движениях начинается с воспроизведения или подражания, а это последнее, в конце концов, ведет свое начало в подражании обыкновенным или наследственным рефлекторным движениям.

Само собою разумеется, что с возрастом личные реакции, постепенно развиваясь и совершенствуясь, приобретают преобладающее значение в жизни человека и даже в значительной мере подчиняют себе рефлекторные движения.

Что касается личной реакции социального характера, имеющей в основе социальные мотивы, то она наблюдается главным образом у животных, ведущих социальную жизнь.

Лишь с постепенным возвышением животных по зоологической лестнице личная сфера все более и более развивается, причем у позвоночных, живущих социальной жизнью, начинает в известной мере выдвигаться и личная сфера социального характера, первоначально по отношению к своему ближайшему потомству, а затем и по отношению к другим представителям данного сообщества или даже ближе всего вида.

Но без сомнения, наибольшего развития социальная сфера личности достигает у человека, ведущего столь сложную социальную жизнь, как ни одно из животных.

Само собой разумеется, что развитие личных реакций с социальным характером у человека происходит в более позднем возрасте и стоит в прямой зависимости от условий воспитания в сообществе с другими лицами.

Поэтому у тех детей, которые воспитываются в одиночку, социальная сфера личности всегда более или менее значительно запаздывает в своем развитии.



Похожие по содержанию материалы:
РЕФЛЕКСЫ И АВТОМАТИЗМ ..
О сложных рефлекторных актах стояния и ходьбы ..
Влияние внешних условий на проявление инстинктов ..
Половой инстинкт ..
Материнский инстинкт ..
Отличие инстинкта от других нервно-психических отправлений ..
О РЕПРОДУКТИВНЫХ И СОЧЕТАТЕЛЬНО-РЕПРОДУКТИВНЫХ ИЛИ ПОДРАЖАТЕЛЬНЫХ РЕФЛЕКСАХ ..
Подражание и внушаемость ..
Значение сочетания и других условий в процессе оживления рефлексов ..
Влияние внешних условий на оживление ..
О процессах отождествления ..
Рак прямой кишки ..
Биологическое происхождение мимических движений ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


О физиологической основе личных реакций

Что касается физиологической основы личной реакции, то нужно прежде всего иметь в виду, что с удалением мозговой коры у высших млекопитающих осуществление личной реакции оказывается невозможным, откуда следует, что для выполнения этих реакций одних подкорковых центров недостаточно. С другой стороны, есть полное основание полагать, что личные движения выполняются при посредстве тех двигательных .. читать далее




Общий ход индивидуального развития нервно-психической сферы

В заключение мы считаем необходимым сказать несколько слов относительно общего хода развития нервно-психической сферы в индивидуальной жизни человека и, в частности, относительно развития личных движений, как оно может быть представлено по данным психорефлексологии.

Как уже выяснено выше, главным предметом исследования психорефлексологии человека должна быть двигательная сфера в ее разно .. читать далее




О внешних реакциях

Под названием внешних реакций мы понимаем все вообще движения или иные, доступные внешнему наблюдению, проявления деятельности организма (сосудодвигательную реакцию, секреции и проч., которые служат

ответом на внешние раздражения организма и являются выражением его отношения к окружающему миру.

При- обсуждении вопроса о внешних реакциях необходимо прежде всего выяснить вопрос, выр .. читать далее




О развитии двигательной реакции

Обращаясь к вопросу о развитии двигательной реакции, свойственной всему животному миру и даже некоторым видам растений (стыдливая мимоза, мухоловка и др.), необходимо иметь в виду, что у детей уже в первые дни по рождении могут быть обнаружены мышечные и сухожильные рефлексы и вместе с тем ряд кожных и слизистых рефлексов. Но независимо от того и более сложные формы реакций рефлекторного типа у .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100