Заслуживают внимания, между прочим, явления сочетания, обнаруживающиеся в сфере личных движений.
Опыт показывает, что если посредством слова установить связь между данным внешним раздражением, например определенным звуком и сгиба-тельным движением пальца, и затем совместно производить со звуком другое раздражение, например свет электрической лампочки, то оказывается, что вместе с прекращением звука продолжающееся с тем же темпом раздра жение светом вызывает движение пальца, которое повторяется значительно большее число раз, нежели без применения светового раздражителя.
Само собою разумеется, что и здесь эффект находится в зависимости от многих условий, как то: от числа сделанных ранее сочетаний, от скорости их следования, от интенсивности сочетательного раздражителя, от местоположения во времени сочетательного раздражителя по отношению к основному, от равномерности или неравномерности следования раздраже ний, от большего или меньшего сосредоточения на них, от индивидуальных условий и т. п.
Эти исследования, производившиеся у нас несколькими лицами, были доведены до конца Н. И. Добротворской .
В этой работе были приняты во внимание следующие условия:
1) зависимость двигательной реакции от совпадения или несовпадения сочетательного раздражения с основным;
2) зависимость ее от числа сделанных сочетаний;
3) зависимость от частоты сочетаний и равномерности или неравномер ности их следования;
4) зависимость от силы сочетательного раздражения;
5) зависимость от длительности сочетательного раздражения, предваряющего основное раздражение;
6) зависимость от предварительного навыка к ответной реакции на раздражения;
7) зависимость от сосредоточения на посторонних раздражителях.
Опыты производились в темной комнате. Основным раздражителем,
на который испытуемый должен был реагировать нажиманием пальца на баллон, всегда был электрический звонок, сочетательным же раздражителем, на который реакций от испытуемого не требовалось, был взят свет электрической лампочки накаливания, помещаемой на уровне глаз испытуемого, причем сила света в отдельных опытах бралась в 1, 5, 10 и 25 св. Благодаря электрическим отметчику и другим ппособлениям на кимографе отмечались: момент действия электрического звонка, момент появления электрического света и сжимание резинового баллона пальцем правой руки.
Во время этих опытов испытуемый должен был всегда реагировать сгибательным движением пальца, положенного на резиновый баллон, сжимание которого благодаря воздушной передаче записывалось на барабане при посредстве пера tambour a levier .
Собственно опыты производились в трех направлениях.
В одном ряде опытов свет й звук давались одновременно, причем после известного числа таких комбинированных раздражений звуковые раздражения прекращались и оставались одни световые раздражения.
В другом ряде опытов световое раздражение короткой продолжительности предшествовало звуковому раздражению такой же короткой продолжительности, отделяясь от него большим или меньшим промежутком, причем после известного числа таких парных раздражений звук прекращался, заменяясь световым раздражением.
Наконец, в третьем ряде опытов световое раздражение длилось в течение известного времени, причем в конце его поединялся звук. Затем после известного ряда таких комбинаций звуковое раздражение прекращалось, не заменяясь ничем.
В каждом из этих рядов опытов изучалось влияние на образование и стойкость сочетательной двигательной реакции: 1) количества сочетан-ных раздражений, 2) силы светового раздражения, 3) скорости следования отдельных раздражений друг за другом, 4) продолжительности антрактов между парой раздражений, 5) равномерности и неравномерности антрактов, 6) продолжительности предварительного светового раздражения и 7) влияния предварительного приучения к ответному движению на звук.
Независимо от того были сделаны ещё; контрольные опыты с целью исключить влияние простой репродуктивной реакции.
Эти контрольные опыты были двух родов. В одних случаях вся обстановка предыдущих опытов вполне сохранялась, но по прекращении комби-
нированных или парных раздражений (звук и свет) они не замещались одним световым раздражением; в другом же ряде опытов испытуемому давался простой ряд звуковых раздражений, на который испытуемый должен был реагировать сгибательным движением пальца руки, и затем этот ряд звуковых раздражений внезапно обрывался.