Должно иметь в виду, что, помимо непосредственного возбуждения тех или иных реакций, внутренние впечатления, обусловленные теми или другими условиями, отражаются резким образом как на течении, так и на характере всех вообще нервно-психических процессов.
В этом отношении мы имеем уже ряд определенных указаний в литературе. Так, Aschaffenburg , исследуя сочетания у лиц, истощенных голодом, убедился, что при этом часто возбуждаются привычные сочетания и вообще преобладают словесные сочетания; также и сочетания по созвучию и рифме встречаются чаще у голодающих, чем у здоровых; время же сочетаний при этому увеличивается. К этому же предмету относится и работа W . Weygandt ' a , давшая в некоторых частях сходственные результаты с предыдущим исследованием.
Также крайне резкое влияние на течение нервно-психических процессов оказывает то состояние организма, которое известно под названием утомления.
В этом отношении существенное влияние оказывает как мышечное утомление, вызванное, например, продолжительной ходьбой или усиленной гимнастикой, так и утомительная умственная работа.
Прежде всего нужно заметить, что всякая умственная работа, если она продолжается в течение достаточного времени, сначала ускоряется
и даже улучшается, вследствие ппособления, или привычки, или упражнения, а также известного возбуждения, наблюдающего в начале всякой деятельности; с течением же времени под влиянием усталости умственная работа замедляется. Собственно, взаимодействием этих факторов и определяется скорость умственной работы , если не принимать в сообра жение индивидуальных различий в отношении умственной работоспособности между отдельными лицами.
По отношению к влиянию усталости на умственную работу и скорость нервно-психических процессов ныне имеется огромный ряд исследований, из которых здесь мы остановимся на некоторых и приведем лишь общие результаты этих исследований; всех же интересующихся частностями вопроса мы отсылаем к известной книге Binet и Henri «Умственное утомле ние» (Москва, 1899), в которой собран материал по этому вопросу.
Впрочем, и по выходе в свет упомянутого сочинения литература этого предмета с каждым днем все более и более пополняется.
Bettmann изучал влияние, с одной стороны, двухчасовой ходьбы, с другой — умственной работы, состоявшей в сложении чисел и продолжавшейся в течение одного часа. При этом исследовались простая и сложная реакция (при выборе), словесная реакция, а также способность к воспроизведению цифр.
В общем проделано три серии опытов, из которых каждая длилась три дня. При этом оказалось, что продолжительность реакции удлиняется после умственной работы, тогда как после двухчасовой ходьбы продолжительность реакции для выбора оказалась даже короче, но при этом исследуемое лицо делало ошибки в отметке рукой, что указывает на существенное нарушение координации движений рукой. Что касается словесных реакций, то продолжительность их после умственной работы также увеличивалась, тогда как после ходьбы она увеличивалась же, но в меньшей степени. Для воспроизведения были взяты ряды из 12 цифр. Испытуемый должен был прочитывать первый ряд до тех пор, пока его не заучивал, затем он переходил ко второму ряду и т. д. в продолжении получаса. Такие иссле дования велись в дни отдыха, после одночасовой умственной работы и после ходьбы.
Оказалось, что воспроизведение после умственной работы идет медлен нее, чем после отдыха, а после двухчасовой ходьбы еще медленнее.
При исследованиях, производимых над сложением и чтением легких отрывков, при котором считались слоги прочитанного отрывка, оказалось, что после умственного труда быстрота сложения уменьшается и еще более она уменьшается после ходьбы. При чтении же вслух после умственной работы уменьшается количество прочитанного, тогда как двухчасовая ходь ба на скорость чтения влияет гораздо меньше.
Интерес этого исследования заключается в том, что мышечная работа иногда отражалась на ходе умственных процессов даже относительно простых в большей мере, нежели умственный труд, вопреки ходячему мнению, что мышечный труд облегчает умственную работоспособность. В нашей лаборатории производились специальные исследования над влиянием гимнастики на умственную работу (д-р Телятник), причем результаты показали, что и гимнастика, производимая учениками в течение 1/2 часа во время перемены между уроками, уменьшает скорость и продуктивность умственной работы.
При этих опытах оказалось, что скорость работы постоянно увеличивается с каждым днем под влиянием упражнения. Этот приобретенный навык исчезает лишь после отдыха в 47 и 72 ч. Короткие отдыхи на умственную работу оказывают сравнительно слабое влияние, тем не менее 5-тимннутный отдых после получасовой работы представляется полезным. Равным образом отдых в 15 мин оказывает известную пользу после получасовой работы, тогда как отдых в 5 мин после каждых 5 мин работы при продолжительности всей работы в 2 ч оказывается неблагоприятным. В последнем случае на результат исследования, очевидно, оказывает влияние недостаток ппособления.
Автор, впрочем, указывает еще на возбуждение или увлечение (Апге- gung ), которое вообще наступает при всяком энергичном занятии. Тем, что увлечение в течение 5 мин не успевает еще развиться, автор и объясняет неблагоприятное действие пятиминутных отдыхов после пятиминутной работы. Равным образом при пятнадцатиминутном отдыхе после работы в течение получаса увлечение успевает исчезнуть за время отдыха, чем, между прочим, объясняется менее благоприятное действие этих отдыхов при данной работе, нежели отдыха в 5 мин.
При исследованиях Rivers ' a и Kraepelin ' a изучалось влияние более продолжительного отдыха, например в полчаса или в час после получасовой умственной работы, которая состояла в сложении чисел. Оказалось, что отдых в 30 мин действует благоприятно на скорость работы, но с течением времени влияние утомления сказывается тем, что благоприятное влияние отдыха убывает. При паузах в 1 ч после получасовой работы оказалось, что работа после отдыха идет быстрее не в первую четверть, а в последующую.
Аналогичные исследования производились также над учениками школ в довольно значительном числе. В этом отношении можно указать на исследования Сикорского и Hoffner ' a , Burgerstein ' a , Laser ' a , Holmes ' a , Friedrich ' a , Richter ' a , Griesbach ' a , Ebbighaus ' a , Vannod ' a , L . Wagner ' a , у нас Белицкого, Владимирского, Ильина и др. с применением разно-
образных методов, достоинство которых оказывается, впрочем, далеко не одинаковым.
Это отчасти отражалось и на результатах опытов. Так, например, исследования Сикорского и Hoffner ' a , сделанные по методу счета ошибок, не получили подтверждения со стороны работавшего у нас д-ра Белицкого.
Нет надобности входить здесь в подробности вышеуказанных работ. Достаточно сказать, что общий результат всех этих исследований сводится к тому, что классная работа учеников сказывается в'том, что умственные процессы в последнем уроке протекают медленнее, причем страдает более или менее очевидным образом и качество или точность работы.
Наряду с усталостью оказывают существенное влияние на нервно-психическую деятельность и такие влияния, как без сна проведенная ночь и т. п.
Другой пример влияния органических раздражений на нервно-психическую деятельность представляет период полового развития. В этом отношении имеется также значительный ряд исследований, особенно часто производимых на школьниках того и другого пола.
Все эти исследования согласно говорят, что как у мальчиков, так и у девочек в период полового созревания воспроизведения и другие умственные процессы более или менее значительно замедляются.
Даже менструальный период у женщин, как показали произведенные в нашей лаборатории исследования д-ра Войцеховского , резко влияет на ход всех вообще нервно-психических процессов в смысле их торможения, исключая такие наиболее элементарные, как простая реакция и оживление слуховых следов, в которых колебания оказались недостаточно определенными. Так, во время менструального процесса среднее время реакции выбора удлиняется, средняя же вариация увеличивается, скорость течения свободно возникающих ассоциаций, по-видимому, несколько замедляется, сосредоточение и умственная работоспособность ослабляются, особенно же их качественная сторона. В большинстве случаев эти процессы падают уже в самом начале или даже перед началом менструального периода и затем ослабевают к его концу.
Из исследованных соматических изменений оказалось, что во время менструального периода кровяное давление понижается, а пульс замедляется.
Заслуживает внимания, что вышеуказанные изменения нервно-психической сферы в данном случае не объясняются «болевыми» раздражениями, так как строгого параллелизма между теми и другими явлениями не имелось, скорее всего эти изменения должны быть поставлены в связь
с внутренними раздражениями иного рода, сопровождающими менструальный процесс.
Далее, в литературе имеется значительный ряд исследований, относящихся к влиянию тех или других отправлений на нервно-психическую деятельность. В этом отношении особенно большое число исследований посвящено действию алкоголя.
При незначительном отравлении алкоголем происходило изменение длительности простой реакции, как показали исследования Kraepelin ' a и его учеников. Доказано также, что алкоголь обыкновенно вначале сокращает, а затем увеличивает время реакции и тем больше, чем больше доза алкоголя, тогда как многие другие яды, такие как эфир, хлороформ, амилнитрит, в первое время увеличивают, а затем уменьшают время реакции.
Что касается сочетательной деятельности, то под влиянием действия алкоголя она замедляется, а умственная работоспособность (на сложение) не только замедляется, но и страдает в качественном отношении.
Наконец, в литературе мы встречаемся с целым рядом исследований о психозах, особенно о маниакально-депрессивном психозе, dememtia ргае-сох, прогрессивном параличе и paranoia chronica , которые, как надо думать, основаны на автоинтоксикациях.
Как общий результат этих исследований следует признать, что при маниакально-депрессивном психозе в маниакальном его периоде наблюдаются чаще нормального заученные словесные, созвучные и рифмованные сочетания; в депрессивном же состоянии сочетания по характеру мало отличаются от нормальных. В маниакальном периоде время сочетаний иногда уменьшено, иногда же не уменьшено, как можно было бы ожидать a prion , а при депрессивном оно всегда замедляется .
Далее, при разных формах психозов с развитием слабоумия речь идет не только об общем замедлении нервно-психических процессов и о тех или иных изменениях сочетаний, но и о более или менее значительном уменьшении умственной трудоспособности и сосредоточении, исследуемых обычными приемами.
Подробности этих исследований не входят в задачи настоящего труда. Интересующиеся могут найти литературу предмета в нескольких работах, недавно вышедших из нашей лаборатории, особенно в работе д-ра Павловской, д-ра Ильина, д-ра Владычко и Завадовского .