ование как изобразительное письмо детей, появляющееся раньше настоящего письма, также заслуживает особого внимания с точки зрения объективной психологии.
Уже Ament последовательное развитие ования у детей характеризовал как простое марание бумаги, схематическое ование и индивидуализированное ование. Затем заслуживают внимания исследования Sully , который также различает три стадии в развитии ования. Первую стадию составляют бесформенные каракули, вторую стадию образует первичный схематический, как бы символический, , образчиком которого является лунообразная форма человеческого лица; в третьей стадии ребенок является подражателем природы, хотя часто изображает фигуры не так, как они должны быть в природе (например, всадник с двумя ногами на одной стороне).
По Lukens ' y также можно различать три стадии в развитии детского ования, но иного рода. Первая стадия до 4—5 лет характеризуется тем, что в ребенке имеется интерес к готовым ункам, сами же дети, скорее,
интересуются лишь процессом ования. Вторая стадия характеризуется схематическими унками, в которых ребенок видит много более того, что в них в действительности содержится. Это явление подобно художественной иллюзии Ланге.
В третьем, уже школьном, периоде унки выполняются по готовым образцам; сам же ребенок является неудачным подражателем природы.
Schreuder также различает три последовательных стадии ования. Первый период характеризуется бессмысленным выведением штрихов взад и вперед. Во второй стадии им уже придается известный смысл своему ованию, в третьем же периоде являются попытки действительного изображения природы.
Что касается характера самих унков, то излюбленным объектом ования детей является человек в том или другом виде: верхом на лошади и т. п. Далее охотно уются животные и домики, реже — другие предметы и растения и еще реже — геометрические фигурки и украшения (орнамент).
Сюда относятся исследования Ament ' a , К. Pappenheim ' a , Schinn ' a , Brown ' a , Hagen ' a и Chamberlain ' a и Lukens ' a . Кроме того, можно указать на введение в каталог «Дитя как художник» Gotze , на исследования Ricci , Perez ' a , Lowenstein ' a и Kerschensteiner ' a .
Между прочим, делались попытки исследовать ование детей экспериментальным путем, для чего предлагалось иллюстрировать какой-нибудь рассказ. Эти исследования, без сомнения, дают богатый материал для выяснения индивидуальных особенностей детской невропсихики.
Заслуживает внимания, что некоторыми авторами отмечается сходство детских унков с унками доисторических народов.
Вышеуказанные исследования, как мы видим, независимо от некоторых противоречий далеко еще не исчерпывают предмет, относящийся к детскому ованию, которое часто интересовало авторов с точки зрения возможности проникнуть в субъективную сторону детской души, что мы считаем полным большого произвола.
Стоя исключительно на объективной точке зрения, по нашему мнению, при изучении детских унков следует иметь в виду главным образом следующие особенности:
1) большую или меньшую правильность проводимых линий как выражения координации пальцевых движений;
2) большую или меньшую сложность унка как выражение более или менее развитой способности к изображению путем ования окружающей действительности и продуктов фантазии;
3) большее или меньшее соответствие с действительностью изображае мого как выражение подражательной способности;
4) большую или меньшую точность в изображении действительности в зависимости от времени наблюдения как выражение репродуктивной способности;
5) большую или меньшую точность в изображении рассказанного собы тия как выражение наблюдательности в ребенке;
6) большую или меньшую полноту в развитии данной темы, поставленной ребенком самому себе или заданной ему другими как выражение широты его кругозора и разнообразия сочетательной деятельности его невропсихики;
7) те или другие проявления творчества в детском унке в виде разнообразных соотношений между его отдельными частями или так называемой комбинирующей способности;
8) большей или меньшей отделки и изображения его частей как выражение анализирующей способности;
9) тех или других индивидуальных особенностей детского унка,
зависящих от внешних условий, окружавших ребенка с первых дней его
рождения;
10) тех или других особенностей характера детских унков в связи
с временными внешними или внутренними условиями, воздействовавшими
на организм ребенка.
Вряд ли нужно говорить, что правильная оценка детских унков возможна лишь при условии знакомства не только с его возрастом и физической организацией, но и с условиями его воспитания и теми или другими внешними воздействиями на него в те или другие периоды его жизни, при знании условий, приведших к ованию, например при знакомстве с рассказом, иллюстрацией которого явился , с темой унка и т. п.
Без этих данных изучение детских унков с точки зрения психорефлексологии было бы совершенно бесплодным.
В наших исследованиях мы интересовались главным образом первоначальной эволюцией детского унка. Для указанной цели мы с самого начала приучали детей к правильному держанию карандаша между пальцами, без чего изучение первоначальной эволюции детского унка представляется крайне затруднительным и даже невозможным.
Результаты наших исследований в указанном отношении сводятся к следующему . Ранее всего у ребенка начинается ование штрихов, затем постепенно дети переходят к ованию каракулей, с которых начинается уже символическое ование, так как с той или другой каракулей ребенок уже связывает определенное название.
Постепенно из каракулей создается первичный детский в виде неправильного кружка, часто с добавочной линией, одной или двумя; этот символически может изображать и ягоду, и человека, и животное, и любой вообще предмет.
За этим следует постепенное дифференцирование из общего унка от дельных изображений и мало-помалу развивается на месте преобладающего первоначально-символического детского унка изобразительное ование, в котором, впрочем, остается еще много условностей и несо ответствующих деталей.
G течением времени развивается комбинированное ование, самостоя тельное и на заданную тему.
За этим следует проявление эстетического элемента в детском унке, позднейшим же является перспективное ование.
Что касается сходства детских унков с живописным искусством доисторического человека, то оно, очевидно, основано на том, что законы развития искусства в жизни народов те же, что и законы развития искусст ва в жизни отдельных лиц. На этом основании естественно, что общие черты развития детского унка как бы повторяют те ступени развития человеческого искусства, которое оно проходило начиная от доисторического периода.
С другой стороны, обращает на себя внимание, как я убедился, сходство детских унков с унками некоторых хронических душевнобольных. У тех и других та же схематичность унка, поразительное упрощение форм, символическое значение отдельных, часто ничего не значащих, деталей, отсутствие перспективы и т. п. У душевнобольных эроников речь идет, т. обр., об упадке способности к искусству, которое представляет как бы возврат к примитивному детскому ованию.
Заслуживает внимания, что в индивидуальной жизни ребенок начинает
увлекаться картинками в очень раннем возрасте, во всяком случае раньше понимания речи, и в то же время ребенок начинает овать с тех пор, как ручка его станет удерживать карандаш.
В историческом ходе развития ование у человека развилось также раньше письма, и в былое время оно явилось даже прообразом современного письма, так как первобытное письмо состояло из отдельных унков.