Дальнейшим этапом в развитии языка служит ппособление путем сочетательной деятельности тех же рефлекторных звуков к внешним впечатлениям и внутренним состояниям, не возбуждающим простых звуковых рефлексов.
Речь идет здесь уже о развитии сочетательных рефлексов в области языка. Таковы междометия: а, ах, ага, о, ох, ого, и-шиъ, у-ух, гм-гм, ну! и т. п., произносимые при соответствующих случаях как прямое воспроизведение рефлекторных звуков, обусловленное сочетательною деятельностью нервных центров.
В дальнейшем сочетательные звуковые рефлексы осложняются прибавочными звуками и удвоениями, например: ба, ба-ба-ба, да-да, ого, ой, ой-ой-ой! и т. п. В развитии речи часть этих осложнений, несомненно, относится к области звукоподражания, как, например, му, муа, ку-ку, кукареку, там-там, гонг, бух, трах-тарарах! и т. п. Иначе говоря, они должны быть рассматриваемы как репродуктивно-сочетательные рефлексы.
Эти рефлекторные, сочетательно-рефлекторные и репродуктивно-сочетательные, или подражательные, звуки, состоящие из произношения одних гласных звуков или с участием согласных в виде слогов, собственно и образуют собою первичный звуковой язык человека, более или менее общий для всех вообще народов, вследствие чего и входящие в его состав звуки с небольшими вариациями могут быть открыты почти во всех языках земного шара.
В дальнейшем развитии языка звуки, вызываемые путем простых сочетательных и репродуктивно-сочетательных рефлексов, воспроизводятся путем личных импульсов, осуществляющих звуки с определенною целью, т. е. по личным потребностям.
Под влиянием личных же импульсов явилась необходимость и в дальнейшем осложнении и разнообразии звуков, которые, таким образом, превращаются в речевые символы или слова, усложняющиеся и дифференцирующиеся все более и более согласно общему закону эволюции.
Есть основание полагать, что первично слова, хотя и служат для обозначения определенных предметов, но одновременно служат и для других родственных предметов, являясь, таким образом,одновременно и видовым, и родовым символом. В этом убеждают нас многочисленные примеры из области языка первобытных народов. Но постепенно благодаря все большему и большему развитию координации отдельных движений речевого аппарата звуковые символы под влиянием личных импульсов и соответственной потребности все более и более разнообразились, воспроизводя и видоизменяя путем различных сочетаний основные звуковые рефлексы, причем каждый народ вырабатывал производные основных рефлекторных звуков согласно тем условиям, которые создавались для него в различные периоды его исторического развития.
Важнейшим стимулом для развития языка народов, без сомнения, могла быть только обнаружившаяся при сообществе людей потребность в развитии символической реакции до соответствующей степени, так как благодаря слову сложные процессы нервно-психической деятельности становятся такими же символами для окружающих, как и более элементарная рефлекторная и сочетательно-рефлекторная или подражательная мимика и жестикуляция.
Само собою разумеется, что с развитием условий общежития и потребность в обмене впечатлений и личного опыта должна была возрастать все более и более, вследствие чего язык при усложнении жизни народа
продолжал свое совершенствование и таким образом постепенно шаг за шагом первичная речь рефлекторных звуков, жестов и пантомим уступала место более удобной и более виртуозной словесной символической реак*-ции. Последняя, раз развившись, должна была, естественно, в своем совершествовании постоянно двигаться вперед в зависимости от опыта и внешних условий, которые окружали данное сообщество, данное племя или данный народ.
Это совершенствование и переработка языка продолжаются до наших дней и, без сомнения, будут продолжаться и впредь, пока жив будет человек; они состоят частью в создании новых слов и словесных форм путем дифференцирования и обобщения прежних, частью в заимствовании слов и словесных форм одним народом от другого путем смешения языков, принадлежащих разным народностям, создавшим свой язык в зависимости от местных условий, окружающей природы ц местных же условий общежития.
В том, что язык и до сих пор совершенствуется, не может быть, конечно, ни малейшего сомнения, и лишь для иллюстрации мы можем привести здесь слова И. И. Срезневского, известного исследователя славянских языков: «Рассматривая множество слов, вновь образованных, нельзя не обратить особенного внимания на то,, что как в западных наречиях славянских, так едва ли даже не более в нашем русском, создаются до сих пор слова соверешенно новые, без всякого видимого пособия прежних общеупотребляемых корней. Воображение народа творит их внезапно, безотчетно и между тем нередко так удачно, так ловко выражая понятия, что, несмотря на свое как будто случайное появление, они остаются в памяти .народной и занимают в ней место между словами необходи мыми» . Нельзя, однако, согласиться с автором в том, что новые слова возникают без видимого пособия прежних. По крайней мере, в огромном большинстве случаев новые слова возникают, если не как новые звукоподражательные движения, то лишь в виде сочетательных рефлексов и путем дифференцировки, а в других случаях путем сочетательного обобщения уже употреблявшихся звуков.