:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Общий ход индивидуального развития н .. | О развитии двигательной реакции .. | О взаимоотношении между впечатлениям .. | Задачи объективной психологии .. | Общие условия отношений между внешни .. |


Об отношении между данными личной оценки внешних впечатлений и результатами исследования других объективных данных


Как уже упомянуто ранее, малая оценка внешних впечатлений не гарантирует точности определения, если стремления самой личности не находятся в соответствии с целью исследования. При отрицательном ее отношении к исследованию может последовать даже отказ от дачи определений. Возникает поэтому вопрос, в какой мере вышеуказанная личная оценка внешних впечатлений должна соответствовать тем данным, которые обнаруживаются при исследовании сочетательных рефлексов. В этом отношении необходимо иметь в виду, что если внешние воздействия достигают соответствующих центров, а определения не даются лишь по личным мотивам, то, как показывают произведенные у нас исследования (мною и д-ром Протопоповым), сочетательные рефлексы на соответствующие воздействия воспитываются так же легко, как и в других случаях; тогда как в случаях, когда внешние воздействия вследствие тех или других причин, например поражения органа или прерывания проводниковых путей, действительно не достигают центров, тогда не оказывается возможным и воспитание сочетательных рефлексов на эти воздействия.

Подобная же проверка оказывается возможной и по отношению к определению или оценке низшего и разностного порога раздражений. Уже ранее были приведены указания, из которых видно, что воспитание сочетательных рефлексов дает возможность определить и порог этих рефлексов путем постепенного понижения раздражения до той степени, пока сочетательный рефлекс еще будет обнаруживаться. Произведенные у нас исследования показывают, что этот низший порог сочетательного рефлекса как раз соответствует низшему порогу раздражений, который еще может быть определен с помощью личной оценки.

Равным образом, как мы видели, может быть определен и разностный порог сочетательного рефлекса. Дело в том, что минимальное различие в силе и качестве внешнего раздражения, которое еще дает возможность воспитать дифференцированный сочетательный рефлекс на одно раздражение, в то время как на другое раздражение его не получается, как раз соответствует разностному порогу раздражения, определяемому и личной оценкой.

Наконец, если мы в таких органах, как кожная поверхность, будем производить топографическую дифференцировку сочетательных рефлек-

сов, то убедимся, что площадки кожной поверхности, которые обозначаются полной дифференцировкой сочетательного рефлекса, как раз соответствуют так называемым кругам Weber ' a , определяемым на кожной поверхности с помощью личной оценки. Таким образом, между результатами личной оценки внешних впечатлений и данными сочетательных рефлексов имеется более или менее полное соответствие. Эти факты отличаются большой практической важностью и вот в каком отношении. Как уже упомянуто, имеются состояния, при которых личная оценка внешних впечатлений по тем или другим причинам не производится, как, например, при симуляции, чем бы последняя ни обусловливалась, или при отрицательном отношении к самому исследованию. В таком случае исследование с помощью сочетательных рефлексов дает нам основание заключать, каков имеется порог раздражения в данном случае, который соответствовал бы и личной оценке, если б она производилась . То же самое может иметь значение и у детей первого возраста, у которых личная оценка оказывается невозможной в связи с недостаточным развитием нервно-психической сферы, и в частности ее реакции .

Далее, и при тех болезненных состояниях, при которых личная оценка оказывается невозможною, как, например, при некоторых душевных болезнях (кататония и др.)' исследование сочетательных двигательных рефлексов может служить как бы заменой этой личной оценки.

То же самое, без сомнения, мы имеем и по отношению к обширному миру животных. Здесь за отсутствием соответствующего выражения для личной оценки мы можем пользоваться лишь сочетательными двигательными рефлексами, причем в них мы имеем метод для сравнения с сочетательно-рефлекторной реакцией у человека. В самом деле, исследуя и низший, и разностный, или экстенсивный, порог раздражения, возбуждающего сочетательный рефлекс у животных, мы имеем возможность срав нивать его с тем, что наблюдаем в указанном отношении у человека. Далее, тем же путем мы можем сравнивать пороги сочетательного рефлекса у различных лиц как в здоровом, так и в болезненном их состоянии.

В известных случаях определение как телесных функций, так и нервно-психической деятельности может явно не соответствовать другим внеш ним проявлениям, нервно-психической деятельности, но и это несоответствие должно быть принято во внимание как объективный материал для оцен ки нервно-психической деятельности данного лица.

Словом, личная оценка может быть проверяема всем поведением человека, а потому несоответствие в этом отношении должно быть истолковано в смысле неправильности самооценки, обусловленной теми или другими причинами.

В патологических состояниях при душевных расстройствах мы встречаемся с более или менее резкими нарушениями личной самооценки, что выражается как в заявлениях больных, определяющих себя по способностям выше или ниже того уровня, на котором они находятся, так и во всем их поведении либо крайне уничижительном, либо горделивом и повелительном.

Но здесь, в сущности, лишь резче выступают те же самые отношения личной самооценки, которые наблюдаются и в здоровом состоянии.

Необходимо иметь в виду, что исследование оценки собственной личности, как и вообще всякой самооценки в большинстве случаев возможно

не иначе, как путем расспросов, а в этом случае нельзя не принимать во внимание того обстоятельства, что результат расспроса в известной мере зависит от отношения исследуемого к лицу, производящему исследование, а равно и от отношения к самому исследованию, а потому это> отношение всегда должно быть принимаемо во внимание, иначе самоисследование не окажется достаточно полным и объективным.

Кроме того, в виду сказанного ясно, что самооценка стоит в резкой зависимости от общих условий нервно-психической деятельности в каждый данный период времени. Поэтому самооценка в известных случаях, даже и при отсутствии каких-либо личных мотивов к нарушению правильной самооценки, может далеко не совпадать с действительностью, насколь ко она может быть, предметом объективной оценки со стороны других лиц. Дело в том, что самооценка опять-таки может быть проверяема с помощью отношений данной личности к окружающим условиям, а следовательно, с помощью поведения ее вообще и ее поступков и действий в частности. Так, в зависимости от общего состояния нервно-психической деятельности обнаруживается уничижительное или величавое отношение личности к окружающим, что в самооценке должно выражаться умалением или возвышением собственной личности над окружающими.



Похожие по содержанию материалы:
Личность как определитель действий и поступков ..
Меланома ..
О сложных проявлениях в сфере личных рефлексов ..
Влияние различных условий на мышечную работу ..
Общий ход индивидуального развития нервно-психической сферы ..
О развитии двигательной реакции ..
О взаимоотношении между впечатлениями и реакциями в форме обыкновенных рефлексов ..
Задачи объективной психологии ..
Общие условия отношений между внешними впечатлениями и внешними реакциями ..
О внутренних рефлексах ..
ИНСТИНКТИВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
Инстинкт или сложный наследственный автоматизм
..
Нервно-психические процессы ..
42. Избегайте сдавленного дыхания ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Дальнейшие соотношения между объективными нервно-психическими процессами и личной оценкой внутренних состояний

Вышеуказанным не исчерпывается то соотношение, которое устанавливается между объективными проявлениями нервно-психической сферы и личной оценкой внутренних состояний, которые им сопутствуют. Так, исследуя сосредоточение, мы убеждаемся, руководясь личной оценкой, что во всех тех случаях, когда возбуждается реакция сосредоточения, человек переживает особое состояние внутреннего напряжения или вни .. читать далее




Данные о развитии речи в детском возрасте

Изучение развития речи в детском возрасте заслуживает особенного внимания с точки зрения объективной психологии.

Из этих исследований нас прежде всего должны интересовать те, которые изучают речь со стороны ее внешней формы. Сюда относятся исследования Sully , Gutzmann ' a , Ament ' a , Fischer ' a , Wundt ' a , Stern ' a и др.

Ряд других исследований, касающихся развития речи в с .. читать далее




Биологическое развитие человеческой речи

Не касаясь вопроса о фонетическом и синтаксическом сложении языка, имеющем уже обширную литературу, мы остановимся вкратце еще лишь на вопросе о финогенетическом развитии речи как символической формы выражения. Как известно, еще Дарвин указал, что человеческая речь развилась путем эволюции из выразительных движений.

Но есть основание полагать, что прежде всего речь произошла из разнообра .. читать далее




Переход от рефлекторной речи к психорефлекторной

Дальнейшим этапом в развитии языка служит ппособление путем сочетательной деятельности тех же рефлекторных звуков к внешним впечатлениям и внутренним состояниям, не возбуждающим простых звуковых рефлексов.

Речь идет здесь уже о развитии сочетательных рефлексов в области языка. Таковы междометия: а, ах, ага, о, ох, ого, и-шиъ, у-ух, гм-гм, ну! и т. п., произносимые при соответствую .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100