:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

О сложных проявлениях в сфере личных .. | Влияние различных условий на мышечну .. | Общий ход индивидуального развития н .. | О развитии двигательной реакции .. | О взаимоотношении между впечатлениям .. |


§ 8. ПСИХИКА И ЗРЕНИЕ


Мы надеемся, что все ранее сказанное подготовило наших читателей к такой постановке вопроса и теперь для них не будет ничего неожиданного в утверждении, что в основном мы видим мозгом и лишь частично глазами. Зрение только на одну десятую представляет собой физический процесс и на девять десятых является процессом психическим. Стало быть, не приходится сомневаться в том, что между зрением и психикой существует тесная взаимосвязь. Рассмотрим, в чем она заключается и какие выводы нам по ходу дела следует из этого извлечь.

Фактом остается то, что, когда психика отдыхает, ничто не может утомить глаз. Когда же психика напряжена, ничто уже не может дать глазам отдыха, потому что глаза как никакой другой орган являются орудием души, в котором она к тому же и отражается. Поэтому все, что дает отдых психике, полезно и для глаз, а также наоборот.

Каждый, наверное, замечал, что глаза меньше устают, когда читаешь какую-нибудь интересную книгу, и что они устают почти сразу же, когда берешься за чтение книги скучной или трудной для понимания. Так, школьник может просидеть всю ночь напролет, взахлеб читая увлекательный роман и ни разу при этом не вспомнив о своих слабых глазах; но когда тот же школьник посидит пару часов за уроками (не то чтобы ночью, а даже и днем), он очень быстро почувствует, что глаза его сильно устали. И это не иллюзия, не обман чувств, все это на самом деле так. Отчего же это происходит?

Интересная книга выступает в роли оптимума, а скучные или трудные уроки — пессимума. Оттого в первом случае психика расслаблена и отдыхает, а стало быть, и глаза находятся в оптимальном рабочем состоянии и в результате утомления не происходит; во втором же случае человеку скучно, он вынужден делать постоянные (и весьма значительные) усилия, чтобы заставить себя сосредоточиться, и в результате психика перенапряжена, а значит, напряжены и мышцы глаз, глаза работают в дискомфортных условиях и скоро утомляются. В итоге человек не только ничего не усваивает и понапрасну теряет время, поскольку в таком состоянии духа притупляется внимание и слабеет память, но и портит себе зрение, если подобное времяпрепровождение имеет у него не случайный, а достаточно регулярный характер. Это, так сказать, гимнастика для глаз с обратным знаком.

«Любое ограничение глаз или вмешательство сознания в процесс чтения ухудшает зрение,— считает г-жа Маргарет Корбетт.— Глаза — это неуправляемые органы, жаждущие видения. Они должны функционировать без сознательного управления — так, как функционирует сердце. Всякий раз, когда мы стараемся управлять ими или ограничивать в чем-то их свободу, появляется громадное напряжение не только глаз, но и психики».

Невозможно увидеть что-либо идеально в миг, когда мозг находится в напряжении. Временные обстоятельства могут способствовать возникновению усилия увидеть, но это усилие всегда выступает как напряжение и влечет за собой появление аномалий рефракции. Однако основа напряжения кроется в неправильных привычках мышления. Пытаясь снять это напряжение, ученик должен постоянно бороться с мыслью, будто для того, чтобы сделать что-то хорошо, необходимо усилие. Западная цивилизация устроена так, что эта мысль пестуется в нас буквально с колыбели. Вся система образования и воспитания основана на ней. Учителя, которые смеют называть себя современными и считать себя цивилизованными людьми, все еще цепляются за нее под теми или иными предлогами, считая это, например, необходимой помощью процессу обучения, а то даже и законом Природы. Есть настоятельная надобность в том, чтобы развеять это заблуждение, потому что девятью десятыми своей глупости человечество обязано именно ему.

Как для глаза естественно видеть, так и для ума естественно постигать знания. Любое усилие в каждом из этих случаев не только бесполезно, но и вконец расстраивает эти процессы. Различными видами принуждения можно вбить в голову ребенка несколько фактов, но никогда нельзя заставить его научиться чему-нибудь. При этом факты останутся, если вообще останутся, бесполезным хламом в его мозгу. Они нисколько не способствуют жизненным процессам мышления. Поскольку они не получаются и не усваиваются естественным (то есть без принуждения) путем, то они разрушают от Природы данное нам стремление ума к приобретению знаний. Покидая стены школы, института или университета, такой человек часто не только ничего не знает, но в большинстве случаев и не поддается какому-либо обучению в дальнейшем.

Мы утверждаем, что реальное постижение знаний и творческое мышление возможны лишь в расслабленном (то есть ненапряженном) состоянии психики, которое и есть состояние наибольшего внимания. Расслабление — секрет нормализации многих функций. Занимайтесь расслаблением и запоминайте ощущения, производимые им, для того, чтобы потом вызывать их вновь и вновь. Сделайте расслабление стилем, образом своей жизни, привычкой как в работе, так и в отдыхе — и вас удивят изменения, произошедшие с вашими глазами, а также мышлением, памятью, вниманием, настроением и всем организмом. Богатая и разнообразная деятельность, протекающая на фоне спокойствия психики (того, что древние называли равнодушием aequanimitas, каковое весьма далеко от нынешнего безразличия - индифферентности),— это путь успеха, залог самореализации, к которой сознательно или бессознательно каждый стремится.

Когда глаза смотрят без усилия, они, расслабляясь, устраняют напряжение. Кровоток при этом вымывает и выносит из кровеносных сосудов глаз разные закупорки и шлаки. В результате к человеку возвращается зрение. Изначально усилие увидеть является психическим усилием, а напряжение психики во всех случаях сопровождается потерей психического контроля. Анатомически результаты усилия увидеть удаленные объекты могут быть теми же самыми, что и при рассматривании какого-нибудь близкого объекта без усилия, но в одном случае глаз делает это вынужденно, а в другом -это происходит само собой. Глаз с несовершенным зрением пытается сделать невозможное, стараясь фиксированно, то есть птально, смотреть на одну точку в течение ощутимого промежутка времени. Так, когда он смотрит на незнакомую букву и не видит ее, он продолжает смотреть на нее, уже прикладывая усилие, чтобы увидеть ее лучше. Подобное усилие всегда кончается ничем и служит важным фактором временного ухудшения зрения.

Эти факты, видимо, в достаточной мере объясняют, почему зрение ухудшается по мере развития цивилизации, ведь в условиях цивилизованной жизни психика людей находится в постоянном напряжении. У людей появляется больше поводов волноваться. При этом цивилизованным людям нет нужды сохранять хладнокровие и быть выдержанными, взирая на то, от чего зависит их существование. Если бы первобытный человек позволял себе так нервничать, он бы вымер, так и не создав цивилизации. Цивилизованный же человек выживает и передает свои отрицательные психические данные и дурные привычки потомкам, у которых эти скверные свойства еще более усугубляются. Интересно, что животные реагируют на условия цивилизации так же, как и люди. Д-р Бейтс, этот неутомимый исследователь и реформатор, пишет, что он обследовал «множество домашних животных и животных из зверинца и во многих случаях нашел их миопическими, хотя они, естественно, не читали, не писали, не шили и не печатали на машинке».

Когда глаз нормален, зрение представляет собой столь естественный бессознательный процесс, что остальные мышцы тела расслабляются. Это относится и к грудным мышцам, что обеспечивает глубокое естественное дыхание. Но когда глаза напрягаются, происходит, как правило, сбой хорошего дыхания, дыхание делается стесненным из-за чрезмерной сжатости грудных мышц и тем самым снижает поступление столь необходимых всему организму кислорода и праны. А что это значит, нашим читателям уже хорошо известно*.

Люди с нормальным зрением, по всей видимости, более спокойны, спокойнее относятся к разного рода событиям и не волнуются из-за каждой помехи, действительной или мнимой. Избавьтесь от «вируса» испытываемых вами тревог и волнений — от этого вы только выиграете, выиграют и ваши глаза.

Расслабление может помочь даже при самых серьезных нарушениях зрения. Поэтому не надо бояться расслабления: оно не может повредить. Оно лишь добавит вам благополучия и ничего больше. Многих оно вернуло из царства тьмы к зрению.

Не забывайте, секрет любого расслабления кроется в психике: приятные, радостные

* Ссылка на сделанный автором перевод книги Йога Рамарачаки «Хатха-йога». — Примеч. ред.

Проделайте такой опыт: сядьте удобно и (никуда не торопясь) закройте глаза. Прикройте их ладонями так, чтобы ладони не касались век. Без усилия и свободно вспомните свой самый приятный отпуск. Предположим, на побережье моря или в горах, в лесной чаще, на берегу озера или у реки. Оживите в памяти все, что вам удастся вспомнить...

«Нет большей муки, как вспоминать в годину невзгод счастия время».

Не правда ли, открыв глаза, вы сознаете, что успокоились и что зрение у вас сейчас лучше обычного? Когда воспоминание идеально, психика также находится в покое. Когда психика находится в совершенном состоянии покоя, зрение всегда нормально.

Феномен зрения зависит от интерпретации мозгом изображения на сетчатке -ведь то, что мы видим,— это не само изображение на сетчатке, а наша личная интерпретация его. У двух человек с нормальным зрением не сложится одинакового представления об одном и том же рассматриваемом объекте, ибо их интерпретации изображения на сетчатке будут различаться так же, как различаются их индивидуальности. Когда же зрение несовершенно, в интерпретации объектов происходят еще большие различия. В последнем случае это является свидетельством утраты психического контроля, который отвечает за аномалии рефракции. Можно сказать, что, когда расфокусирован глаз, расфокусирована и психика.

Люди с нормальным зрением используют свою память или мысленное представление в помощь зрению, поскольку зрение в значительной степени определяется содержанием мысленного представления и воспоминания. Но когда зрение несовершенно, не только глаз сам по себе дефектен, но нарушены еще и память и мысленное представление. Таким образом, психика лишь добавляет свои несовершенства к несовершенному изображению на сетчатке.

Возможно, кому-нибудь еще и покажется удивительным утверждение, что среди способностей мозга, ухудшающихся со зрением, в первую очередь страдает память, но мы ничего не можем поделать: это совершается, и совершается необходимо. Поскольку значительная часть образовательного процесса заключается в накоплении фактов, а все другие психические процессы зависят от усвоения человеком этих фактов, то нетрудно понять, сколь мало достигает человек, испытывающий трудности со зрением, простым надеванием очков. Необычайная память первобытного человека приписывается обыкновенно тому факту, что из-за отсутствия подходящих средств записи он вынужден был полагаться на свою память, которая соответственно укреплялась*. Но, если исходить из установленного факта — связи памяти со зрением, то более обоснованно предположение, что память первобытного человека была хорошей по той же причине, что и его острое зрение, а именно благодаря расслабленному, то есть спокойному, состоянию психики.

* Мимоходом отметим, что Эдгару По принадлежит следующее изречение: «Если вы хотите забыть что-нибудь, немедленно запишите, что вы должны это запомнить». Ж.-Ж. Руссо, словно развивая эту мысль, писал несколько ранее: «Память служит мне только до тех пор, пока я на нее полагаюсь; как только я доверю то, что она хранит, бумаге, она изменяет мне, и я уже больше не помню, что записал».

Память первобытного человека, так же как и острота его зрения, встречается и у некоторых цивилизованных людей, но если были бы проведены необходимые исследования, то, без сомнения, обнаружилось бы, что факторы эти всегда встречаются вместе. Память нельзя усилить сколько-нибудь больше, чем может быть усилено зрение. Мы вспоминаем без усилия, точно так же, как и видим без усилия. Чем сильнее мы стараемся вспомнить или увидеть, тем в меньшей степени мы способны это сделать. Те, кто изучал проблему памяти, без колебаний признают справедливость этих слов.

Вещи, которые мы запоминаем, являются вещами, возбуждающими в нас интерес к ним. Причина затруднений при изучении тех или иных дисциплин кроется в том, что они нам не интересны и поэтому быстро надоедают, то есть это все те же пес-симумы и оптимумы. Когда нам скучно, наше зрение ухудшается. Скука представляет собою состояние психического напряжения, при котором глаза нормально функционировать не могут. Когда человек не заинтересован в чем-либо, его психика выходит из-под контроля, а без психического контроля человек не может ни учиться, ни видеть что-либо. Когда зрение становится нормальным, улучшается не только память, но и другие психические способности человека. Люди, избавившиеся от плохого зрения, часто обнаруживают, что способность делать свою работу у них улучшилась.

Эти факты доказывают, что любые проблемы со зрением гораздо теснее, чем принято думать, связаны с психикой и что разрешить их никакими выпуклыми, вогнутыми или астигматическими линзами нельзя.

Вернемся, однако, к представлению и воспоминанию, которые невозможны без совершенного расслабления, но, когда состояние расслабления достигнуто, развитие этих способностей улучшает не только интерпретацию изображений на сетчатке, но и сами изображения. Когда вы мысленно представляете, что видите какую-нибудь букву на проверочной таблице, вы на самом деле видите ее, поскольку будет невозможно расслабиться и хорошо представлять букву и в то же время напрягаться и видеть ее нечетко.

Для тренировки чаще всего удобней пользоваться такой таблицей, все буквы которой вам предварительно известны: тогда знакомство с ними даст вам возможность смотреть на них без напряжения, то есть без старания увидеть. Ежедневное чтение маленьких знакомых букв с самой большой дистанции, с которой они могут быть вами увидены, дает глазам отдых, поскольку глаз всегда до некоторой степени расслабляется, видя знакомые объекты. При этом учтите, что наиболее удобным состоянием для упражнений на воспоминание является обычно такое, когда глаза закрыты и прикрыты ладонями рук. По мере тренировки станет также возможным вспоминать и с открытыми глазами.

Кстати, об этой таблице. Последователи Бейтса составили, например, такую английскую фразу:

« Relaxation/Normalizes/Eye trouble ».

Находчивые переводчики предложили по-русски такой вариант:

«Расслабление/Даст отличное/Зрение глазам».

Наклонными палочками разделены три вертикальные строки таблицы, в каждой строке — одинаковое число букв. Таким образом, самой верхней горизонтальной строкой в ней будет: Р Д 3, буквы этой строки самые большие. Следующая строка А А Р дается уже меньшими буквами — и так далее в порядке убывания, вплоть до самой нижней строки: Е Е М, буквы в которой самые мелкие из всех. Повторяем: запомнив фразу, вы, двигаясь сверху вниз по вертикальной строке, знаете, какая будет следующая буква. Зная ее, вы ее представляете, и это мысленно-зрительное представление помогает вам ее увидеть.

Но остерегайтесь при этом хитрить со зрением! Не обманывайте сами себя, пытаясь каким-либо неестественным образом сделать шрифт четче, например прищуриваясь, наклоняя голову, надавливая пальцем на глазное яблоко, глядя искоса и множеством других способов, которые напряженному глазу представляются увеличивающими остроту зрения. Эти хитрости ни к чему вас не приведут. Вам нужно только свободное, широкое, открытое и легкое смотрение, то есть расслабленный взгляд. Если вы заметили, что используете ухищрения, то закройте глаза, расслабьте сначала верхние, затем нижние веки, а после этого расслабьте заднюю часть глазных яблок. Затем с глубоким выдохом откройте глаза, и вы увидите буквы. Возможно, вас снова удивит простота способа, который позволяет добиться ясности зрения.

Надо сказать, что одна из причин столь великого множества проблем со зрением в наши дни кроется в отсутствии времени на развлечения. Люди практически потеряли вкус к развлечению, утратили культуру и искусство развлечения. Возможно, одна из парадоксальных причин этого — процветание индустрии развлечений, которая предлагает в конечном счете не развлечение,а лишь суррогат его. Противоестественный, бесчеловечный уклад современной жизни ни для кого не остается безнаказанным. Эту мысль можно развивать бесконечно долго, но мы предоставим эту серьезную работу другим исследователям, которым предстоит еще многое открыть в данном направлении, а сами ограничимся лишь констатацией того факта, что развлечения и игры, доступные в принципе всем, стали сегодня уделом лишь немногих счастливчиков. И это весьма печально.

Современному человеку следовало бы почаще останавливаться в беге своем и смотреть по сторонам. Возможно, тогда удалось бы спасти ту Красоту, которой еще так много осталось в этом безумном, безумном, безумном мире!

Таким образом, лечение больных глаз заключается не в том, чтобы избегать работы вблизи или зрения вдаль, чтобы избегать яркого света или темноты, но всегда в том, чтобы избавиться от психического напряжения, которое лежит в основе несовершенной работы глаз на любых расстояниях и при любых условиях освещенности. Тысячи и тысячи раз было доказано, что это возможно сделать. Но напоминаем, что избавление от психического напряжения — это прежде всего изменение и оздоровление своего мышления, образа жизни, иные жизненные цели и ориентиры.



Похожие по содержанию материалы:
Центры символических движений в форме жестов ..
Поступки и действия как объективные выразители личности ..
Личность как определитель действий и поступков ..
Меланома ..
О сложных проявлениях в сфере личных рефлексов ..
Влияние различных условий на мышечную работу ..
Общий ход индивидуального развития нервно-психической сферы ..
О развитии двигательной реакции ..
О взаимоотношении между впечатлениями и реакциями в форме обыкновенных рефлексов ..
Задачи объективной психологии ..
Общие условия отношений между внешними впечатлениями и внешними реакциями ..
О внутренних рефлексах ..
ИНСТИНКТИВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
Инстинкт или сложный наследственный автоматизм
..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


Введение

Психология, которой мы займемся в нижеследующем изложении, мало будет похожа на ту психологию, которая до сих пор служила предметом изучения. Дело в том, что в объективной психологии, которой мы намерены посвятить настоящий труд, не должно быть места вопросам о субъективных процессах или процессах сознания. До сих пор, как известно, к психологическим явлениям относили прежде всего те явления, к .. читать далее




О внутренних или органических впечатлениях

Кроме вышеуказанных впечатлений, следует различать еще внутренние или так называемые органические впечатления.

Уже ранее была указана особо важная роль в отношении невропсихики раздражений, исходящих из внутренних органов.

Эти раздражения обязаны своим происхождением состоянию внутренних органов, которое, в свою очередь, находится в зависимости, с одной стороны, от центральной инн .. читать далее




Оценка расстояний

При рассмотрении линейно оценки собственных движений или, точнее говоря, оценки мышечно-суставных впечатлений, необходимо иметь в виду, что эта оценка играет большую роль в жизни человека, так как не подлежит сомнению, что благодаря правильной оценке размеров производимых движений происходит и более или менее точное определение всех пространственных отношений.

Goldscheider , производя ис .. читать далее




Оценка времени

Без сомнения, заслуживает внимания также вопрос об оценке времени, которая стоит в известной связи с оценкой пространственных отношений и является, таким образом, дальнейшим развитием вопроса об оценке пространства.

Надо, впрочем, заметить, что этот вопрос остается еще далеко не выясненным в науке. Особенно здесь чувствуется недостаток строго проведенных экспериментальных исследований, м .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100