:: Статьи :: :: Здоровое питание :: :: Травоведение :: :: Внешность :: :: Лекарства ::
:: Общая медицина :: :: Педиатрия :: :: Лекарства :: :: Косметология :: :: Факты ::
:: Возраст :: :: Социология :: :: Психика :: :: Вес :: :: Зависимость ::


Главная страница --> Познавательные медицинские публикации

Меланома .. | О сложных проявлениях в сфере личных .. | Влияние различных условий на мышечну .. | Общий ход индивидуального развития н .. | О развитии двигательной реакции .. |


§ 5. ТЕОРИЯ ЗАПАДНОЙ НАУКИ О РАЗРУШИТЕЛЬНОМ ВЛИЯНИИ НА ЗРЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ. ИСТОРИЯ ВОПРОСА


Большинство ученых-офтальмологов, кажется, искренне считают, что последнее слово в вопросах рефракции уже сказано, и сказано более ста лет назад немецкой наукой. Если разделять их взгляды, то придется погрузиться в уныние. Сегодня почти каждый человек страдает той или иной формой аномалии рефракции, но уже более ста лет нас пытаются убедить в том, что для подобных нарушений зрения, которые не только причиняют неудобства, но зачастую мучительны и опасны, нет никаких смягчающих мер и никакого иного способа избавления, кроме тех оптических костылей, которые известны нам как очки. Нередко уверяют нас и в том, что в современных условиях жизни практически не существует и никаких профилактических мер. Во всем этом, на наш взгляд, проявляется бессилие и бесполезность официальной офтальмологии.

Офтальмологи в один голос твердят, что орган зрения человека никогда не предназначался Природой для тех целей, в которых он используется в наше время, то есть для работы на близком расстоянии, чего требуют от нас современные условия жизни. По

их мнению, Природа, конструируя преломляющие устройства для глаз человека, допустила серьезный просчет. Она, считают офтальмологи, не предполагала, что человек придумает крохотные крючочки и закорючки, назовет их буквами и знаками препинания и станет с их помощью обмениваться информацией. Ради этого, поучают они нас, человеку пришлось сделаться достаточно близоруким, чтобы иметь возможность разбираться в своих же каракулях. Вот здесь якобы и начались наши неприятности.

С возрастом, говорят нам, хрусталик делается менее эластичным, уплощается он еще хорошо, но зато теряет способность увеличивать свою кривизну, в результате чего к старости человек становится дальнозорким, и тогда при чтении, письме или какой-либо ручной работе он вынужден прибегать к очкам.

Короче говоря, ученые-теоретики считают себя мудрее и дальновиднее самой Природы, создавшей столько чудес вокруг, к числу которых принадлежат и сами эти теоретики, явно неспособные хотя бы отдаленно приблизиться к творческой силе и предусмотрительности столь самонадеянно критикуемой ими Природы.

Да, действительно, эволюция глаза вроде бы завершилась задолго до появления школ, печатных изданий, электрического освещения, кино и телевидения. До этого, однако, он идеально служил потребностям человека. Мужчина в те далекие времена был охотником, пастухом, земледельцем или воином. Нам говорят, что он нуждался главным образом в зрении вдаль. А поскольку глаз в покое ппособлен именно для зрения вдаль (отголоски все той же теории о расслаблении кольцевой мышцы и уплощении хрусталика), то полагается, . что процесс зрения является столь же пассивным процессом, как и восприятие звука, не требующее никакого мышечного усилия. Считается, что зрение вблизи было скорее исключением, на которое требовалось приложение мышечных усилий настолько малой продолжительности, что зрительный процесс в этом случае мог осуществляться без какой-либо ощутимой нагрузки на механизм аккомодации.

Надо признать, что все это выглядело бы весьма убедительным объяснением проблемы, если бы человечество в те незапамятные времена состояло из одних только мужчин, которым, по мнению находчивых толкователей, нужно было глядеть только вдаль, но поскольку не приходится сомневаться, что женщины в те времена также существовали, то вся эта столь блистательно разработанная теория рушится, как карточный домик. Дело в том, что авторы данной теории забывают либо замалчивают, что первобытная женщина была швеей, ткачихой, вышивальщицей и вообще мастерицей во всех родах изящных и тонких работ. И тем не менее у женщин, живших в ту же пору, что и означенные мужчины, зрение было столь же хорошо, как и у этих последних.

Когда же человек научился передавать свои мысли посредством письма и печатных изданий, к глазу, бесспорно, стали предъявляться ранее неведомые требования. Поначалу это коснулось весьма немногих людей, но постепенно круг их все расширялся и расширялся, пока в так называемых развитых странах большая часть населения не оказалась подверженной влиянию этих новых требований. Так, если несколько столетий назад в этих странах даже властителей и царей не учили читать и писать, то сегодня в них заставляют ходить в школу всех без разбору, не считаясь с тем, хотят они того или нет *.

Если несколько поколений назад книги были дороги и редки, то сейчас они доступны всем и каждому. С появлением газеты с ее бесконечными колонками скверно написанного и не менее скверно напечатанного текста на чтение газет и журналов стала уходить значительная часть жизни цивилизованных людей, так как чтение всего этого стало считаться мерилом образованности и культуры.

* Заратустра у Ницше говорит в одном месте так: «То, что каждый имеет теперь право учиться читать и писать, портит надолго не только письмо, но и мысль». О том, сколь пагубное влияние на зрение оказывают эти так называемые школы, мы еще скажем в дальнейшем..

Сравнительно недавно на смену свечам пришло искусственное освещение, что теперь искушает людей переносить свои занятия и развлечения на те часы, в течение которых первобытный человек вынужден был отдыхать.

И наконец 5 уже совсем недавно появились кино и телевидение, призванные довершить этот предположительно губительный процесс.

Было ли разумным ожидать, что Природа учтет все эти обстоятельства и создаст такой орган, который отвечал бы возникшим дополнительным требованиям? В современной офтальмологии общепринятым является мнение, что Природа не предусмотрела и не могла предусмотреть всех этих обстоятельств, то есть, повторим еще раз, она, создавшая столько чудес и так изумительно все организовавшая в мире животном, растительном и минеральном, оказалась, по мнению сторонников этой теории, глупее собственного дитяти — человека, в особенности же тех людей, которые разработали такую теорию. По этой же логике, помимо прочего, оказывается, что, хотя развитие цивилизации и зависит от органа зрения более, чем от любого другого органа чувств, глаз тем не менее оказался совсем не ппособлен для решения своих задач.

Существует множество фактов, которые, как кажется, подтверждают такой вывод. В то время как первобытный человек практически не страдал от пороков зрения, сегодня среди людей старше 21 года и живущих в условиях цивилизации девять из десяти имеют плохое зрение. С возрастом это соотношение возрастает, и среди сорокалетних практически невозможно найти человека, который бы не страдал от каких-либо недостатков зрения. Так утверждает статистика.

Более ста лет медики ищут метод остановить разрушительное воздействие цивилизации на глаз человека. Германия, для которой этот вопрос имел когда-то жизненно важное военное значение, потратила миллионы и миллионы марок на выполнение советов специалистов, но все было впустую. В настоящее время большинство изучающих этот вопрос допускают, что те методы, которые прежде самонадеянно защищались как надежные гаранты зрения, дали немного или не дали совсем ничего.

Отчего это? Оттого, что теория, утверждающая, будто наши предки нуждались только в зрении вдаль и что зрение вблизи было исключением, основана лишь на ученых домыслах. Наши предки тоже много работали, пользуясь глазами для смотрения на близком расстоянии. Городские жительницы всегда гордились своей филигранной вышивкой. Крестьянки после тяжелой работы вечерами делали декоративные швы и украшали мережкой одежду, а их мужья длинными зимними вечерами читали книги при тусклом свете масляной лампы. При этом если вы внимательно посмотрите на какую-нибудь старинную книгу или альманах, то убедитесь, что бумага обычно была грубой и шероховатой, а шрифт мелким и не очень четким. Тем не менее в те времена процент серьезных проблем со зрением не был столь высок, как ныне, и причины тому не те, которые мы описали выше, когда знакомили читателя с теориями западной науки.

 



Похожие по содержанию материалы:
ование как изобразительное письмо детей ..
Центры символических движений в форме жестов ..
Поступки и действия как объективные выразители личности ..
Личность как определитель действий и поступков ..
Меланома ..
О сложных проявлениях в сфере личных рефлексов ..
Влияние различных условий на мышечную работу ..
Общий ход индивидуального развития нервно-психической сферы ..
О развитии двигательной реакции ..
О взаимоотношении между впечатлениями и реакциями в форме обыкновенных рефлексов ..
Задачи объективной психологии ..
Общие условия отношений между внешними впечатлениями и внешними реакциями ..
О внутренних рефлексах ..

Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:


§ 6. НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Говоря о нарушениях зрения, мы не станем касаться таких состояний, как слепота, катаракта, глаукома, а будем говорить только об аномалиях рефракции, но по ходу дела читатель, как нам думается, сможет сам проследить ту связь, которая существует между аномалиями рефракции и всеми прочими нарушениями зрения.

читать далее




§ 7. НЕПОСТОЯНСТВО РЕФРАКЦИИ

Никто из исследователей не принимал во внимание того факта, что рефракция глаза не является постоянным состоянием, что она непрерывно изменяется.

Теория о том, будто аномалии рефракции вызваны деформациями глазного яблока, естественно, рождала вывод, что они представляли собою неи .. читать далее




§ 8. ПСИХИКА И ЗРЕНИЕ

Мы надеемся, что все ранее сказанное подготовило наших читателей к такой постановке вопроса и теперь для них не будет ничего неожиданного в утверждении, что в основном мы видим мозгом и лишь частично глазами. Зрение только на одну десятую представляет собой физический процесс и на девять десятых является процессом психическим. Стало быть, не .. читать далее




Введение

Психология, которой мы займемся в нижеследующем изложении, мало будет похожа на ту психологию, которая до сих пор служила предметом изучения. Дело в том, что в объективной психологии, которой мы намерены посвятить настоящий труд, не должно быть места вопросам о субъективных процессах или процессах сознания. До сих пор, как известно, к психологическим явлениям относили прежде всего те явления, к .. читать далее






Яндекс.Метрика Rambler's Top100