Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ ГЛАВ, СОДЕРЖАЩИХ НАС .. | КОММЕНТАРИЙ К ЙОГЕ .. | III. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЙ .. | ЧАСТЬ II. ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ .. | II. УЧЕНИЕ О ВЫРАБОТКЕ ПСИХИЧЕСКОГО .. |
VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТЫ
Праджня-парамиту осуществляют не столько обычными методами йоги, как с помощью медитации, и ее мудрость познается путем интроспекции в состоянии экстаза. Этим она отличается от других пяти па-рамит, подлежащих исполнению религиозным подвижником - бесконечного даяния (дана-парамита), бесконечного благочестия (шила-парамита), бесконечного терпения (кшанти-парамита), бесконечного усердия (вирья-парамита) и бесконечной медитации (дхъяна-парамита). Бесконечная (или трансцендентная) мудрость, как и нирвана, или состояние Будды, является фактически состоянием озарения самого возвышенного характера, возникающего как результат осуществления всех Шести парамит в сочетании с совершенной йогической практикой. "Бодхисаттва может совершенствоваться в дана-па-рамите, но так как есть большая вероятность того, что у него может создаться представление о ней как о виде существования (свабхава), она может стать для него объектом, которым обладают (грахья). Он также может сохранять мысль о дающем и получающем и об отдаваемой вещи. Противодействовать этим представлениям, которые, по существу, являются неправильными представлениями, призвана Праджня-парамита, побуждающая Бодхисаттву привести свой ум в то состояние, когда дана-парамита будет восприниматься им лишенной признаков (алакшана) и собственного независимого существования, и одновременно изгнать из своего ума всякую мысль о дающем, получающем и отдаваемом. В сущности, Праджня-парамита должна убедить Бодхисаттву в том, что дана-парамита, что бы она собой ни представляла, в действительности не имеет ни формы, ни основания и не отличается от Шуньяты. Праджня-парамита служит защитой Бодхисаттве, который поднялся до уровня намного выше среднего и приобрел различные достоинства, но который все еще может придерживаться какой-нибудь идеи или мысли, чистой и благородной в своей сущности. И поскольку она является привязанностью, Бодхисаттва должен освободиться от нее". Поэтому Праджня-парамита почитается выше всех других парамит как главная парамита, которая, как лодка, помогает достичь Мудрости Противоположного Берега. "Пусть это будет моей молитвой; но ты, дорогой Тимофей, в усердном мистическом созерцании отключи органы чувств и ум и отринь от себя все ощущаемое и мыслимое и все в мире бытия и небытия, дабы ты смог путем незнания вознестись и соединиться с Тем, Кто выше всякого бытия и знания". * * * "Мы молимся о том, чтобы войти в эту Тьму, превосходящую Свет, и, не видя и не ведая, видеть и знать то, что выше видения и знания, понимая, что через невидение и незнание мы достигаем Истинного Видения и Истинного Знания". * * * "Ибо чем выше мы воспаряем во время созерцания, тем меньше мы говорим о вещах, познаваемых только умом; как и теперь, погружаясь во Тьму, непостижимую для ума, мы не только становимся немногословными, но даже переходим к Молчанию Абсолютному, когда нет ни мыслей ни слов". Дионисий Ареопагит. "Мистическая теология" ("The Mystical Theology") - версия редакторов "Алтаря Мудрости" ("The Shrine of Wisdom") [ВЫРАЖЕНИЕ ПОЧТЕНИЯ] 1. ПОЧТЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЬНИЦЕ, ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ МУДРОСТИ! [ЗАГЛАВИЕ НА САНСКРИТЕ И НА ТИБЕТСКОМ ЯЗЫКЕ] 2. По-индийски [Победительница, Сущность Трансцендентальной Мудрости] именуется Бхагавати Праджня-парамита Хридайя, а по-тибетски - Bchom-ldan-hdas-ma Shes-rab kyi Pha-rol-tu Phyin-pahi Snging-po. 3. [Это] один раздел. [ВОПРОС ШАРИПУТРЫ] 4. Однажды Победитель, как я слышал, сидел на Гри-фовой Горе в Раджгрихе, погруженный в самадхи, называемое высочайшее озарение, посреди огромного собрания членов Сангхи - бхикшу и бодхисаттв. 5. В это же время Бодхисаттва, Великая Сущность Арья Авалокитешвара сидел, медитируя на содержа щих глубокую мудрость словах Праджня-парамиты о том, что Пять Агрегатов имеют природу Пустоты. 6. Тогда, воодушевленный Буддой почтенный Шарипутра обратился к Бодхисаттве, Великой Сущности, Арье Авалокитешваре, вопрошая: "Как может благородный человек, стремящийся осуществлять в жизни мудрые учения Праджня-парамиты, понять их?" [ОТВЕТ АВАЛОКИТЕШВАРЫ] 7. На этот вопрос Бодхисаттва, Великая Сущность Арья Авалокитешвара так ответил сыну Шари-Двати: 8. "Шарипутра, каждый благородный [духовный] сын или дочь6, стремящийся осуществлять мудрые учения Праджня-парамиты, должен понимать их так: 9. Пять агрегатов следует понимать как являющиеся по своей природе целиком Пустотой. 10. Формы суть Пустота, и Пустота есть формы. Формы и Пустота неотделимы друг от друга, и формы не отличаются от Пустоты. 11. Также восприятие, чувство, воля и сознание суть Пустота. 12. Итак, Шарипутра, все вещи - Пустота, не имеющая качеств, нерожденная, не встречающая преград, которая незапятнана и которую невозможно запятнать, неубавленная, ничем не заполненная. 13. Шарипутра, Пустота, будучи таковой, не имеет формы, способности воспринимать, чувствовать, проявлять волю, сознавать. У нее нет глаза, ушей, носа, языка, тела, ума, формы, звука, запаха, вкуса, осязания, качества. 14. "Когда нет глаз, нет и желания" и так далее до "нет осознания желания". 15. "Нет Невежества; нет преодоления Невежества" и так далее до "нет распадения и смерти", до "нет победы над распадением и смертью". 16. Равно как нет страданий, зла, Пути, Мудрости, нет никакого достижения и недостижения. 17. Такова истина, Шарипутра (ибо даже Бодхисаттвы ничего не достигают), и поэтому, когда вверяют себя Праджня-парамите и пребывают в ней, ум не встречает препятствий [для познания Истины]. Поэтому нет страха, и человек, оставивший далеко позади ошибочные пути [учения], достигает нирваны. 18. Также все Будды, пребывающие в Трех Временных Измерениях, достигли с помощью Праджняпарамиты высочайшего, чистейшего и совершеннейшего состояния. [МАНТРА ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТЫ] 19. Итак, сейчас будет произнесена Мантра Праджня-парамиты, Мантра Великой Логики, Высочайшая Мантра, Мантра, приравнивающая к Тому, с чем невозможно сравниться, уносящая все печали, которая, не будучи ложной, известна как истинная, Мантра Праджня-парамиты. ТАДЬЯТХА ГАТЕ ГАТЕ ПАРА-ГАТЕ ПАРА-САМ-ГАТЕ БОДХИ СВА-ХА 20. Шарипутра, так должен понимать Праджня-парамиту Бодхисаттва, Великая Сущность. [СЛОВА ОДОБРЕНИЯ, ПРОИЗНЕСЕННЫЕ БУДДОЙ] 21. Тогда Победитель вышел из самадхи и сказал Бодхисаттве, Великой Сущности Арье Авалокитешваре: "Сделано правильно, сделано правильно, сделано правильно". 22. И выразив так свое одобрение, [добавил]: "Именно так, о Благородный, именно так. Именно так, как ты сказал, познается премудрое учение Праджняпарамиты. Татхагаты тоже удовлетворены [этим]. 23. Когда Победитель произнес эти слова одобрения, сын почтенного Шари-Двати и Бодхисаттва, Великая Сущность Арья Авалокитешвара и все существа, собравшиеся там - дэвы, люди, асуры, гандхарвы и весь мир - радовались и восхищались, услышав эти слова Победителя. Так заканчивается "Сущность Трансцендентной Мудрости".
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ
О лучший из рода Бхаратов,- промолвил он, припав к ногам его гуру - к ногам Крипы, этого мудреца, всеми почитаемого,- прими моего принца .Парикшиту и научи его тому, чему ты научил меня Царь Юдхиштхира "Махапрастханика Парва" ("Книга о великом путешествии") из "Махабхараты" .. читать далее
йога, занятия йогой, йога упражнения
В качестве дополнения к этому короткому трактату и введению к нему мы помещаем здесь отрывки в последовательности, соответствующей оригиналу, из главы XVII тибетской канонической Праджня-парами-ты, называемой "Dvagspo-Tharrgyun" (произн. дагпо-тхар-гьюн), которые лама Казн Дава-Самдуп перевел с участием редактора. Это выдержки разъяснительного характера и поэтому представляют для .. читать далее
I. СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА И ЕГО ЦЕННОСТЬ
В этот том включены семь различных по содержанию, но тесно связанных между собой трактатов, переведенных с тибетского языка. В оригинале четыре из них существуют в рукописной форме, а три отпечатаны ксилографическим способом. В большинстве из них изложены эзотерические учения Махаяны (Великого Пути1. Первые четыре принадлежат школе Каргьютпа и являются точным изложением практической йог .. читать далее
Абрикос
Абрикос - листопадное дерево из семейства розоцветных высотой от 5 до 17м. Размножается семенами и порослью. Живет 4()-50, иногда до 100 лет. Дает урожай плодов 100- 150 ц/га, реже - до 300-700 кг с одного дерева. Зимостоек, выносит понижение температуры до -20 С. В России в диком виде встречается на Дальнем Востоке, а также на Северном Кавказе. Химический состав плодов заслуживает особого вним .. читать далее
|