Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
ХIII. ПЕРЕВОД И РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТ .. | КНИГА I ВЫСШИЙ ПУТЬ УЧЕНИЧЕСТВА. НАС .. | IV. "ДРАГОЦЕННЫЕ ЧЕТКИ" И .. | Хроническая сердечная недостаточност .. | II. ТЕКСТ И ЕГО ПЕРЕВОД .. |
КНИГА VI путь пяти МУДРОСТЕЙ. ЙОГА УДЛИНЕННОГО XУM
ВВЕДЕНИЕ. ЙОГА ПЯТИ МУДРОСТЕЙ Содержание этой Книги, самой короткой из семи Книг, имеет сходство в части учений о йоге с ритуалом Чёд в том плане, что ее главной темой является трансмутация методом визуализации и духовного воздействия Пяти Ядов, называемых также Пять Помрачающих Страстей, сопутствующих Невежеству, в Правильное Знание (представленное здесь в его Пятисто-роннем эзотерическом аспекте как Пять Мудростей). Йог, добившийся успеха на этом пути, достигает состояния Будды. Это учение в сжатом зиде изложено в последних четырех стихах, предшествующих заключительной мантре. Поэтому главная цель этого небольшого введения - кратко изложить махаянические учения о Пяти Мудростях, которые, как выясняется из самого текста и комментариев к нему, являются в эзотерическом плане частью учений о Пяти Дхьяни-Буддах, ибо от понимания Пяти Мудростей зависит понимание Мантра-йоги долгого Хум. Как и в "Тибетской книге мертвых", к которой за дальнейшими разъяснениями мы отсылаем заинтересованного читателя, Сущностная или Основополагающая Мудрость трактуется как Все проникающая Мудрость Дхармадхату (Семени, или Потенции Истины), или Мудрость, рожденная от Дхармакаи (Божественного Тела Истины) в аспекте Все проникающей Пустоты. Дхармадхату выражена Агрегатом Материи, из которого возникают все физические формы, одушевленные и неодушевленные, видимые и невидимые. Дхармадхату как То, составляющее Дхарма-каю, персонифицируется Главой Дхьяни-Будд, Вай-рочаной. В этом контексте Агрегат Материи можно рассматривать как Природу или Сансару, в которой нет ничего постоянного и в которой человек загнан его кармой в непрекращающийся круговорот рождения и смерти. Когда же с помощью Правильного Знания, которое есть плод йоги, человек разрывает оковы, привязывавшие его к сансаре, в его глубинном сознании возникает божественный голубой свет, являющийся знаком Мудрости Дхармадхату. Тогда, одержав победу над самой жизнью, он обретает полную Свободу, ибо он больше никогда не вернется в Страну Невежества и Иллюзии, разве только как Бодхисат-тва, давший обет самоотречения, чтобы вывести на Дневной Свет тех, кто все еще пребывает во Тьме Пещеры. Зеркальная Мудрость, олицетворяемая Дхьяни-Буд-дой Акшобхьей, отражением которого в самбхогакае является Дхьяни-Будда Ваджрасаттва, наделяет сиддхи (йогической способностью) ясновидения, позволяющего видеть основополагающую реальность, отражающуюся, как в зеркале, во всех явлениях, или кажущихся вещах, органических и неорганических. Как с помощью телескопа или микроскопа ученые изучают мир в его нереальном внешнем проявлении, достигший совершенства йог изучает с помощью йогичес-кого зрения, полученного от Зеркальной Мудрости, мир изнутри, в его Истинном Состоянии. Приобщившись к Мудрости Равенства, олицетворяемой Дхьяни-Будцой Ратнасамбхавой, йог, благодаря йоге невозмутимости, относится ко всему с божественным бесптрастием. Различающая мудрость, олицетворяемая Дхьяни-Буддой Амитабхой, наделяет йогической способностью познавать каждую вещь в отдельности, а также все вещи как Единое. Пятая Мудрость, Всесо-вершающая, олицетворяемая Дхьяни-Буддой Амогха-сиддхи, наделяет стойкостью, играющей важную роль в успешной практике всех видов йоги, и способностью к безошибочному суждению и безошибочным действиям. В то время как Мудрость Дхармадхату, согласно "Тибетской книге мертвых", выражена Агрегатом Материи, воспринимаемым как Природа, производящая все физические формы, или находит в ней свое иллюзорное проявление, символом Зеркальной Мудрости является элемент воды, из которого рождается поток жизни в виде соков деревьев и трав и крови человека и животных. Подобным образом Мудрость Равенства проявляется через элемент земли и создает таким образом главные плотные составляющие тела человека и других форм из органического и неорганического вещества. Различающая Мудрость, проявляясь через элемент огня, создает жизненное тепло у людей и животных, а Все совершающая Мудрость, использующая в качестве инструмента проявления воздушную стихию, является источником жизненного дыхания. Эфир здесь не упомянут, так как он символизирует то, что объединяет все Мудрости, а именно Надмир-ную Мудрость, которая есть чисто Нирваническая, находящаяся за пределами мирского сознания. Только полностью просветленный Будда может постичь ее. В эзотерическом аспекте эфир олицетворяется Дхьяни-Будцой Ваджрасаттвой и связан в той или иной степени с Зеркальной Мудростью. Ваджрасаттва в этом эзотерическом аспекте отождествляется с Самантабхад-рой, Ади (Предвечным)- Буддой - олицетворением Нерожденной, Не Имеющей Формы, Неизменной Дхар-макаи, или Нирваны. Самантабхадра, в свою очередь, нередко отождествляется с Вайрочаной, Главой Пяти Дхьяни-Будд. Так же как и в "Тибетской книге мертвых", каждая из Пяти Мудростей соотносится с определенной помрачающей страстью, представляющей в нашем тексте один из Пяти Ядов, с сансарическим агрегатом и одним из миров, а также с мистическим цветом. С Мудростью Дхармадхату соотносится глупость (или лень, или заблуждение), агрегат материи, мир (или миры) дэв и синий цвет; с Зеркальной Мудростью - гнев, агрегат сознания, преисподняя и белый цвет; с Мудростью Равенства - - эгоцентризм (или гордыня, или эгоизм, о котором упоминается на странице рядом с Предисловием), агрегат осязания, мир людей и желтый цвет; с Различающей Мудростью - похоть (или жадность), агрегат чувств (или привязанностей), мир призраков и красный цвет, и со Всесовершающей (или Всеисполняющей) Мудростью - зависть, агрегат воли, мир титанов и зеленый цвет. Этот трактат, хотя он такой короткий, доносит до хорошо обученного йога самую суть Эзотерического Учения, и к нему нетрудно написать объемистый комментарий. Для изучающего йогу европейца он будет представлять огромную практическую ценность, если его использовать в качестве дополнения к другим учениям о йоге, содержащимся в этом томе.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
СИМВОЛИКА УДЛИНЕННОГО ХУМ
1. Круг с заостренным навершием [в виде пламени, теряющегося в Пространстве, символизирует] Вайрочану, [олицетворяющего] Мудрость Дхармадхату. 2. Полумесяц [символизирует] Акшобхью, [олицетворяющего] Зеркальную Мудрость. 3. Верхняя часть [символизирует] Ратнасамбхаву, [олицетворяющего] Мудрость Равенства. 4. ХА.8 [с придыханием] [символизирует] Амитабу, олицетворяющего Раз .. читать далее
КНИГА VII ПУТЬ ТРАНСЦЕНДЕНТНОЙ МУДРОСТИ. ЙОГА ПОЗНАНИЯ ПУСТОТЬП ВВЕДЕНИЕ I. ПРАДЖНЯ-ПАРАМИТА. ИСТОРИЯ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЕЕ ЭЗОТЕРИЗМ Здесь, в очень короткой сутре, кратко изложено великое учение о Пустоте, по-тибетски называемой Stong-pa-cid (произн. тонг-па-ньид), на санскрите Шуньята, которому посвящена обширная литература, называемая Праджня-парамита, или Трансцендентная Мудрость, и которая составляет ее главное с .. читать далее
II. ПЕРЕВОДЫ ИЗ АПОКРИФА
В одном апокрифическом трактате, очень похожем на канонический, включенный в наш том, но немного больший по объему, который, по-видимому, был написан в Тибете неизвестным автором, вероятно, в XI веке и впоследствии увязан с именем Атиши, как якобы принявшего его, трактовка Трансцендентной Мудрости носит утвердительный характер, и в этом он резко расходится со всеми каноническими текст .. читать далее
III. КАНОНИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ И КОММЕНТАРИИ К НИМ
Сто тысяч шлок, из которых состоят первые двенадцать томов Праджня-парамиты тибетского Канона представляют собой полное изложение Трансцендентной Мудрости, а остальные девять томов вмеща- ют различные сокращенные варианты этого двенадцатитомника. Три из этих девяти томов называются "N/-kri" (произн. ньи-тхи), то есть "Двадцать тысяч [шлок]". Они предназначаются тем, .. читать далее
|