Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
V. РАДОСТНЫЙ ОПТИМИЗМ БУДДИЗМА .. | VIII. ЙОГА И РЕЛИГИЯ .. | XI. КАРМА И НОВОЕ РОЖДЕНИЕ .. | XII. ЭКЗОТЕРИЧЕСКИЕ И ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ .. | XV. НОВОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ И УЧИТЕЛИ МУДР .. |
VI. СРАВНЕНИЕ РИТУАЛА ЧЁД С ТИБЕТСКОЙ МИСТЕРИЕЙ
Среди различных учений, представленных в этом томе, Чёд, несомненно, наиболее тибетский по характеру. И хотя он был трансформирован ранним ламаизмом, как свидетельствуют два наших текста, его добудцийское происхождение не вызывает сомнений. Антропологическое исследование наводит на мысль о том, что в отношении жертвоприношений и изгнания духов его истоками, по-видимому, были анимистические культы, более древние, чем религия бон, из которой ламы заимствовали этот ритуал. В целях большей ясности мы рассмотрим с некоторыми подробностями очень похожий ритуал, связанный с тибетской мистерией, который также ламаизм перенял у бонпа. На первых порах мистериальное действо, вероятно, мало отличалось от ритуального танца, исполняемого для изгнания духов. Тибетские крестьяне и поныне называют его "танец Красного Тигра-Демона", божества религии бон, что ясно указывает на его добуд-дийское происхождение. В этом аспекте его можно сравнивать с церемонией Бали, также очень древнего происхождения, сохранившейся подобным образом у буддистов Цейлона как обряд жертвоприношения и изгнания злых духов для лечения болезней, в котором главными действующими лицами являются танцующие демоны. В своей дошедшей до нашего времени высокоусложненной форме мистерия исполняется с давних времен для изгнания с помощью богов, ублажаемых человеческими жертвами (теперь их заменяют куклами), старого года с его приносившими несчастье демонами с тем, чтобы защитить урожай и домашних животных и снискать покровительство богов для охраны государства и победы над всеми врагами в лице людей и духов. В древности сакральное поедание плоти и выпивание крови жертвы, вероятно, составляли часть этого ритуала. С распространением буддизма вместо человеческой жертвы лепили из теста человеческую фигуру. Такая замена утвердилась, согласно преданию, во второй половине VIII века н. э. и приписывается Падмасамбхаве.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
VII. КАК ЛАМЫ ОБЪЯСНЯЮТ ВОЗНИКНОВЕНИЕ БОАЕЗНЕЙ
Поскольку мистерия, как и некоторые части обряда Чёд, более подробно описанные во втором манускрипте, являются, как мы видим, в основе своей ритуалом для изгнания демонов и сил зла, приводящим к исцелению от болезней как индивидуального человека, так и всего народа, немаловажно в этой связи рассмотреть, как трактуется болезнь в ламаизме. Ламы считают, что существуют три главные причины боле .. читать далее
VIII. СРАВНЕНИЕ С ЦЕРЕМОНИЕЙ БАЛИ, СОВЕРШАЕМОЙ НА ЦЕЙАОНЕ
Буддийские монахи Цейлона, под наблюдением и, следовательно, с разрешения которых совершается церемония Бали, придерживаются похожего учения. И сама церемония Бали более тесно связана с астрологией, чем тибетская мистерия. Ее исцеляющее болезни действие зависит от помощи вызываемых богов, связанных с девятью планетами. Этим богам, антропоморфные изображения которых делают из глины и раскра .. читать далее
IX. ИСКУССТВО ИЗГНАНИЯ ДУХОВ
Как подчеркивают ламы, в природе все вещи влияют друг на друга, и в человеке путствуют постоянно действующие природные стихии, силы, страсти и психические составляющие, как и в невидимых нечеловеческих существах, посредством которых последние оказывают на человека неосознаваемое им влияние и вызывают болезни и несчастья. Практическая цель всех обрядов для изгнания духов - устранить дисгарм .. читать далее
X. ИСПОЛНЕНИЕ МИСТЕРИИ
В настоящее время мистерию в мало различающихся вариантах ежегодно исполняют ламы всех сект либо в конце года, как это более распространено и согласуется с добуддийским обычаем, либо ее исполняют многие монашеские ордена Ньингма в начале лета в день рождения Падмасамбхавы, как, например, в Ла-даке. Когда ее исполняют в конце года, она составляет важную часть церемонии, называемой "жер .. читать далее
|