Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
Домашние травяные ванны .. | Дизентерия .. | ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА ВО ВТОРОМ ПЕРИОД .. | ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ ВЫВЕДЕНИЯ ИЗ .. | "МАТРЕШКА" - МОДЕЛЬ ШАЛЯШЕ .. |
IV. "ДРАГОЦЕННЫЕ ЧЕТКИ" И "ИЗЯЩНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ"
На тибетском языке существует также много сборников "Изящных изречений", которые, в отличие от наставлений, по содержанию не относятся к чисто религиозным и больше похожи на пословицы. Одним из самых известных собраний является "Драгоценная сокровищница изящных изречений" ("Субхашита Рат-на Нидхи"), приписываемая великому ламе Саскья, именуемому также Саскья Пандита, которого китайский император Хубилай Хан признал в 1270 г. главой ламаистской церкви. Венгерский ученый Александр Чома де Кёрёш, который перевел эти изречения, указывает полное монашеское имя этого тибетского папы - Ананда Дваджа Шри Бхадра. "Драгоценная сокровищница", вероятно, была написана, когда ее знаменитый автор был монахом и жил в монастыре Саскья в провинции Цанг (Центральный Тибет). Некоторые из этих изящных изречений, переведенных Чома де Кёрёшом, отредактированы нами и опубликованы здесь, чтобы их можно было сравнить с наставлениями "Драгоценных четок": Курица хорошо несется, когда спокойна. У павлина, живущего спокойно, красивое оперение. У смирного коня быстрый бег. Спокойствие святого есть знак его мудрости. (Станса 20) Не радоваться, слыша похвалу, Не печалиться, слыша хулу, И знать хорошо свои достоинства и способности Есть признак благородного человека. (Станса 29) В том месте, где путствует Великий Владыка [Будда], Кто будет замечать кого-нибудь другого? Хотя много ярких звезд на небе, Ни одна из них не будет видна, когда взойдет солнце. (Станса 33) Глупец говорит о своих достоинствах, Мудрый человек не упоминает о них. Солома плавает на поверхности воды, Но драгоценный камень, положенный на нее, погружается в глубину. (Станса 58) Ограниченные люди делят людей на друзей и врагов. Широкомыслящий человек добр ко всем, Ибо никогда неизвестно, от кого придет помощь. (Станса 59) Хороший человек, как драгоценный металл, Всегда постоянен. Дурной человек, как рычаги весов, не имеет устойчивости. (Станса 74) Опасно много говорить, Молчание есть средство избежать беды. Говорливый попугай заперт в клетке. Другие птицы, которые не могут говорить, летают на свободе. (Станса 118) Величайшее богатство состоит в щедрости. Величайшее счастье - в спокойствии ума. Опыт - лучшее украшение, И лучший товарищ - тот, кто не имеет желаний. (Станса 134) Люди с маленькими способностями тоже Могут жить хорошо благодаря помощи сильных. Капля воды очень мала, Но, оказавшись в озере, она не высохнет. (Станса 173) Оскорбительные слова нельзя употреблять Даже в отношении врагов, Так как они обязательно вернутся к тому, кто их произнес, Подобно эху в горах. (Станса 182) Когда собираешься начать большую работу, Нужно найти надежного помощника. Когда нужно сжечь лес, Помощь ветра, безусловно, нужна. (Станса 208) Медитация без Знания1, хотя и дает некоторый временный результат, Не приводит к истинному успеху. Можно совсем расплавить золото и серебро, Но когда огонь погаснет, они снова затвердеют. (Станса 228) Есть похожее собрание под заглавием "Посох Мудрости" (тиб. Shes-rab-Sdon-bu; санскр. Лраджня-данда), приписываемое ученому комментатору Махаяны Нагарджуне. Ниже приводятся следующие "Изящные изречения" из этого собрания в переводе ламы Казн Дава-Самду-па, сделанном с рукописной тибетской версии. Разве нужен учитель Тому, кто знает истинную природу вещей? Разве нужен врач Тому, кто избавился от недуга? Разве нужна лодка Тому, кто переправился через реку? (Лист 5) Астроном вычисляет и предсказывает движение Луны и звезд, Но не ведает о том, что у него дома женщины враждуют друг с другом. (Лист 7) Сходство между людьми и животными в том, что и те и другие едят, спят, испытывают страх, совокупляются. Только религия поднимает человека над животным, Поэтому человек без религии разве не похож на животное? (Лист 8) Время быстротечно, наук много, час смерти неизвестен. Поэтому научись, как лебедь, извлекать питательное вещество из молока, оставляя воду, И избери Лучшее [Лучший Путь]. (Лист 13) Хотя много звезд на небе, и Луна, это украшение Земли, тоже сияет, Однако, когда садится Солнце, наступает ночь. (Лист 13) Искусство и ремесла - Это наука, помогающая добывать средства к существованию, Но наука, которая учит освобождению от мирского существования, Разве не есть истинная наука? (Лист 15) То, что ты не желаешь себе, Не делай другим. (Лист 20) Глупцы подобны зыби на воде, Так как все, что они делают, будет быстро предано забвению. Но добродетельные подобны резьбе на камне, Так как долговечно даже самое маленькое их деяние. (Лист 22) С мудрыми и смиренными, удовлетворенными и верными Дружба даже в тюрьме лучше, чем обладание властью вместе с людьми своенравными. (Лист 23) Ниже мы приводим "Изящные изречения" из сборника "Океан радости для мудрых" (тиб. Лодан-Гаваи-Ролцо), переведенного с тибетского на английский язык ламой Казн Дава Самдупом. Оригиналом служил манускрипт, являющийся списком с печатного текста или с более старого манускрипта, недавно изготовленный в Гангтоке одним из учеников ламы. Автор в нем не указан. Высший Путь Альтруизма - короткий путь, Ведущий в царство Победителей. Его проходят быстрее бегущего скакуна. Но эгоистичные люди не знают о нем ничего. (Строки 25-28) Забота о других приносит плоды в будущей жизни. Целомудрие - родитель человеческого счастья. Терпение - украшение, всем подходящее. Настойчивость есть путь ко всем человеческим свершениям. Дхьяна - очиститель замутненного ума. Разум - оружие, побеждающее любого врага. (Строки 29-34) Не злорадствуй, даже если твоих врагов сразила смерть или несчастье. Не хвастайся, даже если ты равен Индре [величием]. (Строки 41, 42) Есть такие, кто выворачивает свое нутро наружу Чрезмерной болтовней. (Строки 51, 52) Будь скромным и кротким, если ты хочешь заслужить похвалы; Хвали достоинства каждого, если хочешь иметь друзей. (Строки 66, 67) Не спорь с самодовольными, Не боь с удачливыми, Не унижай мстительных, Не питай ненависти к сильным. (Строки 69-72) Откажись от плохого обычая, даже если ему следовали отцы и деды; Следуй хорошему обычаю, даже если он принят твоими врагами. Яд нельзя принимать даже из рук матери, Но золото принимают даже от врагов. (Строки 73-76) Не торопись выражать свое сокровенное желание. Не будь вспыльчив, когда занят важным делом. Не завидуй истинно верующему, преданному религии. Не спрашивай совета у привыкших делать зло. (Строки 77-80) Мошенники есть даже в религиозных обществах. Ядовитые растения растут даже среди целебных трав. (Строки 112, ИЗ) Некоторые не удивляются, когда другие сдвигают горы, Но сами считают для себя тяжелой ношей кусок овчины. (Строки 120, 121) Тот, кто всегда готов поставить себе в заслугу всякое дело, успешно завершившееся, А в случае малейшей неудачи свалить вину на других, И тот, кто всегда ищет недостатки у людей ученых и благочестивых, У того воронья сущность. (Строки 140-143) Проповедовать религиозные истины неверующим -все равно, что поить молоком ядовитую змею. (Строка 146) Можно стирать белье сотню раз, Но если его стирать в грязной воде, как оно может стать белым и чистым? (Строки 159-161) Безрассудное усердие и ограниченность невежды только унижают человека, которого он хвалит. (Строка 181) Самый большой недостаток, от которого надо освободиться,- это Незнание. Чтобы одолеть этого врага, нужна Мудрость. Наилучший способ достижения Мудрости - неослабное усердие. (Строки 186-188) Тот, кто знает наизусть Наставления, но не следует им, Подобен человеку, который, зажегши светильник, закрывает глаза. (Строки 193, 194) Кто может сказать с твердой уверенностью, что доживет до завтрашнего дня? (Строка 204) Разве может быть оправдано убийство беззащитных и безобидных существ? (Строка 214) Эти избранные "Изящные изречения", пословицы и поучения свидетельствуют о богатстве этого жанра, в котором сильно индийское влияние, и о его важном месте в тибетской литературе. Это краткое введение облегчает читателям понимание содержащихся в этой Книге мудрых наставлений, завещанных нам великими мудрецами Каргьютпа. "ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ" Отрывки Отдай свою жизнь, если хочешь жить. * * * Мудрые не отдают себя во власть чувственных удовольствий. Мудрых не привлекают сладкозвучные голоса иллюзии. * * * Если ты хочешь через чертог Мудрости достичь Долины Счастья, отврати свой ум, о ученик, от ужасной ереси Разделения, которая отделяет тебя от остального мира. * * * Ученик должен вернуться в то младенческое состояние, которое он утратил, прежде чем первый звук достиг его ушей. Жизнь ради людей есть первый шаг. Второй - это осуществление шести славных добродетелей. Если Солнцем ты не можешь быть, будь скромной планетой. Будь скромным, если хочешь достичь Мудрости. Еще скромнее будь, когда достигнешь Мудрости. Учитель может только указывать путь. Путь - один для всех, но способы достижения Цели у Путников - разные. * * * Готов ли ты к тому, чтобы вместить великую боль Человечества, о стремящийся к свету? * * * Сострадание говорит: "Как можно быть счастливым, когда все живое страдает? Нужно ли тебе спасаться и слышать стенания всего мира?" ВЫСШИЙ ПУТЬ УЧЕНИЧЕСТВА. НАСТАВЛЕНИЯ ГУРУ Почтение Драгоценному Гуру! ПРЕДИСЛОВИЕ Тот, кто желает выбраться из этого страшного бурного моря сменяющих друг друга существований, следуя наставлениям, преподанным вдохновенными мудрецами Каргьютпа, пусть воздаст должное почтение этим Учителям, чья слава незапятнана, чьи добродетели неисчерпаемы, как океан, и чья безграничное милосердие обращено ко всем существам Вселенной прошлого, настоящего и будущего. Для искателей Божественной Мудрости здесь изложены письменно самые ценные наставления, называемые "Высший Путь, Четки из Драгоценных Камней", переданные Гампопе прямым путем или опосредованно через эту Династию Вдохновенных Гуру из любви их к нему.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ ГЛАВ, СОДЕРЖАЩИХ НАСТАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЙОГИ I. ДЕСЯТЬ ДОСТОЙНЫХ СОЖАЛЕНИЯ ПОСТУПКОВ Человек, стремящийся к Освобождению и достижению Всеведения Будды, должен сначала медитировать на достойных сожаления поступках. 1. Достойно сожаления тратить жизнь впустую, имея это трудно обретаемое, свободное и совершенное человеческое тело. 2. Достойно сожаления умереть неверующим человеком, имея это трудно обретаемое, свободное и совершенное человеческое тело. 3. Так как жизнь .. читать далее
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Это была квинтэссенция несравненных изречений Великих Гуру, обладающих Божественной Мудростью Богини Тары и других божественных существ. Среди этих Великих Учителей были прославленный Дипан-кара, который был духовным отцом, его последователи, назначенные свыше распространять Учение в этой Северной Стране Снегов, и милосердные гуру школы Кахдампа. Был также Царь йогов Миларепа, которому было .. читать далее
КОММЕНТАРИЙ К ЙОГЕ
Комментируя эту замечательную книгу, содержащую семь книг о Мудрости, достигаемой прямым путем с помощью йоги, я ставил целью привести интересующегося этим вопросом к правильному пониманию главных учений о йоге, которые здесь впервые изложены в переводе на английский язык. Однако я могу только направлять ученика, ибо он сам должен осуществить Поиск и достичь Цели, как это сделал Будда, не .. читать далее
КНИГА II ПУТЬ К НИРВАНЕ. ЙОГА ВЕЛИКОГО СИМВОЛА ВВЕДЕНИЕ
I. О ПРОИСХОЖДЕНИИ УЧЕНИЙ ВЕЛИКОГО СИМВОЛА Пожалуй, Запад прежде не получал от Востока дара более замечательного из области истории философии и религии, а для изучающих науку контроля ума, называемую йога, дара более драгоценного, чем эта книга. Она есть квинтэссенция некоторых самых глубоких учений восточного оккультизма. При этом они .. читать далее
|