Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
Лабораторные исследования .. | Часть VI ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТР .. | ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В Н .. | ОСОБЕННОСТЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ С .. | Домашние травяные ванны .. |
VIII. ЙОГА И РЕЛИГИЯ
Йога, рассматриваемая как практическая психология религии фактически является источником индуизма, буддизма, джайнизма и даосизма. Таким же образом, хотя, возможно, и в меньшей степени, она служила питательной средой для религии парсов и оказала очень большое влияние на формирование семитических религий - иудаизма, хтианства и ислама. В своей менее систематизированной и, возможно, дегенерированной форме она существует даже в некоторых шаманских и анимистических культах так называемых первобытных народов. Религиозные обряды культурных народов - заклинания и изгнание духов, панихиды по умершим и молебны о здравии, молитвы, чтение мантр, религиозные медитации, употребление четок, методы достижения самоконтроля и развития сверхчувственных способностей и все виды ритуальной практики, которые приводят к мистическому общению с силами выше человеческих или к освобождению от привязанности к мирскому существованию, являются в той или иной степени йогой. Насколько известно, в древнем мире подготовка кандидата для посвящения в таинства была в основном йогической. Также в наше время в тайных общинах нецивилизованных народов важное место занимает пост, половое воздержание, медитация, епитимья, очищение и другие испытания, через которые должен пройти неофит перед тем, как ему будут переданы во время торжественного посвятительного обряда тайные знания племени. История восточного и западного монашества - это, в сущности, путь йоги. Когда первые хтиане, гностики и не гностики, жили в пустынях и горных прибежищах Египта и Ближнего Востока отшельниками или группами, принеся три обета - бедности, целомудрия и послушания, они привили к древу хтианской религии йогу, источником которой, очевидно, являлись монастыри древнеегипетских жрецов, древних зороастрийцев и индусов. В настоящее время йогическая практика, имеющая, по меньшей мере в некоторых чертах, такое дохтианское происхождение, занимает наиболее важное место в церквях католической, греческой, коптской, армянской и эфиопской, чем в англиканской и протестантской. Во всех хтианских монашеских орденах, и особенно в ордене иезуитов, монашеский устав, касающийся духовной подготовки монахов, основан на йоге. Такое же значение придается йогической дисциплине тела, ума и духа в исламе, в общинах суфиев и дервишей. Следует особо отметить в этой связи, что в суфизме, хотя его религиозная среда мусульманская, духовное развитие ученика так же, как в более древних индуистских и буддийских религиозных системах, состоит из четырех стадий. Этими четырьмя стадиями в суфизме являются: 1)Хаст (человеческая природа), когда ученик должен "неукоснительно соблюдать догматы и законы ислама"; 2) Тарегут (приобретение возможности), когда "ученик может уже не соблюдать все [экзотерические] религиозные предписания и думать только о радости созерцания"; 3) Арафф - степень познания, близкая вдохновению, или приобретение "йогического зрения",- ступень, на которой развиваются оккультные способности, и 4) Хагегут (Истина), когда достигается ступень святости, подобная святости архата. "Все желания, честолюбивые устремления и мирские интересы исчезли, потому что человек теперь стал святым. Все четыре покрывала убраны, и он может общаться с Богом, Божественным Солнцем, всего лишь искрой которого он является. Последняя стадия обычно завершается в уединенном месте, удаленном от жилищ людей. В пустыне, джунглях или высоко в горах подвижник обретает покой, погружаясь в созерцание, не прерываемое никакими внешними причинами". Во всех учениях йоги, как и в тех, которые изложены в Книгах II и III, Путь состоит из нескольких ступеней. Первая ступень представляет собой умозрительное осмысление учений, изложенных в экзотерических писаниях. На второй ступени постигается духовный аспект учений, или, иными словами, с помощыо логической интуиции познается их эзотерический смысл. На третьей ступени йог воспринимает проблески реальности, а на четвертой происходит полное познание реальности. Другие их наименования: высевание семени, его прорастание, рост растения и сбор плодов. Их еще называют: основание, путь (или метод) и результат, или свет, вспышка и приобретение, как в Книге III, глава IV, п. 2, 8. В оккультной символике персидских поэтов школы Омара Хайяма, как в мистической эротике, преподававшейся в хтианских монастырях, йога представлена в ее более специализированной форме как Бхакти-йога. В аналогичной форме она существует в эзотеризме культа Изиды и младенца Гора, трансформировавшегося в культ Девы Марии и младенца Иисуса. Также можно проследить происхождение и развитие различных видов йоги в нашем западном мире. Обратившись к далекому прошлому, мы обнаруживаем, что даже среди друидов Ирландии и Британии институт монашества с пущей ему практикой йоги, по-видимому, был утвержден еще задолго до Святого Патрика и Святого Колумбы. Однако сейчас мы, вероятно, не сможем точно определить, сформировался он самостоятельно или с помощью таких посредников, как древние финикийцы (культура Азии проникала через Ближний Восток, достигнув этих островов за Геркулесовыми Столбами), или же это было влияние Атлантиды, с которой, вероятно, можно отождествлять Западную Страну, упоминаемую в древних гаэльских мифах. Откуда бы ни вела свое происхождение религия друидов, мы являемся прямыми наследниками ее культуры, в той или иной степени йогической, дошедшей до нас через наших доисторических предков - кельтов. В этом смысле мы также в долгу перед жрецами Одина и Митры, а если обратиться в более отдаленному прошлому, то обнаружится, что мы в долгу перед неизвестными создателями ориньякской и магдаленской культур, оставившими нам свои записи в виде цветных унков на стенах пещер Испании и Южной Франции, свидетельствующие о связи их религии с магией. Более значительны знания йоги, унаследованные нами от египтян, греков и римлян через монашеские ордена стоиков, пифагорейцев и неоплатоников. Об этом свидетельствуют многие из лучших произведений нашего искусства, литературы, наша философия, религия и даже наука. Цель этого краткого исторического обзора - показать, что йога в правильном понимании не есть нечто экзотическое, как думают многие на Западе, и не обязательно и не всегда она связана с магией. Ее менее развитые или дегенерированные формы можно считать религией, основанной на магии; в ее высших формах она может называться религиозной наукой, подобно тому, как химия, по мнению западных ученых, есть результат последующего развития алхимии.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
IX. БУДДИЙСКАЯ ЙОГА
Хотя, как мы уже говорили, буддизм основан на йоге, следует отличать буддийскую йогу от индуистской и других систем йоги. Однако для оккультиста эти различия в основном касаются терминов и техники, но не сущности учения. Так, для индуиста йога означает, как было установлено филологическим путем ( выше), соединение части с целым, микрокосма с макрокосмом, индивидуализированного аспек .. читать далее
X. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Хотя визуализируемые образы духовных сущностей, на которых в наших текстах предписывается медитировать йогу, являются созданием его ума, он не должен быть к ним безразличным. Если он просто подумает: "Я создаю их моим умом",- развитие касается только интеллекта. Йог должен понять, что эти визуализации не являются результатом только умственной тренировки. Он должен относиться к эт .. читать далее
XI. КАРМА И НОВОЕ РОЖДЕНИЕ
Каждый читатель этого тома должен проникнуться пониманием того, что учение о карме и перерождении, как и философия йоги, лежащие в основе всех наших текстов, ни в одном из них не рассматриваются как просто вера, но как учения о непреложных объективных законах природы. Для среднего европейца учение о карме выглядит научным и поэтому поддающимся по крайней мере рациональному объяснению, так .. читать далее
ОПИСАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ I. СОВРЕМЕННЫЕ ГУРУ 1. Лама Кази Дава-Самдуп (снимок сделан в 1919 г.). В то время он был директором школы вблизи Гангтока, Сикким, а в следующем году был назначен преподавателем тибетского языка Калькуттского университета. 2. Шримат Куладананда Брахмачари из ашрама Джатиабабаджи Матх, Пури. Он был одним из самых почитаемых гуру ордена Мадхавачарья, и у него было много учеников, один из которых сфотографир .. читать далее
|