Так как каждая из семи книг, составляющих этот том, является по существу трактатом о йоге, мы включили в это Общее Введение системное, хотя и краткое изложение философии йоги с целью помочь неискушенному европейскому и американскому читателю понять умозрительно изложенные здесь религиозные учения, часто имеющие очень скрытый смысл, а также дополнить наши комментарии к текстам.
В специальном введении к Книге II приводятся исторические сведения о введении в Тибет философии йоги, в основном в виде учения Махамудры ("Великого Символа") и ее видоизменениях в условиях Тибета.
А. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА "ЙОГА"
Слово "йога" имеет одно из двух значений, так как, согласно двум принятым версиям о его происхождении, восходит к одному из двух санскритских корней. Одно его значение - "медитировать" или "впадать в транс" (как в Самадхи-йоге). А другое значение - "соединять". Санскритское слово "йога" в этом втором значении и английское слово "yoke" (впрягать в ярмо) считаются родственными, происходящими от одного корня, и это значение слова "йога", по-видимому, больше распространено среди йогов, то есть тех, кто практикует йогу. Здесь подразумевается соединение непросветленной человеческой природы с просветленным божественным началом таким путем, чтобы высшее руководило низшим и преобразовывало его. В другом, менее распространенном толковании оно означает обуздание, подчинение или дисциплину ума путем сосредоточения ума.
Патанджали, высший авторитет в области йоги, в своих "Йога-сутрах1, которую относят ко II или III веку до н. э. и на которой основаны все последующие трактаты о йоге на санскрите, дает следующее определение: "Йога есть ограничение колебаний умственной субстанции",- и далее продолжает: "Тогда познающий [или я] пребывает в себе. В другое время [то есть во всех других состояниях] я принимает ту же форму, что и колебания [умственной субстанции]". Иначе говоря, когда отсутствуют контроль и дисциплина, достигаемые с помощью йоги, я отождествляет себя с нескончаемыми модификациями ума и вместо духовного постижения истинной природы бытия, являющегося "плодом" йоги, ум остается окутанным мраком, называемым Неведение (санскр. авидья).
Б. ЦЕЛЬ И ДОСТИЖЕНИЯ ЙОГИ
Главная цель йоги - рассеять Неведение и привести йога к тому, что буддисты называют Правильным Знанием, и, как учит Патанджали, чтобы достичь Правильного Знания, необходимы неустанные занятия йогой "с тем, чтобы умственная субстанция оставалась неизменной в этом ограниченном состоянии". Главным образом страстные желания, определяемые им как "то, что стремится к [чувственным] удовольствиям", кармически порабощают человека, препятствуя его выходу из непрерывного круговорота смертей и рождений.
Как учит нас тибетское каноническое писание "Уданаварга", "тот, кто живет, подчиняясь этому закону дисциплины, в смирении, чистоте, тот, уйдя от смертей и рождений, больше не будет страдать". И другое изречение из него: "Тот, кто освободился от ига страстей, кто оставил тело и достиг Мудрости, покинул навсегда мир иллюзий, сияет, как солнце в полном блеске".
Патанджали далее отмечает, что, когда ум находится под контролем и освобождается от страстей, обретается духовное зрение и знание прошлых воплощений. Следовательно, только с помощью этой высочайшей из наук, называемой йога, человек может познать себя так, как это понималось в известном афоризме в греческих таинствах, и в конце концов выйти за пределы человеческого состояния и соединиться с Истинным Состоянием Просветленного Бод-хического Сознания. Можно также утверждать, что йога есть практический метод, посредством которого человеческий ум приобретает способность понять иллюзорный характер чувственных восприятий и объектов феноменального мира, а также ошибочность представления о себе как отделенном от всех других существ. Практикующие йогу обычно считают ее кратчайшим путем духовной эволюции человека. Распространенное, вводящее в заблуждение утверждение о том, что йога не более как самогипноз, анализируется в примечании (с. 296, сноска 3).
Первоочередная задача, которую ставит перед собой посвятивший себя этой практической религиозной науке под названием йога, состоит в том, чтобы установить строжайший контроль над низшим я, что позволит ему управлять с помощью воли всеми психическими процессами. Адепт йоги должен полностью управлять своим телом, как опытный водитель автомобилем, чтобы направлять все физиологические и психические процессы к одной цели или по желанию останавливать любой из них, в том числе биение сердца. Он должен сделать свой организм неподвластным стихиям, включая огонь (как это демонстрируется в церемонии хождения по горящим углям), и закону гравитации (явление левитации) и, блокируя все виды умственной деятельности, направить свое высшее сознание в те сферы, о которых ничего не знает человек в обычном состоянии, не умеющий контролировать свой ум с помощью йоги.
Об этих и различных других способностях йога сообщает Речунг, ученик великого тибетского йога Миларепы в его введении к "Житию Миларепы", которое было переведено с тибетского языка ламой Казн Дава-Самдупом и опубликовано редактором под названием "Tibets Great Yogi Milarepa" ("Великий йог Тибета Миларепа"). С этим классическим произведением должны ознакомиться все читатели этого тома. Говорится, что великий йог, благодаря своему ясновидению, может наблюдать жизнь микроорганизмов без микроскопа лучше ученого, использующего для этой цели микроскоп, или исследовать природу самых отдаленных звезд, планет и галактик, не видимых даже через телескоп. Он также видит, как функционируют органы в его теле, и поэтому ему не нужно для изучения физиологии препарировать трупы. Он также не занимается вивисекцией, чтобы исследовать действие ядов, снадобий и болезнетворных бактерий. Ему не нужны лекарства и сыворотки, так как он знает, что тело и материальные субстанции во всех сочетаниях созданы и контролируются умом. Для передвижения по воздуху, воде или по земле он не нуждается в механических ппособлениях, так как может, по его словам, выходить из своего грубого физического тела и переноситься в любую часть Земли и даже путешествовать за пределами стратосферы со скоростью, превышающей скорость света, и посещать другие миры.
Утверждают, что Миларепа мог летать по воздуху со скоростью стрелы, не выходя из физического тела. Заявляя о достигнутой способности создавать пищу путем синтеза элементов природы (как верят многие, Великий Йог Иисус применял эту способность, чтобы накормить людей), одежду или любой предмет нашего иллюзорного мира, йог живет в своем собственном мире, и для него не существует проблемы производства и распределения или каких-нибудь других из множества социальных проблем, над разрешением которых трудятся изо всех сил непросветленные массы, мечтающие теперь об установлении утилитарной Утопии, под властью технократов. Для него главный смысл жизни человека на Земле - не истощать природу, не увлекаться чрезмерно изобретением машин, не ставить целью создание рая на Земле, а искать сначала Царствия Божьего внутри себя, и тогда прекратится зло, творимое человеком человеку, и все необходимое для нашей эволюции на этой планете будет литься неиссякаемым потоком до тех пор, пока не настанет время, когда человек перестанет быть человеком и достигнет Другого Берега, оставив этот мир иллюзий.
В. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЙОГИ
Как бесконечно многообразен индивидуальный, или чувственный, опыт, которым никто не может обладать целиком, так же бесконечно многообразен опыт духовный, или сверхчувственный, который не доступен во всей полноте никому из микрокосмов. Полнота знания означает соединение частей, и только когда Многое становится Одним, каждый знает это Всё, и Всё знает каждого.
Поэтому Путь Йоги - это не один путь, а много путей, и все они приводят к одной Цели. То, что Веданта утверждает в отношении различных религий человечества, может быть также отнесено к различным видам йоги: "Как потоки берут начало в различных местах, а затем смешиваются в океане, так и пути различных религий, которыми люди следуют в зависимости от склонностей [характера], хотя и могут казаться непохожими, петляющими или прямыми, все они приводят к Тебе, о Господи".
Ниже приводится краткий обзор каждого из разделов или путей, составляющих главные направления единой системы йоги, основанный на результатах исследований, проведенных редактором, когда он изучал йогу, живя с йогами в различных областях Индии - в Гималайском высокогорье на границе с Тибетом и в верховье Ганга вблизи Рикхикеша.
1. ХАТХА-ЙОГА
Слово "Хатха" в этом сочетании, согласно распространенному толкованию означает "здоровье", но это не основное значение. В комментарии Брахмананды к "Хатхаййога-прадипика" в цитируемой ниже шлоке разъясняется значение слова "Хатха" (состоящего из двух букв, обозначающих слоги - Ха и тха): "Буква Ха означает Солнечную [свару], а о букве тха говорят, что она означает Лунную [свару].
Под словом "Хатха-йога" понимается соединение Солнца и Луны (Сурья-Чандра)".
Согласно этому авторитетному источнику, "Хатха" в сочетании со словом "йога" означает солнечную свару (солнечное дыхание), которая есть йогический способ дыхания через правую (солнечную) ноздрю, и лунную свару (лунное дыхание), которая есть дыхание через левую (лунную) ноздрю.
Исходя из значения слова "йога" - "соединять", переводим Хатха-йога как "соединение солнечного и лунного дыхания, или свар Сурья-Чандра". Ха (Сурья), то есть солнечное дыхание, имеет положительный знак, а тха (Чандра) - лунное [дыхание] имеет отрицательный знак. Поэтому Хатха-йога в первую очередь" означает нейтрализацию методами йоги процесса дыхания, так как нейтральное состояние создается путем соединения положительного и отрицательного.
Патанджали в главе о Пранаяме говорит о нейтрализации обеих свар, а в следующих разделах его "Йога-сутр" отмечает, что Пранаяму, то есть регулирование дыхания методами йоги, следует рассматривать лишь как подготовительный этап для перехода к более высоким ступеням йоги.
Второе значение "хатха" ("здоровье") есть прямое указание на возможность достижения крепкого физического здоровья с помощью Хатха-йоги при условии ее правильного применения под руководством гуру, владеющего этим видом йоги.
Если успешно практиковать только Хатха-йогу и сделать ее самоцелью, как наблюдается сейчас в Индии и других странах, а не средством для достижения высшей цели, к которой приводят все виды йоги, будет достигнут полный контроль над физическим телом и его жизненной силой. Многие великие адепты йоги считают такие упражнения самой важной подготовкой к духовному просветлению. Имеются надежные свидетельства о специалистах Хатха-йоги, которые могут останавливать жизненные процессы в собственном организме в такой степени, что их тело становится похожим на тело мертвеца. Известным примером такого рода достижений, который был случаем испытательным, является чудо, совершенное в начале прошлого века Садху Харидасом. Это испытание проводилось под тщательным наблюдением магараджи Лахора Ранджит Сингха. Садху закопали в землю на четыре месяца, и он остался жив. На могиле Садху, лежащего в ящике, который запечатал своей печатью магараджа, был посеян ячмень, который дал всходы и вырос за это время. Это место было огорожено стеной и круглосуточно охранялось вооруженной охраной. В день погребения Садху чисто выбрили, и, когда спустя четыре месяца, он был приведен в чувство, кожа на его лице оставалась такой же гладкой, как в день погребения. Этот факт сам по себе служит доказательством того, что с помощью Хатха-йоги можно временно приостановить жизненные процессы организма. Подобное, но не столь полное прекращение процессов жизнедеятельности наблюдается во время зимней спячки у некоторых низших животных.
Все такие достижения в области Хатха-йоги, хотя и представляют интерес для физиологов, являются чисто психофизическими, и, когда Хатха-йогу практикуют ради этих достижений, пренебрегая духовными достижениями, на которые нацелена йога более высоких ступеней, они становятся скорее препятствиями, чем помощниками на Пути.
В начале своих духовных исканий Будда экспериментировал с различными видами аскетической практики, включая умерщвление плоти, длительное воздержание от пищи, ассоциируемыми с Хатха-йогой (особенно когда йог не стремится к более высокой цели), и пришел к выводу, что такая практика недостаточна для достижения Просветления. Однако, как указывается в текстах этого тома, различные дыхательные упражнения, относящиеся к тибетским системам Хатха-йоги, оказывают большую помощь, если их правильно использовать, а именно, исключительно как средство, служащее для достижения Освобождения, которое является главнейшей целью для всех направлений йоги.
Тибетцы, как и индийцы, неизменно подчеркивают, что нельзя заниматься йогой без духовного наставника (гуру), помогающего обойти многие скрытые опасности, которые подстерегают тех начинающих, кто занимается какой-либо йогой без руководителя. Редактор не выполнил бы свои обязанности перед читателями, если бы не предупредил об этом важном условии, особенно необходимом для среднего европейца или американца, изучающего практическую йогу.
2. ЛАЙЯ-ЙОГА И ЕЕ РАЗДЕЛЫ
"Лайя" в сочетании "Лайя-йога" означает "подчинение ума". Следовательно, Лайя-йога есть та часть науки о йоге, в которой главное внимание уделяется йогическому методу развития способности контролировать деятельность ума, а точнее, управлять импульсами воли. Те индийские гуру, которые, как и мы, рассматривают различные виды йоги как ступени одной лестницы, обучают Лайя-йоге только после овладения Пранаямой, то есть Хатха-йогой, так как прямым результатом применения последней являются контроль над телом и умом и крепкое здоровье, позволяющие ученику подняться на следующую ступень.
В Лайя-йоге можно выделить четыре разновидности, которые, как и Лайя-йога, являются, в сущности, сознательной тренировкой ума, контролируемого с помощью йоги. К ним относятся:
а) Бхакти-йога и Шакти-йога Если рассматривать йогу с точки зрения психологии как единую систему, то Бхакти-йогу, то есть "соединение" посредством сосредоточения на [Божественной] Любви (санскр. Бхакти), которая приводит к сосредоточению ума на одном, можно считать частью Лайя-йоги.
В некоторых разделах этого тома йогу предписывается во время молитвы или совершения религиозного обряда визуализировать с чувством глубокой любви и почитания дэват или гуру, и это есть Бхакти-йога.
Также Шакти-йога является частью Лайя-йоги, поскольку она есть "соединение" посредством сосредоточения ума на [Божественной] Энергии (санскр. Шакти), понимаемой как женский (отрицательный) аспект охватывающих всю Вселенную духовных сил Космического Ума. В этой йоге Шакти обычно персонифицируется Матерью-Богиней. Мужской (положительный) аспект обычно представлен персонификацией мужской половиной божества, вмещающего два начала. Этот дуализм имеет параллели в даосизме с его стройной доктриной о юм и яб, так как инь (юм) является женским началом в природе, а ян (яб)- мужским началом. Такое же соответствие существует между Шакти индуистов, Софией (Мудростью) гностиков и Праджней (Мудростью) Праждня-парамиты, которые являются персонификацией женского аспекта божества.
В то время как в Бхакти-йоге сосредоточенность ума на одном достигается путем йогического сосредоточения на Божественной Любви, которая есть Бхакти, в Шакти-йоге такой же результат достигается путем сосредоточения на Божественной Энергии, называемой Шакти. Великой Шакти в наших текстах именуется тантрийская богиня Ваджрайогини.
б) Мантра-йога и Янтра-йога
С помощью Мантра-йоги при правильном использовании мантр, которые состоят из слов или звуков, обладающих оккультной силой, и с помощью Янтра-йога при таком же использовании янтр, то есть имеющих мистическое значение геометрических фигур, йог устанавливает телепатическую и даже более тесную связь с богами, которых он вызывает для получения от них помощи в достижении нужных результатов в йоге. Мудра-йогу (о которой дается разъяснение в "Тибетской книге мертвых", с. 241), можно считать разновидностью Янтра-йоги, так как она основана на йогичес-ком методе использования мистических знаков (санскр. мудра), обычно выраженных руками или телом, и, в меньшей степени, на мистических символах, имеющих более или менее геометрический характер.
В наших текстах Мантра-йога и Янтра-йога (в основном как Мудра-йога) занимают важное место, что наблюдается почти во всех системах йоги, сформировавшихся в условиях Тибета.
Читая книгу "Великий йог Тибета Миларепа", мы узнаем, что эти две разновидности йоги используются в ламаизме для передачи духовной силы во время посвящения. Поскольку в этих двух йогах применяется йогический метод визуализации и благодаря этому достигается определенная степень контроля ума, их, так же как Бхакти- и Шакти-йогу, следует рассматривать как отдельные части Лайя-йоги.
В индуистской "Шива-самхита" (т. 9) говорится, что существует четыре вида йоги, и Мантра-йога как самая простая и легкая рассматривается в этом трактате отдельно от Лайя-йоги и упоминается первой, даже прежде Хатха-йоги. Цитируем:
"Существуют четыре йоги: первая - Мантра-йога; вторая - Хатха-йога; третья - Лайя-йога; четвертая - Раджа-йога. Последняя освобождает от дуализма".
В том же сборнике "Шива-самхита" (т. 30) сказано, что наилучшей частью Лайя-йоги является Нада-йога, которая есть разновидность Мантра-йоги, определяемая Патанджали ("Йога-сутры", 35) как метод сосредоточения ума на каком-нибудь из телесных вишайя (ощущений), известный также как Шабда-йога (звуковая йога). Патанджали объясняет, как достигнуть сосредоточенности ума на каком-нибудь телесном ощущении, называемом нада, или шабда, например на звуке, слышимом изнутри, когда заложены пальцами уши, а в других трактатах о йоге на санскрите этот способ именуется Лайя-йога.
в) Лайя-йога как подготовительная ступень
Следовательно, Лайя-йога является в основном одним из йогических методов достижения контроля над деятельностью ума. Ее назначение, как и Хатха-йоги,- служить лишь подготовкой перед переходом на более высокую ступень опыта. С помощью этой йоги, как и Хатха-йоги, можно вызвать временное прекращение жизнедеятельности, очень часто ошибочно принимаемое йогом, приведшим себя в это состояние, за нечто близкое духовному озарению, которое, однако, возможно только в состоянии глубокого са-мадхи. Если йог не освободится от этого заблуждения, которого обычно не могут избежать многие из практикующих эти две подготовительные йоги, он, достигнув определенного самоконтроля и глубоко изучив свои психофизические возможности, на этом остановится. Это предостережение касается практики всех разновидностей йоги, относящихся к Лайя-йоге.
Однако Лайя-йога, как и Хатха-йога, может оказывает неоценимую помощь тем йогам, которые знают, какую пользу они могут извлечь из нее. Великие йоги, которые занимались этой практикой и достигли Освобождения, применяли эту йогу только для того, чтобы подготовить себя к занятиям более духовной йогой.
Патанджали (i, 19) учит, что те, кто подчинил свои духовные силы или пожертвовал их Природе (то есть Пракрити, или Шакти) или жившим в прошлом обожествленным личностям (таким, как Кришна или Иисус), возвращаются в этот мир снова и снова.
Цель высшей йоги, к рассмотрению которой мы сейчас перейдем, состоит в том, чтобы ускорить эволюцию человека и вывести его за пределы санса-рического мирского существования, которое есть иллюзия. Тогда прекратится действие кармической необходимости рождаться снова в человеческом теле. Если такая личность снова воплотится на Земле, это совершится по ее собственному желанию. Это будет воплощение высшего сознания и могущества, которыми обладает Великий Победитель. Родится снова Тот, Кто поведет человечество к Высшей Цели, называемой Нирвана.
3. ДХЬЯНА-ЙОГА
Дхьяна-йога - медитативная йога (санскр. дхьяна означает "медитация"), с помощью которой устанавливают контроль над деятельностью ума. Как таковая, она не является исключительной принадлежностью какой-нибудь одной системы йоги и во всех видах йоги занимает важное место. Овладение этой йогой - одно из главных условий для достижения успеха в практике высшей из всех йог, называемой Самадхи-йога.
4. РАДЖА-ЙОГА И ЕЕ РАЗДЕЛЫ
"Раджа" в слове "Раджа-йога" означает "лучший", "высший", "царственный". Следовательно, "Раджа-йога" в переводе означает "высшая йога". Это - "соединение" с помощью лучшего метода. Раджа-йога -лучшая йога, потому что с ее помощью йог достигает самопознания, постигает реальность в том значении, которое заключено в известном греческом афоризме ("Познай себя").
а) Джняна-йога
Джняна-йога является йогой, приводящей к познанию (санскр. джняна) Бога или к "соединению" посредством духовного видения. Иными словами, результатом практики Джняна-йоги является самопознание, достигаемое путем йогического постижения истинной природы существования. И поэтому Джняна-йога является важным разделом Раджа-йоги.
б) Карма-йога
В этом названии санскритское слово "карма" означает действие, а точнее, такое действие, которое приводит к Освобождению. Следовательно, здесь это слово означает правильное действие, и поэтому Карма-йога означает "соединение с помощью правильного йогического действия". Поскольку правильное действие является необходимым условием для всех видов йоги, на Карма-йоге, как и на Дхьяна-йоге, основывается йога в целом. Во второй главе "Бхагавадгиты" ("Божественной песни"), этого великого произведения школы йоги, Карма-йога также рассматривается как составная часть всех видов и разделов йоги.
Однако Карма-йогу, практикуемую теми, кто называет себя карма-йогами, чтобы подчеркнуть их отличие от тех, кто применяет другие методы, можно считать, как и Хатха-йогу или Лайя-йогу, скорее специальным видом йоги, а не одним из разделов общей йоги. Карма-йога, применяемая отдельно, состоит в отказе йога от результатов своих действий так, как это понимается в "Бхагавадгите". Этот путь приводит к надличному, к освобождению от эгоизма того, кто активно трудится в мире на благо людей с такой энергией, какую прилагают мирские люди, чтобы достичь своих эгоистичных целей.
Так как это также Царственный метод, Карма-йогу можно считать одним из аспектов Раджа-йоги. Идеальным примером осуществления карма-йоги является жизнь таких Великих Учителей, как Будда и Хтос.
в) Кундалини-йога
Для тех йогов, которые придерживаются учений Тантр, Кундалини-йога является царственной йогой, и Кундалини-йоге, более, чем Раджа-йоге в ее нетант-рийской форме, посвящено большинство текстов Книг III-VI, являющихся в той или иной степени тан-трийскими. С помощью Шакти-йоги йог-тантрик дисциплинирует тело и ум и затем птупает к исполнению великой задачи - пробуждению находящейся в дремлющем состоянии врожденной божественной энергии, олицетворяемой спящей Богиней Кундалини. Психические центры (чакры) в его теле начинают функционировать один за другим, когда Богиня просыпается и, оставив свое ложе в промежности у основания позвоночного столба, называемое лотосом основания (санскр. Муладхара-чакра) поднимается, переходя от чакры к чакре, чтобы встретиться со своим Шактой-Господом Шивой, сидящим в седьмой чакре в перикарпии Тысячелепестного Лотоса (санскр. са-хасрара-падма), находящегося в мозгу. Тогда мистическое соединение Шакты и Шакти рождает Просветление, и йог достигает Цели.
г) Самадхи-йога
При "соединении", благодаря достижению Спокойного Состояния (санскр. Самадхи), йог выходит за пределы своей личности, и его микрокосмическое сознание освобождается от пут и соединяется с Макро-космическим Сверхсознанием. Это и есть Цель йоги, и при ее достижении происходит трансмутация ограниченной человеческой сущности в бесконечную божественную сущность, соединение низшего я с Высшим Я, капли с Океаном. Это высшее состояние, которое европейские оккультисты называют Озарением, а буддисты - Нирваной, может быть достигнуто, как в этом уверяют нас наши тибетские трактаты и учители, каждым, кто пройдет до конца путь Великого Символа, описанный в Книге II.
Г. РЕЗЮМЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В таблице указаны главные аспекты, или разделы, йоги и их связь друг с другом:
Существуют и другие разновидности йоги, которые можно было бы включить в таблицу, однако каждаяиз них является всего лишь специализированным аспектом какого-нибудь из упомянутых здесь разделов.
Так как Дхьяна-йога является общей для всех разделов йоги, ее можно исключить и оставить только три в этой классификации - Хатха-йогу, Лайя-йогу и Раджа-йогу. Каждая из них приводит к совершенству одной из трех сущностей человека и неукоснительному контролю над ними. Первая имеет дело с физическим телом, вторая - с психической сущностью, а третья -с духовной сущностью.
Отсюда следует, что йога - единая система, состоящая из трех разделов, каждый из которых занимается одной из трех главных составляющих человеческого микрокосма, и поэтому она представляет собой наиболее полную науку о человеке из всех известных человечеству. Западная психология еще не доросла до того, чтобы ее можно было считать всеобъемлющей наукой о человеке, в том смысле, как она понимается йогой.
При сравнительном изучении семи книг, составляющих этот том, обнаруживается, что каждая книга посвящена тому или иному разделу философии йоги, о которых шла речь выше. Так, взятые в совокупности двадцать восемь глав с наставлениями в Книге касаются в той или иной степени всех разделов йоги, но наибольшее внимание уделяется в них Лайя-йоге и Джняна-йоге. В Книге II также рассматривается йога в целом, но в основном это трактат о Самадхи-йоге. Содержание Книги III составляют различные разделы йоги: глава I в основном посвящена Хатха-йоге, главы II-V - Джняна-йоге, а глава VI - Кундалини-йоге. В Книге IV, как и в главе VI Книги III, главной темой является Кундалини-йога. В Книге V рассматривается в основном Карма-йога, в Книге VI -Янтра-йога и Мантра-йога, а в Книге VII - Джняна-йога.
Йогу как единую систему можно считать эффективным и научным методом совершенствования трех составляющих природы человека путем сосредоточения ума на различных психофизических функциях, психических способностях и духовных силах, ощущаемых внутри человеческого организма и через его посредство. Тот или иной результат достигается в зависимости от того, какая практикуется йога, но, как учат Великие Гуру, все разделы йоги были нужны в прошлых жизнях или будут нужны в этой жизни или в будущей тому, кто достиг или должен достичь победы над собой.
Поэтому, в зависимости от уровня развития ученика как результата практики йоги в прошлой жизни или в этой жизни, опытный гуру устанавливает, какая йога наиболее пригодна для ученика, и нередко бывает, что даже двое из числа учеников одного гуру не занимаются одновременно йогой по одному и тому же методу. Таким же образом каждый читатель этого тома, если он хорошо знает себя, почувствует интерес к тем или иным аспектам йоги и, выбрав те, которые его привлекают, будет заниматься ими или, скорее, каким-нибудь одним из них. И пусть он никогда не забывает о наставлении гуру начинающему -торопиться медленно и действовать мудро.