Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
ВОДА И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА .. | Лабораторные исследования .. | Часть VI ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТР .. | ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В Н .. | ОСОБЕННОСТЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ С .. |
V. РАДОСТНЫЙ ОПТИМИЗМ БУДДИЗМА
Независимо от источников информации на европейских языках, надежных или не заслуживающих доверия, получено достаточно доказательств, являющихся результатом исследовательской работы ученых-буддистов обеих школ о том, что буддизм не только имеет сходство с хтианством в области этики, изложенной в Нагорной Проповеди, в евангельских притчах и в Десяти Заповедях, но является более универсальной религией. Иначе говоря, хтианство, как и иудаизм, на котором оно основано, и ислам, являющийся ответвлением этих двух религий, ограничивает, по крайней мере в области практического применения, свои этические учения тем, что относит их целиком к человеку, в то время как буддизм свой альтруизм распространяет на всех существ - обитающих в нижних мирах, человеческих и сверхчеловеческих, и желает всем им окончательного освобождения от сан-сары. Хотя Сам Хтос говорил, что даже малая птица не упадет на землю без воли Отца, и полевые лилии выражают славу Отца, в хтианстве существует столь характерная для Запада противоречащая логике вера в то, что только человеку даровано бессмертие. В отличие от Св. Павла, который, выражая эту примитивную точку зрения, считал, что Бог не печется о волах, буддизм учит, что все чувствующие существа, являются нераздельными частями Целого и что, следовательно, никто не может быть по-настоящему счастлив, пока все существа не достигнут Другого Берега. А. УЧЕНИЕ БУДДЫ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ВСЕХ СУЩЕСТВ В этическом учении Будды нет такой нелепицы, как вечный рай для избранных и вечный ад для грешников. Когда хоть какое-нибудь существо, даже самое низшее, испытывает страдания или еще не освободилось от невежества, создается нота дисгармонии, которая не может не воздействовать на все существа, так как все существа суть Одно, и до тех пор, пока не будут освобождены все, никто не может достичь подлинного Счастья. Вера в то, что одна часть этого Целого может испытывать вечное блаженство, в то время как другая часть обречена на вечные муки, самые ужасные, какие можно себе представить, буддисту совершенно чужда, так как для него всякое существование в сан-саре - на небесах, в преисподней или в других мирах - не что иное, как кармическое и поэтому ограничено временем. Вселенское учение буддизма, в отличие от семитических религий, проповедует, что все живые существа во всех мирах, в преисподней и на небесах достигнут в конце концов истинной духовной свободы, которая есть состояние нирваны, трансцендентной всем ограниченным и обусловленным состояниям существования в сансаре. Б. ПУТЬ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ВСЕХ СУЩЕСТВ, УКАЗАННЫЙ БУДДОЙ Как и другие мировые религии, буддизм указывает на несовершенство человеческого существования и проповедует о возможности достижения более высокого состояния. Но для буддизма это более высокое состояние, как уже отмечалось выше, находится за пределами Природы, личности и всех феноменальных небес и преисподней. Подобно тому как существа, дышащие воздухом, на поверхности планеты находятся на относительно более высоком уровне развития, чем обитающие в воде, есть, согласно учению буддизма, состояния, настолько выше человеческого, насколько человек выше млекопитающих, жизнь которых управляется инстинктами. Превосходящей наивысшее состояние в сансаре, называемое по-тибетски Ог-мин (санскр. Акаништха), является трансцендентная сансаре нирвана. Есть много людей, учат тибетские гуру, которые настолько сильно привязаны их кармой к земной жизни, что у них не возникает желания жить более возвышенной жизнью. Такие люди подобны рыбам, которые предпочтут оставаться рыбами, даже если им будет предоставлена возможность переселиться из подводного мира в мир высших животных, обитающих на суше, так как они не знают о том, что может быть состояние выше того, которое им известно. Есть также много людей, которые верят, что они будут вечно счастливы, если на Земле наступит Царствие Небесное, как это должно произойти в процессе эволюции. Однако для Просветленного никакое существование в сансаре, даже вечная жизнь без болезней, старости и смерти, не может быть последним и полностью совершенным состоянием. Исходя из этого утверждения буддизм предписывает человеку не возлагать надежду на мирскую Утопию, а сначала освободиться от кармического закона необходимости и затем, получив право войти в нирвану, принять великий Обет Бодхисаттвы не уходить из сансары до тех пор, пока все существа во всех мирах сансары, в каких бы состояниях они ни находились, высоких или низких, не будут освобождены так, как достиг Освобождения Будда. Вся красота, все добрые дела, все, что служит искоренению скорби и невежества на Земле, должно быть посвящено этому великому делу. Когда Владыки Милосердия установят духовную цивилизацию на Земле и сделают ее Небом, перед Паломниками откроется Бесконечный Путь, ведущий в Сердце Вселенной. Человек, который уже больше не будет человеком, выйдет за пределы природы и, утратив личность, но находясь в состоянии осознанного единства со всеми Просветленными, будет помогать исполнять Законы Высшей Эволюции, для которой нирвана является только первой ступенью. Если бы с самого начала контакта Запада с Востоком Учение Будды было представлено западному миру таким, каким, мы теперь знаем, оно является, никогда бы не возникло и не распространилось мнение о том, что буддизм пессимистическая и нигилистическая религия. В действительности буддизм излучает такой вдохновляющий альтруизм и непоколебимый оптимизм, что, если в других философских и религиозных системах мира и есть что-нибудь равное этому, превосходящего нет ничего. Более того, это наследие завещано нам в нашу эпоху одним из наших братьев, сыном человека из царского рода, не претендовавшим на божественный титул. Он говорил, что не вера и не отсутствие веры в Высшего бога являются необходимыми для достижения Освобождения, а усердие в добродетели и целенаправленное духовное совершенствование, в которых нас наставляет учение Восьмеричном Благородном Пути. И этот путь к прекращению страданий есть: Правильная вера, правильные устремления, правильная речь. Правильные действия, правильный образ жизни, Правильные усилия, правильное направление мысли, правильное сосредоточение. Следовательно, Будда учил, что человек является создателем и хозяином своей судьбы и, как он будет пользоваться своей жизнью сейчас, такой же будет его будущая жизнь в этом и других состояниях существования. Ту же мысль выразил через шестьсот лет святой апостол Павел: "Что посеет человек, то и пожнет1, которая с точки зрения логики и этики должна для современных хтиан означать то, что она означала для хтиан-гностиков2 и означает для буддистов - новое рождение на Земле, так как там, где посеяно, там должна быть и жатва. Согласно буддизму, человек не был проклят Богом и не является носителем какого-либо первородного греха, кроме своих собственных. На Земле, как и в университете, где пуждаются различные научные степени, человек продолжает учиться с момента рождения, а затем, после смерти, для него наступают длительные каникулы, и он переходит на более высокую ступень. Это повторяется до тех пор, пока, достигнув высшей ступени, которая есть состояние Будды, он не покинет земные аудитории, готовый исполнить свои обязанности в руководстве и управлении Космосом, духовной сознательной частью которого он, как Просветленный, стал благодаря приобретенному им в процессе эволюции Правильному Знанию. Многие тексты, включенные в этот том, могут служить комментариями к этой наводящей на размышления главе о радостном оптимизме буддийской религии. В этом плане особенно важна последняя глава наставлений - "Десять великих радостей", содержащаяся в Книге I.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
VI. МУДРОСТЬ МАХАЯНЫ
Кратко осветив некоторые главные учения буддизма, общие для Северной и Южной школ, мы теперь перейдем к рассмотрению этих учений и соответствующих им концепций Махаяны, изложенных в текстах этого тома, уделяя больше внимания их философскому содержанию для правильного понимания читателями. А. СЕВЕРНЫЙ И ЮЖНЫЙ БУДДИЗМ Однако нам нет необходимости вникать в сло .. читать далее
VII. ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ
Так как каждая из семи книг, составляющих этот том, является по существу трактатом о йоге, мы включили в это Общее Введение системное, хотя и краткое изложение философии йоги с целью помочь неискушенному европейскому и американскому читателю понять умозрительно изложенные здесь религиозные учения, часто имеющие очень скрытый смысл, а также дополнить наши комментарии к текстам. В специал .. читать далее
VIII. ЙОГА И РЕЛИГИЯ
Йога, рассматриваемая как практическая психология религии фактически является источником индуизма, буддизма, джайнизма и даосизма. Таким же образом, хотя, возможно, и в меньшей степени, она служила питательной средой для религии парсов и оказала очень большое влияние на формирование семитических религий - иудаизма, хтианства и ислама. В своей менее систематизированной и, возможно, дегенери .. читать далее
IX. БУДДИЙСКАЯ ЙОГА
Хотя, как мы уже говорили, буддизм основан на йоге, следует отличать буддийскую йогу от индуистской и других систем йоги. Однако для оккультиста эти различия в основном касаются терминов и техники, но не сущности учения. Так, для индуиста йога означает, как было установлено филологическим путем ( выше), соединение части с целым, микрокосма с макрокосмом, индивидуализированного аспек .. читать далее
|