Главная страница --> Познавательные медицинские публикации
Упражнения для плечевого пояса .. | Причины расстройства зрения .. | Дивертикулез толстой кишки .. | Глава 4 Вспомогательные средства для .. | Дыхательное упражнение .. |
АЮРВЕДА (совершенное знание о совершенном здоровье)
Аюрведа (Аюр-Веда) - это слово в последние годы у всех на устах. Однако истинное понимание сущности Аюрведы встречается крайне редко. Это связано с тем, что, к сожалению, редкие публикации о ней либо слишком упрощены, либо просто формальны. Как правило, Аюрведу в них представляют так: экзотическая древнеиндийская медицина, в которой человек рассматривается как часть мироздания; в человеке путствуют основные стихии (эфир, воздух, огонь, вода, земля). Аюрведа, в зависимости от преобладания у человека тех или иных перечисленных качеств делит всех людей по типам: Вата, Питта и Капха; лечение в Аюрведе проводится естественными средствами: продуктами, травами, минералами и т. д. Вроде бы все сказано, но в то же время не очень-то понятно. Почему? Потому что начинать необходимо с фундаментальных понятий, то есть с философских высот и глубин. Иначе стихии и их сочетания - Доши - воспринимаются как нечто надуманное, мистическое, а потому не очень серьезное, скорее развлекательное, но никак в наше время не практичное. Кроме того, банальным кажется и представление о человеке как о неотъемлемой частичке мироздания. Сейчас каждый второй говорит об этом как о само собой разумеющемся, не вникая, однако, в истинный, глубинный смысл и не используя это ни в повседневном, ни в профессиональном мышлении. Почему же в публикуемых статьях разговор не начинается с фундаментальных основ Аюрведы, с ее глубин? Объясняется это, на мой взгляд, очень просто. Во-первых, не каждый, кто говорит об Аюрведе, действительно понимает, о чем он говорит, поскольку, несмотря на то, что это очень четкое, логичное учение, оно все же очень сложное и в теоретической части, и особенно когда дело доходит до диагностики и лечения конкретного больного. Не так просто действительно понять его суть: здесь требуется не только знание, а, если можно так сказать, необходимо чувствовать суть учения всем своим существом. То есть человек должен обладать даже не столько определенным интеллектом, сколько определенным способом мышления. И тогда он сможет действительно понимать, о чем идет речь в Аюрведе. Во-вторых, как-то неловко говорить о философских основах Аюрведы современному солидному человеку, поскольку ее философские понятия выглядят отчасти религиозными, отчасти мистическими, не схожи с привычными европейскими, сложноваты для обыденного мышления и восприятия... Еще не так поймут... Такие рассуждения связаны, как правило, именно с неполным пониманием Аюрведы самими авторами публикаций. О себе могу сказать, что со времени обучения теории и практике Аюрведы у специалистов из индийского и американского аюрведических центров вот уже несколько лет нахожусь под глубоким впечатлением от соприкосновения с этой сложной и в тоже время простой мудростью, которая положительно трансформировала мое не только обыденное, но и профессиональное сознание и послужила одним из важнейших кирпичиков в здании моей системы. Аюрведа - это законченное, совершенное знание о здоровье, т. е. она в принципе дает ответ на любой вопрос, касающийся здоровья человека (все зависит только от квалификации Вайдьи - врача-аюрведиста). Аюрведа относится к тем немногим областям человеческого знания, которые являются законченными (арифметика, механика, йога - как совершенное знание о совершенствовании человека, тантра - как знание о развитии человеческих чувств, евклидова геометрия и ряд других). Итак, начнем с самого начала. Для большей ясности позволю себе допустить некоторые упрощения и условности. Что такое Аюрведа? В буквальном переводе с санскрита это означает "знание о жизни". Это часть веди-ческогоучения о мироздании, о месте в нем человека, о религии, культуре и т. д. В повседневном, прикладном смысле Аюрведа - это учение о счастливой жизни, а еще в более специальном смысле - учение о совершенном здоровье. Однако истинный смысл Аюрведы заключен в ее названии. "Знание о жизни" - это учение о внутреннем мире человека и обо всем, с чем человек соотносится и взаимодействует в мире внешнем. Все это и определяет счастье и здоровье человека. Принципиально важно, что теория и философия Аюрведы дают конкретную "технологию" совершенного здоровья. Когда возникла Аюрведа? Можно просто сказать: несколько тысячелетий назад - и это будет весьма внушительно. Однако ее возраст гораздо внушительней. Как говорят учителя Аюрведы, она существовала всегда. И это не метафора, а истина. Аюрведа так же существовала всегда, как и законы природы: их никто не придумывал, лишь в определенное время открывали и формулировали. Аюрведа - учение о естественном оздоровлении, а оно действительно существовало всегда не только у человека, но и вообще в животном мире. Древний проточеловек и миллион лет назад неосознанно подчинял свои суточный и сезонный режимы ритмам окружающего мира, при определенных нарушениях в организме инстинктивно употреблял необходимые пищу, травы и минералы, когда требовалось - голодал (как делают это животные и сейчас) и т. д., и т. п. Проходили тысячелетия эмпирического опыта, он кталлизовался в осознанные правила, затем в набор правил, т. е. в "технологию". Около сорока тысяч лет назад (время появления Homo sapiens) появились зачатки искусства, а следовательно, и воображения, образного мышления, началось осмысление эмпирического опыта, попытки осознать себя, свое место в мире и сам окружающий мир. Поскольку логикой древний человек не блистал, то ведущей в познании была интуиция, дающая в первую очередь понимание не деталей, а целого, т. е. целостный взгляд на мир. Научная литература указывает, что первые письменные аюрведические источники появились около трех тысяч лет назад. Это и считается временем ее зарождения. Однако учителя Аюрведы говорят, что основные ее положения были сформулированы около семи тысяч лет назад и, благодаря сильной традиции устного учительства, в чистоте передавались вплоть до возникновения письменности. Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. - 750 г. н. э.). Самыми выдающимися врачами древности были Кашьяпна, Дживака, Чарака, Сушрута. Теперь представьте себе, сколько гениев, совершенствовавших Аюр-веду, могло быть за сорок тысяч лет. Тогда у вас не вызовет особых возражений мысль о том, что за это время люди (а их головной мозг практически не отличался от нашего) могли создать нечто гораздо более совершенное, чем современная официальная медицина, существующая лишь одно-два столетия. Согласно преданию, мудрость тысячелетий была сосредоточена в школах Бара Давассара и Дана Вардана, каждый из которых передал знание шести ученикам. Те потом объединились (подобно двенадцати апостолам) и изложили свои знания в виде Аюрведы. Третий вопрос: что такое Аюрведа сегодня? То же самое, что несколько тысячелетий назад? Это очень важный вопрос, поскольку просто сказать, что Аюрведа стала более стройной, недостаточно. Дело в том, что сегодняшняя Аюрведа - это Махариши-Аюрведа. Кто такой Махариши и почему он "узурпировал" тысячелетнюю Аюрведу? К сожалению, в древние и не очень древние времена в результате множества войн, завоеваний индийских территорий, уничтожения истинных источников аюрведического знания, негативного воздействия завоевателей и колонизаторов, а в дальнейшем и самой европейской цивилизации на индийскую культуру чистое знание Аюрведы было частично утрачено и искажено. В XX веке благородную миссию восстановления и очищения Аюрведы взял на себя выдающийся мыслитель, физик, естествоиспытатель, философ Махариши Махеш Йоги. В 1957 году он спустился с Гималаев, прожив там 14 лет монахом-отшельником. Этот воистину великий человек вот уже несколько десятилетий восстанавливает и очищает древнюю мудрость, адаптирует ее для понимания современными, в том числе и европейскими, людьми, врачами, используя новые достижения естествознания. Махариши сделал огромный вклад в Аюрведу, разработав особую оздорав-ливающую технику - трансцендентальную медитацию (ТМ). Наконец, последний вопрос перед непосредственным разговором о философии и "технологии" Аюрведы. Есть ли в Аюрведе религия? Ответ очень краток: нет. Поэтому Аюрведа не может быть чужда православному или католику, мусульманину или иудею. Более того, Аюрведа совершенно естественно может практиковаться в любой стране, а не только в Индии: нет ничего, что бы этому мешало. Из дальнейшего рассказа вы убедитесь в справедливости всех этих утверждений. Естественно, индийские особенности климата, ритма и уклада жизни, традиции культуры и питания в наибольшей мере способствуют аюрведической практике в этой стране, но принципиального значения это не имеет. Независимо от места жительства на Земле есть только один путь к совершенному здоровью - жить в согласии с собой, с людьми и с природой, и везде над этим необходимо трудиться. Поговорим теперь о философской базе Аюрведы. Сразу условимся, что мы не будем пугаться необычных терминов и сразу внутренне вставать в оппозицию предлагаемым понятиям. Посмотрим на все как бы отстранение. Нам предлагается определенная логическая цепочка, и мы проследим ее до конца, а термины -это лишь условные названия. Итак, почему в Аюрведе человек понимается как неотъемлемая частичка мироздания, а мироздание - как единое целое? Как это принять, а не просто формально согласиться? Основополагающая идея теории Аюрведы -существование первичного поля (оно же первичное сознание - Самхита), которое порождает все сущее: планеты, галактики, человека, окружающую его природу... Первичное поле, или сознание, существует вне времени и пространства, оно бесконечно, вечно и совершенно; кроме него, не существует ничего, поэтому ему нечего познавать, кроме самого себя. Процесс самопознания осуществляется с помощью трех первоэлементов первичного поля: Риши, Деваты и Чхандаса. Риши - это познающая "часть", Девата -"процесс" познания, Чхандас - познаваемая "часть". Риши движется и познает с помощью энергии Деваты структуру Чхандаса, т. е. Риши это движение, Девата - энергия, Чхандас - структура. На примере автомобиля можно провести такую упрощенную условную аналогию: сам автомобиль -это структура, Чхандас; движение автомобиля - это Риши; бензин - энергия, обеспечивающая движение, или Девата. В процессе самопознания, т. е. взаимодействия Риши, Деваты и Чхандаса, возникает множество вторичных вибраций первичного поля, различное сочетание которых порождает все многообразие мироздания. Таким образом, мы состоим из того же первичного поля и множества его вибраций, из которых состоит абсолютно все. Данные представления не выглядят такими уж мистическими, если обратиться к современной науке. Ни для кого уже не новость, что атом не является мельчайшим кирпичиком всего сущего. Современная физика обнаружила частицы гораздо меньшие. Физики предполагают, что первичным структурным уровнем материи и энергии является квантовый. Квант в 10-100 тысяч раз меньше, чем мельчайший атом. На этом уровне материя и энергия становятся взаимозаменяемыми. Бесконечное квантовое поле, или единое поле, о котором говорят физики, по существу, является аналогом того первичного поля, или сознания, о котором говорит Аюрведа. Квантовые вибрации, или флуктуации единого поля, порождающие все разнообразие материи, по существу, аналогичны вибрациям первичного сознания (поля) в Аюрведе. То есть в итоге все предметы материального мира суть частички бесконечного единого квантового поля. Молекулы, растения, минералы, звуки, свет и цвета, металлы, воздух, вода и все остальное на Земле и в космосе, в том числе и мы (наше тело, мысли, эмоции), - все это состоит из одних и тех же вибраций. Только различные их соотношения формируют преобладание тех или иных качеств. В процессе взаимодействия трех первичных потоков сознания образуются вторичные вибрации, формирующие пять основных стихий мироздания, или Махабхут: эфир, воздух, огонь, воду, землю. Эти стихии, путствуя в разных соотношениях в материальных объектах, в том числе и в нас, формируют определенные качества. Необходимо заметить, что не следует понимать стихии в буквальном смысле: это будетупрощением, создающим опять-таки мистический опенок. На самом деле это метафорическое, приемлемое для нашего мышления обозначение сложных качеств. Например, в горном хрустале больше воздуха и эфира, а в красном рубине - огня и земли, хотя воздуха, огня и т. д. как таковых в них нет. На уровне физиологии человека множественные вибрации основных стихий мироздания формируют семь следующих вибраций (Дхату), которые дают более специфические качества, а на уровне организма - конкретные ткани (лимфа, мышцы, жир, кости и т. д.). Из семи Дхату рождается восемь Упадхату, дающих новые ткани (грудное молоко, сухожилия, кожу, сосуды). Сочетание различных вибраций не только формирует материальные объекты, но и придает им специфические свойства, все разнообразие которых представлено 25 Гунами (холодное, тяжелое, гладкое, легкое, горячее, сухое, острое, жидкое, грубое, твердое, мягкое, маслянистое и т. д.). В живых системах динамическое равновесие этих свойств имеет большое значение для оптимальности внутренних процессов, обмена с внешней средой и для жизнеспособности. Особенность Гун - в том, что все они могут быть оценены нашими органами чувств. Все многообразие перечисленных вторичных вибраций единого квантового поля управляется тремя его первоэлементами: Риши, Деватой и Чхандасом. На физиологическом уровне управляющими принципами являются три Доши: Вата, Питта и Капха. Заслуга Махариши - в том, что он установил три характетики в живом организме, соответствующие в физиологическом преломлении трем потокам первичного сознания. Вата, Питта и Капха суть фактически Риши, Девата и Чхандас на уровне физиологии, а точнее - на уровне пересечения сознания и материи. Риши дает начало Вате, управляющей в организме процессами движения (помните: Риши - это движение); Девата дает начало Пиие, управляющей з организме энергетическими процессами, обменом; Чхандас дает начало Капхе, управляющей в организме структурой, формой. Что такое движение в организме? Это - сокращение мышц, петальтика кишечника, движение мысли, электрического импульса по нервам и т. д. Что такое энергия, обмен в организме - понятно: это обмен веществ, т. е. все биохимические процессы. Что такое структура - также понятно: это формообразующие структурные характетики. Указанные три Доши содержат разное соотношение перечисленных выше вибраций, т. е. качеств и свойств. Так, Вата формируется вибрациями, передающими преимущественно свойства эфира и воздуха; Питта -огня и воды; Капха - воды и земли. Поэтому Вата отражает следующие свойства (Гуны): сухое, подвижное, холодное, легкое, изменчивое, быстрое, тонкое; Питта - горячее, легкое, влажное, текучее; а Капха - жирное, холодное, тяжелое, медлительное, мягкое, прочное... Дословно Вата - это "ветер", Питта - "желчь", Капха - "слизь". Комбинация вибраций и порожденных ими свойств определяет конституциональный тип человека - его Пракрита. В Аюрведе выделяют десять Пракрити по числу возможных сочетаний Ваты, Пипы и Капхи: три чистых типа; шесть вариантов их двойных смешанных сочетаний (Бидоша) - Вата-Пипа, Вата-Капха, Пипа-Вата, Пипа-Капха, Капха-Вата, Капха-Пипа; тройной смешанный тип - Вата-Пипа- Капха (в этом случае они проявляют себя 8 организме примерно в равных долях). Чистые типы Вата, Пипа и Капха образом, мы состоим из того же первичного поля и множества его вибраций, из которых состоит абсолютно все. Данные представления не выглядят такими уж мистическими, если обратиться к современной науке. Ни для кого уже не новость, что атом не является мельчайшим кирпичиком всего сущего. Современная физика обнаружила частицы гораздо меньшие. Физики предполагают, что первичным структурным уровнем материи и энергии является квантовый. Квант в 10-100 тысяч раз меньше, чем мельчайший атом. На этом уровне материя и энергия становятся взаимозаменяемыми. Бесконечное квантовое поле, или единое поле, о котором говорят физики, по существу, является аналогом того первичного поля, или сознания, о котором говорит Аюрведа. Квантовые вибрации, или флуктуации единого поля, порождающие все разнообразие материи, по существу, аналогичны вибрациям первичного сознания (поля) в Аюрведе. То есть в итоге все предметы материального мира суть частички бесконечного единого квантового поля. Молекулы, растения, минералы, звуки, свет и цвета, металлы, воздух, вода и все остальное на Земле и в космосе, в том числе и мы (наше тело, мысли, эмоции), - все это состоит из одних и тех же вибраций. Только различные их соотношения формируют преобладание тех или иных качеств. В процессе взаимодействия трех первичных потоков сознания образуются вторичные вибрации, формирующие пять основных стихий мироздания, или Махабхут: эфир, воздух, огонь, воду, землю. Эти стихии, путствуя в разных соотношениях в материальных объектах, в том числе и в нас, формируют определенные качества. Необходимо заметить, что не следует понимать стихии в буквальном смысле: это будет упрощением, создающим опять-таки мистический опенок. На самом деле это метафорическое, приемлемое для нашего мышления обозначение сложных качеств. Например, в горном хрустале больше воздуха и эфира, а в красном рубине - огня и земли, хотя воздуха, огня и т. д. как таковых в них нет. На уровне физиологии человека множественные вибрации основных стихий мироздания формируют семь следующих вибраций (Дхату), которые дают более специфические качества, а на уровне организма - конкретные ткани (лимфа, мышцы, жир, кости и т. д.). Из семи Дхату рождается восемь Упадхату, дающих новые ткани (грудное молоко, сухожилия, кожу, сосуды). Сочетание различных вибраций не только формирует материальные объекты, но и придает им специфические свойства, все разнообразие которых представлено 25 Гунами (холодное, тяжелое, гладкое, легкое, горячее, сухое, острое, жидкое, грубое, твердое, мягкое, маслянистое и т. д.). В живых системах динамическое равновесие этих свойств имеет большое значение для оптимальности внутренних процессов, обмена с внешней средой и для жизнеспособности. Особенность Гун - в том, что все они могут быть оценены нашими органами чувств. Все многообразие перечисленных вторичных вибраций единого квантового поля управляется тремя его первоэлементами: Риши, Деватой и Чхандасом. На физиологическом уровне управляющими принципами являются три Доши: Вата, Питта и Капха. Заслуга Махариши - в том, что он установил три характетики в живом организме, соответствующие в физиологическом преломлении трем потокам первичного сознания. Вата, Питта и Капха суть фактически Риши, Девата и Чхандас на уровне физиологии, а точнее - на уровне пересечения сознания и материи. Риши дает начало Вате, управляющей в организме процессами движения (помните: Риши - это движение); Девата дает начало Пиие, управляющей з организме энергетическими процессами, обменом; Чхандас дает начало Капхе, управляющей в организме структурой, формой. Что такое движение в организме? Это - сокращение мышц, петальтика кишечника, движение мысли, электрического импульса по нервам и т. д. Что такое энергия, обмен в организме - понятно: это обмен веществ, т. е. все биохимические процессы. Что такое структура - также понятно: это формообразующие структурные характетики. Указанные три Доши содержат разное соотношение перечисленных выше вибраций, т. е. качеств и свойств. Так, Вата формируется вибрациями, передающими преимущественно свойства эфира и воздуха; Питта -огня и воды; Капха - воды и земли. Поэтому Вата отражает следующие свойства (Гуны): сухое, подвижное, холодное, легкое, изменчивое, быстрое, тонкое; Питта - горячее, легкое, влажное, текучее; а Капха - жирное, холодное, тяжелое, медлительное, мягкое, прочное... Дословно Вата - это "ветер", Питта - "желчь", Капха - "слизь". Комбинация вибраций и порожденных ими свойств определяет конституциональный тип человека - его Пракрита. В Аюрведе выделяют десять Пракрити по числу возможных сочетаний Ваты, Пипы и Капхи: три чистых типа; шесть вариантов их двойных смешанных сочетаний (Бидоша) - Вата-Пипа, Вата-Капха, Пипа-Вата, Пипа-Капха, Капха-Вата, Капха-Пипа; тройной смешанный тип - Вата-Пипа- Капха (в этом случае они проявляют себя 8 организме примерно в равных долях). Чистые типы Вата, Пипа и Капха практически не встречаются, может быть лишь существенное преобладание одной из Дош. Каждый человек имеет Пракрити рождения, т. е. врожденную конституцию, определяемую генотипом предков и их здоровьем в момент зачатия ребенка, и Пракрити тела, т. е. конституцию на сегодняшний момент, слагаемую из Пракрити рождения и прижизненных наслоений и изменений. Все перечисленные характетики трех Дош реализуются не только на уровне тела, но и на уровне сознания и эмоций. То есть Пракрити отражает не только конституцию тела, но и преобладающий для данного человека образ мыслей, характер. Каждая из Дош - Вата, Питта и Капха - как общих принципов управления телом и сознанием включает в себя по пять более тонких механизмов (Субдош). Если, например, Вата отвечает за процессы движения во всем организме, то пять ее Субдош - за эти процессы в отдельных частях организма. Таким образом, все органы, ткани, механизмы мышления и духовной жизни человека охвачены регулирующим влиянием Дош и Субдош. Эту регуляцию они осуществляют через взаимодействие и баланс основных вибраций (свойств, качеств): уже описанных пяти Махабхут, семи Дхату, восьми Упадхату, двадцати пяти Гун. Помимо указанных механизмов, существует три Доши ума, или сознания: Оджас - эквивалент блаженства - характеризует первичную способность организма к гармонии, т. е., по существу, означает жизнеспособность; Ама - условное понятие, означающее токсины в теле и грязь в мыслях; Шроты (их четыре) - условные каналы циркуляции жизненного потока, питательных веществ, жидкостей, Оджаса и пути выведения Амы. Итак, мы вкратце разобрали теоретические основы аюрведического взгляда на мироздание, жизнь и на человека в частности. Мы увидели, что это сложное, но стройное учение, дающее представление о человеке в мире, о человеке в целом и в деталях на физическом, духовном и интеллектуальном уровнях. Как же в Аюрведе практически подходят к диагностике, оздоровлению, профилактике и лечению? Существует несколько основополагающих принципов. 1. Поскольку имеется совершенное первичное сознание, или квантовое поле, из которого построено абсолютно все, то могут существовать и совершенные части этого поля, в частности, человек. То есть человек может иметь идеальное здоровье, необходимо лишь правильно к нему идти. 2. Поскольку все, в том числе и человек, сформировано определенным сочетанием вибраций квантового поля, то оценка этих вибраций может быть использована для диагностики их дисбаланса в организме. 3. Поскольку все в мире состоит из разного соотношения вибраций одного поля, то ничего нелекарственного в мире не существует. 4. Поскольку единое поле совершенно, то даже приближение, а тем более соприкосновение с ним человека, его разбалансированных вибраций может произвести за счет "эффекта резонанса" мощное оздоравливающее воздействие. Необходима лишь соответствующая методика. 5. Принцип ненасилия: взаимодействие с окружающим миром и работа над здоровьем должны быть ненасильственными, поскольку человек не чужд окружающему миру, но является его неотъемлемой частью. Итак, все начинается с диагностики, целью которой является детальное понимание дисбаланса в организме. Врача-аюрведиста (Вайдью) не интересуют локальные болезни, поскольку все они - лишь следствие различных вариантов дисбаланса (однако опытный Вайдья может точно определять и локальные патологические процессы). В Аюрведе даже нет понятия "болезнь" - говорят: "есть здоровье, мало здоровья, нет здоровья". Это подобно тому, что не существует темноты, есть лишь отсутствие света, или не существует холода, есть отсутствие тепла. Характер дисбаланса в организме оценивается комплексом методов. Во-первых, внешний осмотр пациента, причем не только телосложения, но и цвета волос, кожи, размера глаз, зубов, жирности или сухости кожи, многих характетик языка и других слизистых оболочек, выделений пациента и т. д., а также манеры двигаться, говорить. Уже эти первые наблюдения дают Вайдье много информации о конституции человека и о некоторых особенностях дисбаланса в его организме. Дальнейшую информацию можно получить, задав несколько специальных вопросов, например, об усидчивости, памяти, пищевых птрастиях, аппетите, характере стула, основных жалобах и т. д. Информацию о врожденных конституциональных особенностях дают специальные математические вычисления на основе астрологических данных (аюрведическая астрологическая диагностика - Джьотиш). Наконец, детальное представление о пациенте получают с помощью зюрведической пульсовой диагностики. Суть ее заключается в том, что мы тожем через пульс улавливать все характетики вибраций квантового поля, "преломленных" через конкретного человека, и делать выводы об их сбалансированности. Такая тонкость кажется на первый взгляд невозможной, но на самом деле мы просто не умеем пользоваться данными нам природой способностями. Вспомните: сетчатка наших глаз способна улавливать воздействие всего лишь одного кванта света! Специальное обучение и тренировка позволяют оценивать не менее тонкие ощущения и с помощью пальцев при исследовании пульса. Исследование пульса в Аюрведе отличается от тибетской пульсовой диагностики и от исследования пульса в современной медицине. В последнем случае, например, изучаются частота, ритмичность, напряжение и наполнение пульса - это весьма скудная информация. В Аюрведе эти характетики не изучаются, поскольку они отражают лишь вторичные изменения в организме, в первую очередь в сердечно-сосудистой системе, но не то, что привело к этим изменениям. В Аюрведе изучается множество вибраций пульса, а по существу, через пульс оценивается количество и соотношение уже известных вам Дхату и Упадхату. Через них, в свою очередь, Вайдья понимает соотношение Махабхут, Гун, дисбаланс Дош и Суб-дош. Пульсовая диагностика проводится на запястье тремя пальцами на четырех уровнях с использованием особых тонких приемев, которые трудно освоить без учителя. Глубокий пульс несет информацию о том, каким человек родился, и оценивается вместе с внешностью и Джьотиш-характе-тиками. Поверхностный пульс несет информацию о дисбалансе в До-шах (Вата, Питта, Капха), т. е. главным образом о нарушении соотношения пяти Махабхут (стихий). Второй поверхностный уровень информирует о балансе пятнадцати Субдош. Насколько тонка аюрведическая пульсовая диагностика, можно понять по этому пульсу. При его исследовании кончик каждого пальца мысленно разбивается Вайдьей на четыре части, а затем улавливаются и анализируются вибрации пульса на каждой части. Поскольку каждая Субдоша связана с определенными местами в организме или органами, Вайдья тут же получает о них информацию. Второй глубокий уровень несет информацию о семи Дхату и, соответственно, о состоянии конкретных, связанных с ними специфических тканей. В итоге Вайдья получает полное представление об изначальной (генетической) конституции человека, о прижизненных наслоениях на нее, об актуальном дисбалансе в организме, о состоянии конкретных органов и тканей, количествеОджаса, Амы и функционировании Шрот. Как образно и очень точно сказано в одной из книг по Аюрведе, "пульс пациента - это ворота в его квантовое тело. Поскольку же квантовое тело распространяется во всех направлениях к квантовому полю, а не ограничивается телесной оболочкой, то на пульс влияют события, происходящие во всей вселенной ... Вся деятельность организма передается через пульс так же, как, например, одна радиоволна может передать целую симфонию". Важный принцип - анализ пульса должен быть быстрым, "наивным", почти интуитивным, в течение 15-20 секунд. Чем дольше "смотришь" его и чем больше пытаешься при этом подробно его анализировать, тем больше допустишь ошибок. Наиболее точными являются самые первые ощущения и впечатления. Итак, диагностика проведена. Теперь, поскольку все в природе построено из тех же квантовых вибраций, что и человек, т. е. все лечебно, остается только из всего этого разнообразия подобрать методы и средства, устраняющие дисбаланс Махабхут, Дхату, Упадхату, Дош, Субдош и Гун в организме, увеличивающие Оджас, уменьшающие Аму, очищающие Шроты. Естественно, это могут быть травы, минералы, части животных, цвета, ароматы, звуки, пища, упражнения, различные мысли и эмоции, подчинение наших ритмов ритмам природы или, точнее, следование им и т. д. Начинается все с главного - образа жизни и мыслей, с нравственности. Первое, что необходимо выполнять для совершенного здоровья, - это соблюдать определенные правила, или Расаяны поведения. Второе - соблюдать правила режима дня и сезонного режима. Третье - выполнять принципы аюрведического питания. Расаяны поведения очень схожи с хтианскими заповедями. Суточный режим должен быть подчинен движению солнца, сезонный - преобладанию в различные сезоны тех или иных Махабхут (стихий) и Гун (свойств). Далее следует базовая методика, которая позволяет нам соприкоснуться с первичным квантовым полем, в совершенстве разработанная Махариши и называемая трансцендентальной медитацией (ТМ). "Трансцендентальное" - это "выходящее за пределы". В практике ТМ разум учится подниматься над "шумом" мышления в область, где царят тишина, мир и покой, т. е. в область абсолютной гармонии и совершенства. Как очень точно говорит по этому поводу Дипак Чопра (директор Американского университета Аюрве-ды), нельзя очистить разум, лишь думая об этом. Злой разум не может победить свою собственную злость; страх не может подавить страх. Тут требуется особый прием, который поможет выйти за пределы той области, где властвует страх, гнев и другие виды Амы сознания. ТМ - это ненасильственная, не тренирующая, а естественная медитативная техника, которой необходимо обучаться только у специально подготовленного, дипломированного учителя. Человеку подбирается индивидуальная мантра (звукосочетание) в соответствии с его генетическим и актуальным статусом (Пракрити рождения и тела). Специфические вибрации мантры, резонируя с вибрациями человека, как бы приближают их, и в первую очередь вибрации его сознания, к вибрациям первичного квантового поля. Даже кратчайших и редких состояний резонанса этих вибраций достаточно для существенного оздоровления человека за счет мощной его гармонизации, устранения дисбаланса. К сожалению, я не могу давать рекомендации по трансцендентальной медитации, поскольку это очень строгая методика, не допускающая неточностей - только обучение у учителя! В Москве и других крупных городах уже в течение нескольких лет проводятся пятидневные курсы ТМ. Оздоравливающий эффект ТМ чрезвычайно высок. Строгие научные исследования показали, что у занимающихся ежедневной практикой ТМ на протяжении трех-пяти лет более чем на 50% снижается общая заболеваемость, на 55% - заболеваемость доброкачественными и злокачественными опухолями, более чем на 80% - сердечно-сосудистыми заболеваниями. Аюрведическое лечебное питание основано на квантовых свойствах пищи, а не на количестве калорий, витаминов и т. д. В продуктах выделяют шесть основных вкусов (Рас): сладкое, кислое, соленое, острое, горькое, вяжущее, и шесть Гун (качеств): тяжелая, легкая, жирная, сухая, горячая, холодная. То есть аюрведическое питание идет прямо от природы. Когда наши вкусовые рецепторы соприкасаются с пищей, Дошам передается огромное количество полезной информации. Основываясь на этой информации, Аюрведа позволяет достигать уравновешенного питания, руководствуясь собственными инстинктами не превращая проблему питания в головную боль. Важно, чтобы в каждый прием пищи в ней путствовали все шесть Рас. Чем более выраженными качествами обладает продукт, тем более он лечебен. Принцип лечебного применения продуктов, трав и минералов таков: если у пациента дисбаланс сопровождается избытком вибраций, формирующих, например, холодное, сухое, горькое, легкое, быстрое качества, то ему необходимо ограничить продукты со сходными качествами и дать продукты с противоположными качествами - горячими, влажными, сладкими, жирными, тяжелыми... Опытный Вайдья может по внешнему виду, вкусу, запаху, на ощупь определить качества любых веществ и составить из них лечебные смеси. Поэтому Вайдья может лечить в любом месте, куда бы он ни попал, лишь бы там были хоть какие-то растения и минералы (тем более, что у него в запасе, кроме растений и минералов, вся природа, его собственные руки иТМ). Цвета, аромата, звуко (музыко), металлотерапия основаны на техже принципах, что и лечение пищей, травами и минералами. Например, ароматы могут быть сладкими, терпкими, горькими, кислыми, холодящими, теплыми и т. д., цвета- легкими, тяжелыми, холодными, теплыми, нежными, грубыми и т. д., звуки - тяжелыми, легкими, тонкими, грубыми, резкими, нежными... азначит, лечебными. Из сказанного понятно, что среди пищевых продуктов наибольшими лечебными свойствами обладают специи, так как у них большой набор ярко выраженных качеств. Поэтому почти поголовный отказ от специй у нас в стране является ошибочным: нужно лишь грамотно их применять. Что касается звукотерапии, то в Аюрведе существует специальная методика лечения отдельными звуками, а также музыкотерапия и музыкопро-филактика. Специалистами созданы особые музыкальные произведения -Гандхарваведы, способные оказывать выраженное оздоравливающее действие, а также "суточные Гандхарваведы" для каждого времени суток. Поскольку каждый период суток, как и все на свете, имеет свои качества, связанные с квантовыми косморитмами и влияющими на биоритмы, то определенная мелодия, содержащая звукоряды определенных качеств, может корректировать стандартные варианты дисбаланса на протяжении суток. Далее идут специальные физические упражнения. Они используются для перераспределения различных качеств в организме, усиления одних и ослабления других, для очищения от Амы, очистки Шрот. Как основа оздо-равливающей гимнастики, в Аюрведе используется хатха-йога, т. е. выполнение различных упражнений, поз (асан), а также система оздоравливаю-щих дыхательных упражнений йоги. Однако европейскому человеку в зависимости от его Пракрити даются и четкие рекомендации по любым видам физической активности, в том числе и видам спорта. Например, типу Вата (сухость, холодность, быстрота) нежелательны физические упражнения, увеличивающие эти качества, т. е. резкие движения в холодную, сухую погоду с потерей воды (через пот), а желательны спокойные занятия в теплом помещении или же на улице в теплую погоду. Типу же Пипа (жар, влажность) желательны упражнения также без больших нагрузок, но можно до пота, в прохладном сухом помещении или на улице в прохладную сухую погоду. Из сказанного выше уже видно, что к различным странностям людей необходимо относиться с пониманием. Один человек любит эту пищу и не любит ту, другой - наоборот. Один любит сухую, другой - влажную баню, один любит горькое, другой - кислое, третий - сладкое и т. д. Один с удовольствием принимает холодовые процедуры, другой - никак к ним не подступится. Мы все разные, нам все диктует квантовое тело, и необходимо больше плушиваться к нему, а не к модным течениям в медицине, которые стирают, как и любая мода, индивидуальное в человеке. Понимание квантового тела дает понимание того, почему одному нравится Моцарт, другому - Бах, а третьему - "Роллинг Стоунз", почему один должен есть свежие, а другой - вареные овощи, один должен есть больше бобовых, другой - пшеницы, третий - молока, четвертый - кефира, почему соль, сахар и жир являются "врагами" не для всех, более того, для кого-то это даже лекарство, почему не для всех обязательно заниматься физкультурой на улице в некоторые времена года, и т. д. Особое место в Аюрведе занимает Панчакарма - комплекс методик, очищающих организм от Амы. Необходимо подчеркнуть, что они не имеют ничего общего с широко практикуемыми, модными сейчас у нас, грубыми, варварскими методами очищения организма. Панчакарма состоит из нескольких последовательно выполняемых мягких, физиологичных методик, в частности: масляный массаж, потовыделительная процедура, специальные небольшие клизмы с настоями трав, лечение через нос и др. Наконец, в Аюрведе с древности применяется Марма-терапия - мысленное и физическое воздействие на ключевые точки пересечения (соприкосновения) сознания и тела. Всего имеется 107 Марм, среди которых есть 4 наиболее важных поверхностных и 3 глубоких "великих Мармы". Марма-терапия использовалась в Аюрведе еще до появления акупунктуры в древнем Китае и являлась, по-видимому, ее предшественницей. Опытный Вайдья может устанавливать у каждого пациента Мармы пятнадцати Субдош и балансировать их. Физическое воздействие на Мармы осуществляется выполнением специальных упражнений и поз, вызывающих сдавливание, напряжение или растяжение в соответствующих точках, кроме того, прямым пальцевым массажем, а также воздействием на точки струей теплых масел. Итак, мы вкратце познакомились с теоретическими и практическими основами Аюрведы. Однако каждый ее раздел, если его рассматривать детальнее, не менее увлекателен для пытливого ума. Конечно, хотелось бы рассказать обо всем подробней, а также коснуться возможных практических советов, однако это достаточно большая тема. Думаю, что знакомство с Аюрведой может быть полезно не только людям, не имеющим отношения к медицине, но и врачам, и тем, кто готовится стать врачом. Возможно, у некоторых из них проснется интерес к древнему знанию, и это даст им новый импульс к профессиональному развитию. Лично я не представляю себе настоящего врача, не знакомого с Аюрведой. Может быть, врачу не обязательно детально знать и практиковать ее, но совершенно необходимо получить от нее живительный глоток вековой мудрости и толчок к новому мышлению. Для того, чтобы продемонстрировать аюрведическое лечение, возьмем, к примеру, случай, когда ко мне на прием приходит женщина с повышенным весом. Она уже все перепробовала, но в лучшем случае добивалась незначительного кратковременного эффекта. Ни скудная диета, ни заморские рецепты, ни голодание не помогли, а объясняется это тем, что во всех этих случаях в организме не устранялись первопричинные нарушения: скрытый дисбаланс и специфические скрытые органные дисфункции. По описанной выше схеме я провожу обследование и исследование пульса и выявляю, какие органы у данной пациентки функционируют недостаточно эффективно, в каком соотношении находятся Доши, в каком состоянии Шроты, определяю количество Оджаса и Амы. При диагностике я к тому же использую некоторое свое преимущество перед древними врачами, оперируя имеющимися у пациентки данными лабораторных и инструментальных методов исследования, а также использую свою, более совершенную, чем в древности, разработанную мною методику "глазной" диагностики (иридодиагностики). Говоря о разработанной мною методике иридодиагностики, я, естественно, не имею в виду, что это я разработал саму иридодиагностику: я имею в виду, что я провожу ее не так, как все иридологи, а по-своему. Поскольку сейчас мы говорим об Аюрведе, а не обо всей моей системе, в которой используются и аюрведические подходы, то и разберем данный случай только с аюрведических позиций. Итак, внешний осмотр, беседа с пациенткой, пульсовая диагностика позволили установить, допустим, что у нее имеется дисбаланс Капха-Доши, отвечающей за структуру в организме, и дисбаланс двух из пяти ее Суб-дош - Кледаки и Бходаки, отвечающих за эффективное пищеварение и здоровые вкусовые реакции. Дисбаланс Капхи приводит, как вы уже знаете, к избытку двух стихий в организме - воды и земли - и таких качеств (Гун), как холодное, влажное, тяжелое, маслянистое, сладкое, мягкое, медлительное, ровное. Кроме того, выявлено, что имеется дисбаланс двух Субдош Ваты -Саманы и Апаны, отвечающих за нормальную функцию начальных и конечных отделов пищеварительного тракта (в первую очередь, за петальтику), а также дисбаланс Субдоши Пипы - Пачаки, отвечающей за тонкие механизмы пищеварения в желудке и тонком кишечнике. В ходе диагностики установлено, что у пациентки существенное количество Амы (шлаков) в организме и плохо функционируют каналы очищения - Шроты. Следует заметить, что, как правило, дело обстоит несколько сложнее: имеется дисбаланс и некоторых других Субдош, например, отвечающих за электрофизиологические процессы, сосудистую систему или иных, и это учитывается в лечении. Но мы рассмотрим пример несколько упрощенно, иначе, уважаемый читатель, вы совсем запутаетесь. Итак, нам необходимо устранить дисбаланс Капхи и дисбаланс Субдош: Саманы, Апаны и Пачаки; устранить избыток холодного, влажного, тяжелого, маслянистого, сладкого, мягкого, медлительного, ровного в организме, очистить Шроты, вывести избыток Амы. Если я буду сопровождать каждое свое назначение пояснениями, то это займет очень много места, поэтому ограничимся просто перечнем данных пациентке рекомендаций, смысл которых вы, после прочтения предыдущего текста во многих случаях постигните сами. Во-первых, пациентке необходимо разнообразить свою жизнь: путешествовать во время отпуска, чаще ходить в гости, участвовать в зрелищных мероприятиях, переставлять в квартире мебель, желательно выбрать беспокойную работу, когда кругом много шума, движения; хороши любые новые зрительные, слуховые ощущения, новые и новые события. Далее - полезны тепло и сухость в любом виде: теплый и сухой воздух, теплая, сухая пища и теплые напитки. Нельзя переедать, необходимо ограничивать сладкое, кислое, соленое, жирное, холодное. Кстати, многие полные люди неправильно "сидят" на кефире. После еды полезно выпивать чашку горячего имбирного чая (щепотка порошка корня имбиря) или чая из 1 чайной ложки семян фенхеля. Завтрак и ужин должны быть легкими, причем на завтрак лучше съесть не бутерброд, а горячую пищу, приготовленную без воды или с минимальным ее количеством (запеченные, жареные блюда). Более того, завтрак нашей пациентке вообще можно пропустить, выпив вместо него медовой воды или полстакана имбирного чая. Можно смело употреблять специи. Фитотерапия будет включать отвары из трав, обладающих очищающим действием (корень лопуха, пырея и петрушки, лист малины, земляники, полевой хвощ, лист брусники, спорыш, мать и мачеха), а также из трав, устраняющих дисбаланс Капха-Доши и указанных выше Субдош. Это преимущественно травы согревающего действия и обладающие острым, вяжущим, горьким, сухим качествами. На аюрведических фабриках готовятся специальные травяные желе, расфасованные в небольшие баночки. Эти фитосборы пронумерованы и выдаются пациентам на месте по результатам пульсовой диагностики. Во многих странах эти желе разрешены в качестве пищевых добавок и свободно продаются. К сожалению, в нашей стране этот вопрос еще не решен. Нашей пациентке желательны регулярные посты (суточные голодания) или разгрузочные дни раз в неделю. В питании вообще наиболее благоприятны для нее острое, горькое и вяжущее. Из овощей рекомендуются: свекла, любая капуста, горох, чеснок, морковь, сельдерей, баклажаны, листовые зеленые овощи, грибы, лук, перец, картофель, редис, шпинат, аспарагус, латук. Ограничивать следует огурцы, помидоры, кабачки. Из фруктов рекомендуются: неперезрелые яблоки, абрикосы, груши, вишня, хурма и очень зрелые клюква, гранаты, а также все сухофрукты. Ограничивать следует бананы, кокосы, финики, свежий инжир, грейпфруты, манго, арбузы, апельсины, персики, ананасы, сливы и вообще все очень сладкие, кислые и очень сочные фрукты. Из зерновых рекомендуются: ячмень, гречиха, кукуруза, просо, рожь. Ограничивать следует овес, , пшеницу. Из молочных продуктов благоприятны: козье молоко и лишь умеренно - коровье, все остальные необходимо ограничивать. Яйца можно употреблять в любом виде, только не жареные. Из мясных продуктов благоприятны: цыпленок, креветки, индейка. Ограничивать следует мясо млекопитающих, дары моря (кроме креветок). Бобовые рекомендуются все, кроме фасоли, сои, черной чечевицы и зеленого горошка. Благоприятные масла: миндальное, кукурузное, сафлоровое, подсолнечное и в умеренном количестве топленое сливочное. Все остальные масла следует ограничивать. Из Сахаров рекомендуется только неподогретый мед. Следует ограничивать все орехи и семена, кроме подсолнечника и тыквы. Наконец, как уже говорилось, полезны все специи и кулинарные травы, но особенно корень имбиря и девясила. Обязательной рекомендацией для пациентки будет занятие физкультурой в количестве и по интенсивности выше умеренного, при этом наиболее благоприятны в данном случае бег, аэробика, гребля, танцы. Зимой лучше заниматься не на улице, а в помещении. Кроме этого, необходимы специальные упражнения из йоги (асаны), уравновешивающие Капха-Дошу: спираль (скрученный позвоночник), лодка, лев, голова к коленям, свеча (стойка на плечах), полуплуг и плуг. Асаны, естественно, должны выполняться с соблюдением правильного дыхания. Пациентке можно порекомендовать специальные Гандхарваведы (лечебную музыку), но также и классическую, либо современную музыку бравурного характера или любые энергичные, быстрые, шумные мелодии. Ароматотерапия в данном случае должна включать запахи можжевельника, эвкалипта, камфоры, гвоздики (пищевой), майорана. Необходимый для данного случая лечебный эффект может дать использование следующих металлов: медь, золото, олово (в виде любых изделий, носимых или длительное время находящихся рядом с пациенткой). Наиболее полезными камнями будут: агат, берилл, гранат (кроме белого), лазурит, опал, рубин, топаз. Следует иметь в виду, что нежелательными для нашей пациентки будут оправы для камней из серебра. Среди цветов наиболее полезны: красный, оранжевый, желтый, зеленый, пурпурный. Эти цвета должны путствовать в преобладающем количестве в одежде нашей пациентки, в интерьере. Ограничивать следует синие и голубые оттенки. Пациентке рекомендуются регулярные банные процедуры, причем в сухой бане - сауне. Марма-терапия будет состоять из пальцевого массажа умеренной силы по часовой стрелке четырех основных Марм: области "третьего глаза", середины грудины, эпигастральной области (область солнечного сплетения) и точки на 10 см ниже пупка. Дополнительные Мармы будут даны в соответствии с разбалансированными Субдошами. Пациентка будет на месте обучена медитативной технике, близкой к "трансцендентальной медитации" (упрощенный вариант с универсальной мантрой), либо направлена в ближайшую школу ТМ. Хочу подчеркнуть, что многие из описанных рекомендаций относятся только к конкретному случаю с избыточным весом и не должны восприниматься как универсальные. Все полные люди могут с пользой практиковать их. Однако у пациентов с другой патологией рекомендации могут быть другими и даже противоположными. Ряд рекомендаций, которые трудно реализовать в домашних условиях (специальные методики), не указан.
|
Задержитесь, пожалуйста, еще на минутку и обратите внимание на очень похожие материалы:
Народная медицина? Народное целительство!
Теперь несколько слов о так называемой народной медицине и различном целительстве. Предвижу удивленные восклицания и даже возмущенные голоса, но, тем не менее, выскажу свое мнение. Народная медицина? Такой медицины не существует. Есть осколки древних мудрых оздоровительных систем, которые сохранены в народе в виде отдельных средств и методов .. читать далее
Прочее целительство
С этим разобраться посложнее. Понятие это неоднозначное и часто аморфное. Самое важное, что большинство целителей - не профессиональные врачи. Сразу необходимо подчеркнуть, что здоровьем людей может заниматься только человек, имеющий достаточные базовые знания об истории медицины, о морфологии, физиологии, генетике, биохимии и биофизике чело .. читать далее
Модные "чудо-средства" и "чудо-методы"
Говоря о народном и прочем целительстве, мне бы хотелось ответить на некоторые вопросы, с которыми ко мне наиболее часто обращаются пациенты. Как Вы относитесь к экстрасенсам, к траве "кошачий коготь", к иохим-бину и виагре, к "электронной таблетке", к тому или иному противораковому или иммуностимулирующему средству, к .. читать далее
Гомеопатия: другая сторона медали
Отдельное место в медицинском потоке занимает гомеопатия - гениальное прозрение Ганемана, истоки которого можно найти еще в воззрениях Парацельса. Это самостоятельный оригинальный системный взгляд на здоровье и болезнь, давший системную методологию и технологию коррекции здоровья. Диагностическая гомеопатическая методология является, .. читать далее
|