Пракрути состоит из трех основополагающих качеств, трехглавных характетик (в санскрите называемых гунами): саттва,принципа света, восприятия, интеллекта и гармонии; раджас,принципа энергии, активности, эмоций и беспокойства; и тамаса,принципа инертности, мрака, уныния, безжизненности исопротивления.
Хотя каждое из этих трех качеств является необходимымэлементом природы, тем не менее, саттва представляет собойадекватное качество сознания. Раджас и тамас -- напротив,являются чуждыми, загрязняющими элементами сознания, которыеснижают нашу способность к восприятию.
Индивиды с превалированием саттвы придают особое значениетаким императивам как правда, честность, скромность и общееблаго. Лица же, у которых наиболее представлен раджас, болеевсего ценят силу, престиж, власть и возможности править. Те желюди, у которых доминирует тамас, оказываются в плену чувствастраха, раболепия, невежества и сил, ведущих к распаду.
Отсюда ясно, что важно стремиться к стилю жизни,соответствующему главным образом, саттвическому типу. Посколькуэти три качества существуют во всей природе, важно использоватьвиды пищи и травы, которые в основном имеют саттвическую природу.В этом плане Аюрведа классифицирует растения, согласно указаннымтрем гунам.
Это не означает, что травы, относящиеся к раджастическому итаматсическому типам, вообще не должны использоваться. Посколькусаттва находится в состоянии равновесия с раджасом и тамасом, тотравы раджастическогго типа могут находить применение в целяхкоррекции тамазических состояний, и наоборот. Однако, травысаттвического характера обладают самостоятельной ценностью вплане стимуляции развития сознания.ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ
Из трех гун формируются пять элементов. Из саттвы, состоящейиз ясности, образуется элемент эфир. Из раджаса, состоящего изэнергии, возникает огонь, из тамаса, состоящего из инерционногоначала, формируется земля. Между саттвой и раджасом берет своеначало субтильный, однако подвижный элемент, -- воздух. Междураджасом и тамасом возникает вода, которая сочетает подвижность синерцией.
Эти элементы представляют собой пять состоянийматерии:твердое, жидкое, лучистое, газообразное и эфирное. Онихарактеризуют пять видов плотностей, исчерпывающее все вещества,всю видимую и невидимую материю в мире. Они имеют своипсихологические корреляты (соответствия), которые демонстрируютсостояния сознания и качества эмоциональных переживаний.
Пять частей растений, согласно Аюрведе, панкангамы,показывают, каким образом строение растений соотносится ссоответствующими пятью элементами. Корневая система соответствуетземле, будучи наиболее плотной и самой низшей частью растения,которая связывает его с землей. Стебли и ветви соответствуютводе, поскольку они несут воду или сок соответствующего растения.Цветы коррелируют с огнем, которому пущи свет и цвет. Листьяже соответствуют воздуху, поскольку через листву ветер приводитрастение в движение. Плоды соответствуют эфиру, субтильной сутирастения. Семя содержит все пять элементов, заключая в себе весьпотенциал, которым растение обладает. ТРИ ДОШИ
Основу Аюрведы составляет представление о трех дошах, илитрех различных основных типах конституции человека. Из эфира ивоздуха формируются вата, за счет огня и одного из проявленийводы возникает питта; и, наконец, вода в сочетании с землей даеткапху. По соответствующим элементам, или пущим различным лицамдошам мы определяем основную природу соответствующих лиц иустанавливаем направление лечения, специфически отвечающего ихпотребностям.
Соответствующие три доши распознаются по характерным ихатрибутам: вата -- сухая, холодная, легкая, подвижная, тонкая,твердая и грубая, подвержена переменам и ясная8 Это -- наиболеемощная из дош, являясь самой жизненной силой, и наиболее мощной вформировании болезней. Эта доша управляет всем движением и несеткак питту, так и капху.
Питта -- горячая, легкая с качествами флюида, субтильная иострая, с неприятным запахом, мягкая и ясная. Именно онауправляет жаром, температурой и всеми химическими реакциями.Капха же -- холодная, мокрая, тяжелая, медленная, лишеннаяживости и жизни, она статична, обладает большой плотностью и, какбы затуманена облаками. Именно функцией капхи являетсяподдержание материального начала организма, его веса и взаимнойувязанности, взаимного баланса.
Вата в ее естественном состоянии поддерживает энергию воли,вдох, выдох, движение, реализацию импульсов, равновесие тканей,остроту органов чувств. Будучи агравированной, она вызываетсухость, очаги избыточной пигментации, потребность в теплоте,тремор, вздутие живота, запоры, снижение физической силы,бессонницу, потерю остроты восприятия, потерю остроты органовчувств, бессвязность речи и быструю утомляемость.
Питта в ее нормальном состоянии отвечает за пищеварение,теплопродукцию, зрительное восприятие, чувство голода, жажды, захорошее состояние кожи, интеллект, целеустремленность, мужество,а также мягкость тела. Будучи агравированной, питта вызываетжелтую окраску мочи, каловых масс, глаз и кожи, а также вызываетощущение голода, жажды, ощущение жжения и тяжелый сон.
Капха в ее нормальном состоянии обеспечивает твердость истабильность, поддержание (равновесия) жидкостей тела(биологических жидкостей), смазку суставов и такиеположительные эмоции, как умиротворенность, любовь и прощение.Будучи агравированной, она приводит к утрате пищеварительногопотенциала, к накоплению мокроты (флегмы), слизи, чувствуизнеможения и тяжести, вызывает бледность, ощущение зябкости,утрату тонуса конечностей, затруднение дыхания, кашель иповышенную сонливость.
Вата концентрируется в толстом кишечнике, бедрах, боковойчасти тела, костях и органах тактильного восприятия.
Главным же образом вата локализуется в толстом кишечнике, гдеона накапливается, вызывает заболевания и откуда она может бытьнепосредственно удалена.
Главным же образом вата локализуется в толстом кишечнике, гдеона накапливается, вызывает заболевания и откуда она может бытьнепосредственно удалена.
Питта концентрируется в тонком кишечнике, желудке, поте,отделяемом жировых желез, в крови, плазме и органах зрительноговосприятия. Ее главной локализацией является тонкий кишечник, гдеона накапливается и откуда она может быть непосредственно удаленаиз организма.
Капха концентрируется в грудной клетке, горле, голове,поджелудочной железе, ребрах, плазме, жировой ткани, в носу и вязыке. Ее основным центром является желудок, где онанакапливается и вызывает заболевания и откуда она может бытьнепосредственно удалена из организма. Определение индивидуальной конституции
Индивидуальная конституция обретается в момент рождения и остается постоянной на протяжении всей жизни. Хотя существуют три основных типа конституции, согласно превалирующей в организме доше, тем не менее существуют комбинации и вариации конституций. Например, две доши могут сосуществовать при равном соотношении сил. Приводимые ниже характетики не имеют целью создать стереотипы, они лишь призваны иллюстрировать типичные ситуации и тенденции к какому-либо превалированию.